Проблема деревни царь рыба. «Экологические и нравственные проблемы

Иллюстрация А. Веркау

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды - отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Сборник новелл Виктора Астафьева "Царь-рыба", пожалуй, никого не оставит равнодушным. Эти новеллы, рассказывающие о просторах великой сибирской реки, неохватной тайге, читаются с большим интересом. В "Царь-рыбе" поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Своеобразен и язык произведения. Писатель использует те местные слова, которые употребляют люди, живущие в его родном краю – слова, которые он хорошо знает с детства. Это придаёт новеллам неповторимый колорит.

Развёрнутая картина "нескончаемости мироздания и прочности жизни", что играет в крохотной капле и цветке, который отважно пророс навстречу холодным ветрам в ожидании солнца, учит любить природу, воспитывать доброе отношение к человеку. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке.

Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового листа". Капля у автора повествования - это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока реки жизни.

Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные печали, наша жизнь. Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно - вот основная мысль, выраженная писателем в "Капле". В книге "Царь-рыба" есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться именно на ней.

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает "ладно" и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится "сраму", который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора.

Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на "доисторического ящера", "глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе". Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних "козявках" и "вьюнцах", он с удивлением называет его "загадкой природы".

С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то "зловещее" показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что "одному не совладать с этаким чудищем". Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: "Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!" Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время "жадность он почел азартом", а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. "Аа, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не "всякому Якову". Отбросив сомнения, "удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...".

Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на саму мать-природу. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С замиранием сердца следишь за поединком Игнатьича с таинственной рыбой. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. "Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке", - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр "не по руке ему". Да он и знал это с самого начала их борьбы, но "из-за этакой гады забылся в человеке человек".

Игнатьич и царь-рыба "повязались одной долей". Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. "Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?" - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя перебороть собственную гордыню. Он кричит: "Браате-ельни-и-и-ик!.." Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба "плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом". Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом.

Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: "А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу". Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе.

Человек - это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: "Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: "Прос-сти-итееее... еееээээ... Глаа-аша-а-а, простии-и".

После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле "десятки смертельных уд". Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении остается собой. "Царь-рыба" заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу.


Виктор Астафьев талантливый мастер, знающий природу, требующий бережного отношения к ней. Уже с первых шагов на литературном поприще писатель стремился решать важные проблемы своего времени, находить пути совершенствования личности, будить в читателях чувство сострадания. В 1976 году появилось его произведение «Царь-рыба», имеющее подзаголовок «повествование в рассказах». В нем по-новому рассматриваются постоянные для творчества Астафьева мотивы. Тема природы обрела философское звучание, стала восприниматься как тема экологическая. Идея русского национального характера, к которой писатель обращался еще в рассказах «Последний по клон» и «Ода русскому огороду», также звучит на страницах повести «Царь-рыба».




Сюжет и композиция Произведение включает двенадцать рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора, лирического героя, по родным местам Сибири. Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико-философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование. Основу «Царь-рыбы» составляют рассказы о рыбалке и охоте, написанные в разное время. Произведение включает двенадцать рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора, лирического героя, по родным местам Сибири. Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико-философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование. Основу «Царь-рыбы» составляют рассказы о рыбалке и охоте, написанные в разное время.




Человек и природа Человек это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: "Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: "Прос-сти-итееее… еееээээ… Глаа- аша-а-а, простии-и".




Браконьерство Хищническое отношение к природе, тема браконьерства проходит через всю книгу. В основе браконьерства во всех его многочисленных формах и проявлениях лежит потребительство как психология, образ жизни, поведение и философия… Создавая портреты чушанских браконьеров, писатель использует одинаковую, типичную ситуацию – «случай на реке», представляющую собой разновидность классической ситуации испытания человека в его противоборстве с природой…


Единство человека и природы Каждая из новелл по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового листа". Капля у автора повествования это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока реки жизни. Каждая из новелл по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового листа". Капля у автора повествования это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока реки жизни.


Жизнь и смерть Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно вот основная мысль, выраженная писателем в "Капле". Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно вот основная мысль, выраженная писателем в "Капле".


Человек и общество В повести «Царь-рыба поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между человеком и обществом. Вот Игнатьич мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче это его отношение к остальным чушанцам, отношение с некой долей снисходительности и превосходства. Именно эти качества, хотя и не выказываемые им открыто, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.


Царь-рыба... Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на "доисторического ящера", "глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе". Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних "козявках" и "вьюнцах", он с удивлением называет его "загадкой природы". Царь-рыба... Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на "доисторического ящера", "глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе". Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних "козявках" и "вьюнцах", он с удивлением называет его "загадкой природы". Образ-символ


Выводы Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении остается собой. "Царь-рыба" заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу. Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении остается собой. "Царь-рыба" заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу.

Сочинение

Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострилось настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или, погубит планету и погибнет сам. Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился к ней Виктор Астафьев.
Уроженец русского Севера, Астафьев любит и чувствует природу. Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.
Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как а «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек – царь природы. Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.
Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в леса Гоша и погиб и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.
Всего через десятилетие после того, как была написана «Царь-рыба», случилась Чернобыльская катастрофа. И время разделилось на то, что было до и после Чернобыля. Воздействие человека на живую природу по губительной силе сравнялось с планетарными стихийными бедствиями. Местные катастрофы перестали быть местными. За тысячи и тысячи километров от Чернобыля в костях животных, птиц и рыб находят радиоактивный стронций. Зараженные воды уже давно влились в Мировой океан. В Антарктиде погибают пингвины, питающиеся зараженной рыбой. То, о чем писал Астафьев, стало страшной реальностью: планета мала, она слишком хрупка для бравых экспериментов. Нельзя вернуться в прошлое, но можно попытаться спасти то, что еще осталось.
Конец 20-ого и начало 21-ого века дали еще одному понятие – экология человека. Человечество, искалеченное духовно, не имеющее цели, кроме погони за материальными благами любой ценой, калечит природу. Астафьев не использовал термин «экология человека», но его книги именно об этом, о необходимости сохранить нравственные ценности.

Другие сочинения по этому произведению

"Царь-рыба" Астафьева Анализ рассказа "Царь-рыба" Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Царь-рыба».) РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА "ЦАРЬ-РЫБА" Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев "Царь-рыба") Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин) Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева "Царь рыба" Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба») Природа (по произведению В.П.Астафьева "Царь-рыба") Образ Игнатьича в новелле «Царь-рыба» Трагедия человека и природы в произведении Астафьева "Царь-рыба" Характеристика рассказа "Царь-рыба" Главная тема книги Астафьева «Царь рыба» РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА "ЦАРЬ-РЫБА" - вариант 2 Мои размышления над страницами повести Астафьева «Царь-рыба» История написания произведения Астафьева "Царь-рыба" Человек и природа, их единство Нравственность и экология по произведению Виктора Астафьева "Царь рыба" Реальное и фантастическое в произведении Астафьева Царь рыба Сочинение по новеллистическому циклу Астафьева "Царь-рыба" Раздумья о роли человека на земле о вечных духовных ценностях в повести Астафьева «Царь рыба»

Цели урока:

1.Углубить знания учащихся о В.П.Астафьеве. Выявить нравственные законы, определить отношение человека и мира, в котором он живет.
2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи, побуждать к самостоятельной работе с книгой, словарем.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ИКТ, ОСК, тексты с рассказом В.Астафьева “Царь – рыба”.

Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы -это защита самого человека от нравственного саморазрушения.

В.Астафьев.

ОСК составляется на доске в течение всего урока.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. В эфире передача “Пусть говорят”. Нашу встречу мы проводим в рамках дней защиты от экологической опасности.

– Что такое экология? (ответы детей, затем дается значение слова по словарю Ожегова).

Таким образом, мы видим, что экология – это и взаимоотношение людей с природой, это и гармония человека с самим собой.

Эти проблемы, проблемы не только экологические, но и нравственные, поднимает наш современник,которого называли совестью нашей эпохи, В.П.Астафьев в рассказе “Царь-рыба”.

(Запись числа и темы)

– Что подразумевает ток-шоу?

(Учитель обращает внимание на то, что выступающие на ток-шоу должны уметь защищать свое мнение, они могут вступать в спор, аргументировать свою точку зрения. (звучит цель урока) Предоставляется слово биографам, которые знакомят с биографией В.П.Астафьева.)

1слайд (портрет В.П.Астафьева, под портретом бегущая строка.)

“Виктор Петрович всегда шел и идет неторопливо “вперед” и редко бывает последовательным в пути. Он перекликается каким-то краем с лагерной темой – Солженицыным и Шаламовым. Другим краем-с фронтовиками: Симоновым, Быковым, еще с “деревенщиками” Беловым, Распутиным, но центром творчества Астафьева стали биография самого художника и летопись его поколения” , – Лев Анненский.

2слайд В.П.Астафьев член Союза писателей с 1958 года, художник, которого критика относила то к “деревенской”, то к “военной прозе”, член редколлегии журнала “Наш современник” и “Новый мир”, лауреат Государственной премии СССР 1978г за книгу “Царь-рыба”.

3слайд. “Я родился при свете лампы в деревенской бане в ночь на 2 мая 1924 года” – вспоминал писатель.

Родился будущий писатель в большом селе Овсянка Красноярского края на берегу Енисея. Ему не было еще 7 лет, когда он потерял мать: она утонула в Енисее. Река отметиной пройдет по всем его произведениям. Он проведет на реках свои лучшие дни, о чем напишет книги,и в каждой из них он помянет свою мать Лидию Ильиничну. Она осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением. В автобиографическом очерке “Сопричастный” В.Астафьев писал: “Если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями….И лишь одно я бы попросил у своей судьбы– оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь.” Памяти матери он посвятил повесть “Перевал”. Лучшие страницы своих книг Виктор Петрович посвятил тем людям, которые с детства формировали его мировоззрение. И среди них важнее всех была его бабушка Екатерина Петровна.

4 слайд. На фотографии мы видим ее суровое, сухое лицо, ведь не зря ее в деревне называли “генерал”. Но запало в душу Витьке бабушкино уменье в тяжелые минуты поворачиваться к свету: голодно в деревне, самим есть нечего, а она в дом брошенного щенка несет, обманул её внук, но пряничного коня она ему все же купила,брюки ему сшила с карманом, а он тут же их разорвал, но бабушка радуется: слава Богу сам жив остался. Да и чувствовала бабушка, что внук в нее пошел.

5 слайд. Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев русские традиции, красоту и суровость родной сибирской земли.

6 слайд. И вот трудное, но все же счастливое детство кончилось. Будущий писатель был сдан в Игарский детдом.

7слайд Детдом.Весна 1941г. Бродяжничество, детдом, равнодушие родственников. Об этой странице своего отрочества писатель скажет в автобиографической книге “Последний поклон”, но жизнь в Игарке, где Астафьев 6 лет учился в школе с достаточной полнотой можно представить по книге “Кража”, куда Виктор Петрович придет в лице главного героя.

7слайд. Осенью 1942г Астафьев уходит добровольцем на фронт.

8 слайд. На войне он встретил свою судьбу, свою жену Марию Семеновну.

Все было в их жизни: и счастье рождения детей, и ужас похорон двух дочек, и голод, и холод, и болезни. Но и стойкость, и мудрость, и верность единственной жены,посвятившей ему всю себя. В книге “Печальный детектив” мы читаем: “муж с женой, женщина с мужчиной, совершенно не знающие друг друга, в непостижимом громадном пространстве мироздания соединились, чтобы стать родными и испытать родительскую долю, продолжая себя в детях.”

9 слайд. Осенью 1943 года Виктор Петрович и Мария Семеновна демобилизовались из армии. Тяжелые ранения лишили Виктора Петровича основной профессии-составителя поездов. Однажды он попадает на занятия литературного кружка при газете “Чусовой рабочий”. После этого занятия он написал за ночь свой первый рассказ “Гражданский человек”. В 1953 году вышла его первая книга-сборник рассказов “До будущей весны”. В 1958 г Астафьев пришел в Союз писателей РСФСР. Вскоре вышел рассказ “Тают снега”, посвященный жизни в деревне. Но неумолимо манила к себе Сибирь, родная река, и семья Астафьева переезжает на его малую родину. В родном селе Овсянка под Красноярском и умирает В.Астафьев в 2001 году. Эту землю он восславил в знаменитой и бесценной “Царь-рыбе”.

Слово учителя. Мы видим, что Виктор Петрович был человеком глубоко нравственным. Слово нравственные, нравственность сегодня у нас прозвучало уже несколько раз.

– Что такое нравственность? (ответы ребят, затем дается толкование по словарю Ожегова)

На доске вывешивается табличка нравственность. Эти качества могут быть заложены в человеке, кто-то их развивает, а кто-то губит, но бывает момент в жизни человека, когда он возвращается к тому, что потерял. Давайте вспомним героев “Царь-рыбы” и подумаем, о каком из героев мы можем так сказать?

– Какой же пользовался репутацией наш герой в п. Чуш? (проверка домашнего задания, ребята зачитывают цитаты, характеризующие главного героя). Пусть говорят.

Ответы: “Звали его вежливо”, “был ко всем внимателен”, “был посноровистей любого механика”, “к чушанцам относился с некой долей снисходительности и превосходства”, “однако шапку лишка не ломал”

– Какой же мы можем сделать вывод из характеристики, данной Игнатьичу?

(Игнатьич состоит из противоречий. Репутация героя построена на соединении противоречивых утверждений. Двойственность подчеркивается и противительными союзами а,но, однако, зато, и хотя ничего плохого в отношении чушанцев к Игнатьичу нет, но такая информация настораживает)

– Такими были взаимоотношения Игнатьича с чушанцами. А каковы же были взаимоотношения с младшим братом Командором. Давайте освежим страницы рассказа. Пусть говорят. (ролевое чтение).

– Как вы думаете, только ли гнильцой самолюбия Командора вызвана такая страшная ненависть к младшему брату? (Игнатьич тоже желает смерти младшему брату, не церемониться с ним.) Он, конечно, сильнее, справедливее. но и беспощаднее. Конфликт, который возникает между братьями, связан с жадностью, злобой. Мы видим, что Игнатьич не нравится нам во взаимоотношении с братом, с чушанцами. И одна из нравственных проблем, которую поднимает автор – это взаимоотношение между людьми. (Вывешиваем табличку человек-человек )

– Мы с вами увидели противоречивую личность во взаимоотношениях с людьми, мы не увидели в нашем герое одну из составляющих экологии – это отношение с природой. Автор проверяет своего героя, какой же он по отношению к окружающей среде. Известно, что он рыбак, что можно сказать о том, что он хороший рыбак. Пусть говорят.

– Но есть сведения, что он не просто рыбак, а браконьер. Пусть говорят. Показывая Игнатьича в главном деле его жизни – браконьерстве, писатель впускает нас в душу героя. Мы слышим слабый голос его совести. Игнатьич сам презирает “дрянь в себе, мозглятинку”, чувствует, что из-за рыбы забывается в человеке-человек. Какую проблему поднимает автор? Сохранение личности – вывешивается следующая табличка .

– Что это за рыба такая, из-за которой Игнатьич не смог сохранить в себе человека? Пусть говорят. (Чтение наизусть отрывка)

– На поединок с этой рыбиной, рыбиной удивительной красоты, величины, с рыбиной, которая олицетворяет не осетра, сидящего на крючке, а что-то большее, решается Игнатьич. Игнатьич, который считал себя царем реки. (чтение соответствующих отрывков о поведении рыбы и реакции Игнатьича на ее движения) .

– О чем здесь идет речь?

(Не о рыбе и ее ловце, не о рыбалке, а о трагедии Человека с природой,он повязан “одним смертным концом”,который вполне реален при бездушном и безнравственном обращении с нею. В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.)

– Какую нравственную проблему мы можем выделить? Человек и природа (вывешивается табличка)

– Игнатьич назвал желанную когда-то для него царь – рыбу оборотнем. Все в ней отвратно, тошно,похабно. А сам он?

– Какой образ нашел писатель для выражения сущности героя? (оборотня)

Избранные композиционные средства показали обе стороны медали: внешнюю – благопристойную, скрытую – неприглядную.

– Где же истоки его оборотничества? Ответ мы находим в воспоминаниях, нахлынувших на него в ужасные, как он думал смертные часы.

Слайды с иллюстрациями: обидел Глашу, заветы деда, учеба в школе.

– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

(Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит)

– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.

“Прощайте и прощены будете”,-гласит евангельская заповедь.

– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)

– Сформулируйте идею, ради которой был написан рассказ. (В покаяние – освобождение) табличка.

– Девиз дней защиты от экологической опасности гласит: “Экология-это безопасность-это жизнь”.Природа дарит человеку жизнь, если он любит, бережет, охраняет ее,совершает покаяние.

А сам Астафьев так определил суть своего произведения (обращаемся к эпиграфу, записанному на доске) “Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу… защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения”.

Пусть говорят, что нравственность упала, пусть говорят, что нравственных людей нет, но я в вас верю.

Это была программа “Пусть говорят”. До свидания.