Любохонская школа. Методическая копилка

Исток человеческой истории покрыт для философа мраком, и уже в самые древние времена замечаются такие странности, которые не совместимы с той или иной философской системой; поэтому многие предпочли в отчаянии разрубить узел и теперь видят на земле лишь руины былых поселений, а в роде человеческом - остатки прежнего человечества, бежавшие в горы или скрывавшиеся в пещерах в то время, как вся планета переживала, в своем прежнем положении, свой, как говорится, день Страшного Суда. Присущий теперешнему человечеству разум, известные ему искусства и традиции - это будто бы не что иное, как спасенная добыча, - все это некогда принадлежало погибшему первоначальному миру 1* , и вот почему в разуме, искусствах и традиции людей сказывается, с одной стороны, некий блеск, объясняющийся тем, что зиждятся они на опыте долгих тысячелетий, а с другой стороны, их никак нельзя прояснить до конца, потому что благодаря сохранившимся от прошлого мира людям культура двух миров связывается словно Истмийским перешейком, а в то же время и спутывается. Если мнение такое верно, то тогда не может быть никакой чистой философии человеческой истории, ибо и наш род и все его искусства - попросту шлак, оставшийся после разорения мира, каким он был прежде. Посмотрим же сейчас, основательна ли эта гипотеза, которая и землю и человеческую историю превращает в хаос, в клубок, не доступный никакому распутыванию.

Во всяком случае, эта гипотеза не основана на наблюдении изначального строения нашей Земли, потому что первые совершавшиеся на Земле опустошения и катаклизмы не предполагают существования человечества, которое отжило свой век, а относятся к самому кругу творения, благодаря которому только и появилась возможность жить на Земле 2* .

1* См., в первую очередь, глубокомысленный «Опыт о происхождении познания истины и наук». Берлин, 1781 1 . Гипотезу о том, что наш земной шар сложился из развалин иного мира, по самым разным причинам разделяют многие естествоиспытатели.

2* Факты, подтверждающие мои суждения, рассыпаны в различных книгах по естественной истории Земли, отчасти известны из Бюффона, так что я не буду обрамлять каждое свое положение цитатами.

В древнем граните, составлявшем внутреннее ядро нашей планеты, не находят, насколько изучена эта порода, следов погибших органических существ, гранит не содержит их в себе, и составные части его не предполагают их наличия. Вероятно, вершины гранитных скал поднимались высоко над уровнем моря, потому что они не испытали воздействия водной стихии но на таких голых скалах человек не мог дышать, не мог находить и пропитания для себя. Воздух, окружавший эти бесформенные утесы не был еще отделен от воды и огня, он бременел самыми разнообразными материями, которые в различных сочетаниях и в различные периоды времени постепенно опускались на остов Земли и придавали ей форму, но воздух такой не мог пока ни дать дыхание самому сложному существу Земли, ни сохранить его живой дух. Поэтому первые живые создания возникли в воде, и возникли они со всею мощью перво-творящей силы, которая ни в чем ином не могла проявить себя, а потому придала себе органический строй лишь в мириадах моллюсков, - никто, кроме них, и не мог жить в этом бременеющем рождениями море. Земля продолжала принимать свой облик, и моллюски при этом нередко гибли, разрушенные их тела послужили основой для образования более сложных органических существ. Чем более освобождалась от воды первородная скалистая порода, чем более оплодотворялась она осадками моря, то есть элементами и органическими созданиями, соединенными с водой, тем более спешило растительное творение догнать в развитии своем водные существа, и на голой земле, на суше, пошло теперь в рост все, что только могло расти. Но и в парниках этой зоны земли, суши, не могло еще жить ни одно земное животное. На вершинах, где растут теперь лапландские травы, находят окаменелые растения жарких поясов Земли - явное доказательство того, что в окружавшем Землю тумане царил жаркий климат. Но и такой богатый испарениями воздух уже должен был в значительной степени очиститься, потому что огромные массы вещества опустились уже на землю и потому что нежное растение требует для себя воздуха; но поскольку среди всех отпечатков растений не встречается животных и тем более костей человека, то весьма вероятно, что ни животных, ни человека не было еще тогда на Земле, потому что не был готов ни материал для их создания, ни пропитание, нужное для поддержания их жизни. Так и дальше - Земля переживает еще несколько переворотов, и, наконец, в верхних слоях глины и песка мы находим скелеты слонов и носорогов, ибо то, что раньше принимали за расположенные в более глубоких слоях окаменелостей человеческие скелеты, вызывает большие сомнения и более точными естествоиспытателями признается за останки морских животных. И на Земле природа начала с образовании наиболее жарких стран и, как кажется, с самого чудовищного размера живых существ, подобно тому как в море природа начала с моллюсков, покрытых раковинами, и с гигантских аммонитов; по крайней мере, вместе с многочисленными скелетами слонов, которые были снесены в од-но место течением воды и нередко сохранились вместе с кожей, найдены были и змеи, и морские животные, но только не тела людей. И даже

если бы их нашли, то, совершенно несомненно, они принадлежали бы к гораздо более новой эпохе по сравнению с древними горами, где нет вообще ничего живого в этом роде. Это рассказывает нам древнейшая книга земли с ее слоями глины, сланца, мрамора, известняка и песка; но что же говорит тут в пользу такого «пересотворения» земли, которое будто бы пережил один род людей, будто бы давший начало людям, живущим теперь на Земле? Скорее все, что говорит книга Земли, свиде-тельствует о следующем: испытав ряд предварительных катаклизмов. Земля из хаотической смеси материй и сил под действием животворного тепла творящего духа превратилась в особое, изначальное целое, и в конце концов на Земле мог появиться уже и венец всего творения - человек, сложное и тонкое существо. Итак, системы, которые, наводя на нас страх и ужас, повествуют о том, как раз десять менялись местами все части Земли и полюса, как раз сто переворачивался с головы до пят весь обитаемый и возделанный мир, как люди бежали из страны в страну и находили себе могилу под обломками скал и на дне морском - все эти системы противоречат строению Земли или, по крайней мере, не подтверждаются ее строением, хотя и нельзя отрицать, что Земля претерпела множество переворотов и катастроф. Разломы древних пород, рудные жилы, обрушившиеся груды скал не говорят о том, что земля населена была еще и раньше, - до того, как возникла теперешняя земля, если бы даже древняя масса и претерпела такую судьбу и была целиком переплавлена, то уж, конечно, ничего живого не осталось бы от этого прежнего мира. Итак, Земля, история живого мира, населяющего Землю, каким сложился он теперь, все это для исследователя - сплошная проблема, которая ждет своего разрешения. Подойдем ближе к этой проблеме и спросим.

Методическая разработка обобщающего урока окружающего мира по разделу «Земля и человечество», 4 класс

Сечко Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МКУОШИ «Мыскаменская школа-интернат

Среднего (полного) общего образования»

Цели урока :

1.Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

  1. Образовательная: заключается в цели урока.
  2. Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
  3. Воспитательная: любовь к окружающему миру, уважение к одноклассникам, помощь ближнему.

Планируемые результаты

Предметные:

Должны знать основные понятия, изученные в разделе;

Уметь работать с географической картой и глобусом, выявлять причины экологических проблем.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД :

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия : перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: закрепление и повторение изученного по теме.

Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, предметы старины, раздаточный материал для каждой игры.

Ход игры

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей игры.

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждет ролевая игра.

И роли уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!

Дети разделены на четыре группы. Группы сидят за разными столами.

Каждая группа получает одну из табличек:

АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ

ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ

Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Вы должны рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения – астрономов, географов, историков, экологов.

І этап игры

«Разгадай кроссворд – найди ключевое слово»

Разгадав кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов

  1. Созвездие.
  2. Прибор, который используют в работе астрономы.
  3. Планета, названная в честь богини красоты.
  4. Созвездие, по которому можно определить остроту зрения.
  5. Солнце - это...
  6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
  7. Планета-кроха.
  8. Американское название профессии человека, летающего в космос.
  9. Самая голубая планета.

Ответы: 1. Волопас. 2. Плутон. 3. Нептун. 4. Телескоп. 5. Звезда. 6. Венера. 7. Плеяды. 8. Астронавт. 9. Земля.

Ключевое слово: ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов

  1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
  2. Самый маленький материк.
  3. Изображение земной поверхности на плоскости.
  4. Тепловой пояс, в котором мы живём.
  5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
  6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
  7. Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово: ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков

  1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.
  2. Хранилище документов.
  3. Специалист по истории.
  4. События, случившиеся после рождения Христа, - это...
  5. Десять веков.
  6. Счёт лет называется...
  7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов

  1. Международная экологическая организация.
  2. Природное наследие России - озеро.
  3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное...

4. Национальный парк Африки.

5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.

6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.

7. От каждого человека зависит... нашей планеты.

8. Московский... - Всемирное культурное наследие

9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света

Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети... 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее.

8. Кремль. 9. Мавзолей.

Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.

ІІ этап игры

«Практическая работа»

АСТРОНОМЫ

Приведите примеры небесных тел:

Небесные тела - ………………………………………………………………………………………………

Запишите названия всех планет в порядке удаления их от Солнца:

……………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………

Подчеркните красным цветом самую большую планету, зелёным – самую маленькую, жёлтым - одну из каменных планет, синим – одну из газовых планет.

Ответьте на вопросы.

Какой прибор служит для наблюдения за звёздным небом? ________________________________________

Как расположена земная ось? ________________________________________

Есть ли день и ночь на других планетах?___________________

____________________________________________________________

Где на земном шаре день равен ночи круглый год? _____________________________________________________________

Кто был первым космонавтом планеты? Когда это произошло?

_____________________________________________________________

ГЕОГРАФЫ

Используя карту полушарий, запишите какие материки расположены в:

Западном полушарии - …………………………………………………………………………………….

Восточном полушарии - ………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Запишите названия всех океанов: ………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………

Заполните пропуски:

Точка на карте полушарий, где сходятся все меридианы - ___________.

Модель Земли - ___________________.

Условная линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария - _________________________.

Океан, омывающий берега Африки, Евразии и Америки - ______________________________________ .

Круговые линии на карте, проходящие через полюсы, соответствующие направлению север – юг - ___________________________________.

Условное изображение земной поверхности в определённом масштабе - _______________________.

Самый большой материк - __________________________.

Полушарие, в котором находится Южная Америка - __________________________.

Круговые линии на карте, соответствующие направлению запад – восток - ________________________.

Самый холодный материк - __________________________ .

Самый большой океан Земли - ________________________ .

ИСТОРИКИ

Из предложенных предметов выбрать объекты старины:

Глиняный кувшин, электрическая лампа, монеты, ключ от амбара, лапти, трубка от телефона, электронные часы.

Определите, в каком веке появилось изобретение.

Изобретение

Век

Первый будильник (водяной) был изобретён древнегреческим философом Платоном за 400 лет до нашей эры.

Самые древние очки нашли в гробнице египетского фараона Тутанхамона, который правил в 1400 – 1392 годах до нашей эры.

Самые первые ножницы в Восточной Европе были найдены под Смоленском, а изготовили их около 1000 года нашей эры.

Первый проект машины для шитья разработал ещё в 1496 году Леонардо да Винчи.

Первый велосипед был изобретён мастеровым уральских заводов Артамоновым в 1801 году.

Первые упоминания о шахматах относятся примерно к 570 году.

Первые упоминания о пушке относятся к 1382 году, когда она была использована при обороне Москвы от хана Тохтамыша.

ЭКОЛОГИ

Заполнить пропуски (с использованием карты полушарий):

1. Статуя Свободы:

Материк - …………………………

2. Кижи, деревянные церкви:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

3. Водопад Виктория:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

4. Венеция:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

5. Озеро Байкал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

6. Мемфис – древняя столица Египта:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

7. Тадж – Махал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

8. Большой каньон:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

ІІІ этап игры

Тест «Земля и человечество».

Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

ТЕСТ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом называется …

а) экология

б) астрономия

в) география

2. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был …

А) Юрий Гагарин

Б) Нил Армстронг

В) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости,

Называется…

А) глобус

Б) географическая карта

В) равнина

4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

А) полярный

Б) тропический

В) умеренный

5. Ценные находки старины хранятся…

А) в архивах

Б) в музеях

В) в библиотеках

6. «Легкими нашей планеты» называют…

А) хвойные леса

Б) тропические леса

В) широколиственные леса

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в

России. Какой это век?

А) хvıı век

Б) хıх век

В) хvııı век

8. Эмблему «Большая панда» имеет…

А) Гринпис

Б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт – Петербурга – это…

А) природное наследие России

Б) культурное наследие России.

Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

4. Подведение итогов игры

Что же такое окружающий мир? (Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, поверхность Земли, Всемирное наследие, растительный и животный мир и т. д.)

Что важно понять каждому человеку? (Уметь ценить то, что тебя окружает, беречь это.)

Оценивается работа каждого игрока.

Определяется команда – победительница.

Награждение (грамоты).

5. Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел(а) видеть окружающий меня мир».


Кузькина Наталья Михайловна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №5, г.Светлый.

Цели:

    систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;

    развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы;

    воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: ИКТ-презентация, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, глобус, кроссворды, фишки для оценивания знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Деление на группы

-К нам пришли помощники «географы», «историки», «астрономы», «экологи»

(Учащиеся подходят к доске и выбирают себе карточки с названием разных специальностей).

Рассаживаются за столы по выбранной специальности.

III. Повторение пройденного.

Закройте глаза и послушайте: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы так до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша земля (Дети открывают глаза и видят глобус). Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно”.

А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

Что для этого нужно?

Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания

Получилось название темы “Окружающий мир”

IV. Сообщение темы и цели урока.

Каждый из вас старается содержать в порядке своё рабочее место, комнату, наш класс. Но такой же порядок нужен и в окружающем нас мире!

Кто же наведёт порядок?

Да, это наши специалисты, которых вы представляете! Представьтесь!

Специалисты по знаниям истории, астрономии, географии и экологии.

Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос “Что такое окружающий мир?” для вас, ваше видение.

Итак, детвора, начинается игра!

V. Ход игры.

1 этап “Разгадай кроссворд – найди ключевое слово”.

Решив кроссворд, группы определяют ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов.

Вопросы к кроссворду:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это… 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

Ответы: 1.Волопас. 2.Телеском. 3. Венера. 4.Плеяды. 5.Звезда. 6. Нептун. 7.Плутон. 8.Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов.

Вопросы к кроссворду:

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2.Самый маленький материк. 3.Изоображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7.Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово – ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков.

Вопросы к кроссворду:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это…5. Десять веков. 6. Счет лет называется… 7.Наука, которая изучает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2.Архив. 3. Историк. 4.Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов.

Вопросы к кроссворду:

1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России – озера… 3.Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… 4.Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты. 8.Московсий …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1.Гринпис. 2.Байкал. 3.Наследие. 4.Серенгети. 5. Экология. 6.Красная книга. 7. Будущее. 8.Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда дети называют ключевые слова, находят подходящую иллюстрацию к своему слову.

Вывод:

Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

Физминутка.

ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ТРУДИТЬСЯ” (В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.)

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,

Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!

2 этап “Практическая работа” с использованием раздаточного материала.

Смена состава групп

Осень.Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят

1 группа-желтые листочки

2 группа-оранжевые листочки

3 группа-красные листочки

4 группа –зеленые листочки

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материал: альбомный лист, клей, карандаши, ножницы, изображение планет, Солнце.

Узнай планеты, найди их место, подпиши название.

Географы собирают карту полушарий.

Материал: два круга из альбомного листа, карандаши, клей, ножницы, контуры материков.

Узнай и подпиши материки и океаны.

Историки с помощью “ленты времени” определяют, в каком веке это произошло и обозначают с помощью римских цифр.

Материал: раздаточный.

Экологи работают с картой мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

Найди места, где находятся эти объекты всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили. Делают вывод.

3 этап – тест “Земля и человечество

Смена состава групп

1команда-1 стол

2 команда – 2 стол

3 команда – 3 стол

4 команда – 4 стол

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

Учащимся раздаются карточки с тестом “Земля и человечество.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

а) глобус
б) географическая карта

4. Какое из данных созвездий- Большой Пёс?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

а) полярный
б) тропический
в) умеренный

6.Ценные находки старины хранятся…

а) в архивах
б) в музеях

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

8. “Лёгкими нашей планеты” называют…

а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса

9. Эмблему “ Большая панда” имеет…

а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это…

а) природное наследие России;
б) культурное наследие России

Презентация. Город Светлый.

Подведение итогов

Что является для человечества домом? (планета Земля)

Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и беречь это)

VII. Оценивание знаний.

Оценивается работа каждого игрока, определяется команда- победительница, выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Перед вами лежат квадраты зелёного и жёлтого цветов. Выберите любой. Если вы выбрали квадрат желтого цвета, то на следующий урок напишите сочинение на тему: “Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир”; если вы выбрали квадрат зелёного цвета, то приготовьте реферат на тему: “Проблемы города Светлого”.

Цели:

  • систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру детей

Оборудование: ИКТ-презентация, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, глобус, кроссворды, фишки для оценивания знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Физминутка на регуляцию психического состояния.

Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!

После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.

II. Проверка домашнего задания.

О чудесном нашем крае,

Будет разговор.

Вы расскажете о Байкале,

Рядом с ним живём.

Рассказ детей “Как защитить Байкал”. Приложение1.

III. Повторение пройденного.

Закройте глаза и послушайте: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы так до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша земля (Дети открывают глаза и видят глобус). Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно”.

А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

Что для этого нужно?

Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания

Получилось название темы “Окружающий мир”

IV. Сообщение темы и цели урока.

Каждый из вас старается содержать в порядке своё рабочее место, комнату, наш класс. Но такой же порядок нужен и в окружающем нас мире!

Кто же наведёт порядок?

Да, это наши специалисты, которых вы представляете! Представьтесь!

Специалисты по знаниям истории, астрономии, географии и экологии.

Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос “Что такое окружающий мир?” для вас, ваше видение.

Итак, детвора, начинается игра!

V. Ход игры.

1 этап “Разгадай кроссворд – найди ключевое слово”.

Решив кроссворд, группы определяют ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов.

Вопросы к кроссворду:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это… 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

Ответы: 1.Волопас. 2.Телеском. 3. Венера. 4.Плеяды. 5.Звезда. 6. Нептун. 7.Плутон. 8.Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов.

Вопросы к кроссворду:

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2.Самый маленький материк. 3.Изоображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7.Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово – ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков.

Вопросы к кроссворду:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это…5. Десять веков. 6. Счет лет называется… 7.Наука, которая изучает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2.Архив. 3. Историк. 4.Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов.

Вопросы к кроссворду:

1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России – озера… 3.Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… 4.Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты. 8.Московсий …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1.Гринпис. 2.Байкал. 3.Наследие. 4.Серенгети. 5. Экология. 6.Красная книга. 7. Будущее. 8.Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда дети называют ключевые слова, находят подходящую иллюстрацию к своему слову.

Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

Физминутка.

“ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ТРУДИТЬСЯ” (В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.)

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,

Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!

2 этап “Практическая работа” с использованием раздаточного материала.

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материал: альбомный лист, клей, карандаши, ножницы, изображение планет, Солнце.

Узнай планеты, найди их место, подпиши название.

Географы собирают карту полушарий.

Материал: два круга из альбомного листа, карандаши, клей, ножницы, контуры материков.

Узнай и подпиши материки и океаны.

Историки с помощью “ленты времени” определяют, в каком веке это произошло и обозначают с помощью римских цифр.

Материал: раздаточный.

Экологи работают с картой мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

Найди места, где находятся эти объекты всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили. Делают вывод.

3 этап – тест “Земля и человечество”

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

Учащимся раздаются карточки с тестом “Земля и человечество.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

а) глобус
б) географическая карта

4. Какое из данных созвездий- Большой Пёс?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

а) полярный
б) тропический
в) умеренный

6.Ценные находки старины хранятся…

а) в архивах
б) в музеях

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XVII век б)XVIII век
в) XIX век г) XX век

8. “Лёгкими нашей планеты” называют…

а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса

9. Эмблему “ Большая панда” имеет…

а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это…

а) природное наследие России;
б) культурное наследие России

Подведение итогов

Что является для человечества домом? (планета Земля)

Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и беречь это)

VII. Оценивание знаний.

Оценивается работа каждого игрока, определяется команда- победительница, выставление оценок.

Итог урока (показ видео-ролика, как обобщение знаний по разделу “Земля и человечество”) Приложение2 .

IX. Домашнее задание.

Перед вами лежат квадраты зелёного и жёлтого цветов. Выберите любой. Если вы выбрали квадрат желтого цвета, то на следующий урок напишите сочинение на тему: “Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир”; если вы выбрали квадрат зелёного цвета, то приготовьте реферат на тему: “Проблемы озера Байкала”.

Проверочная работа для 4 класса по разделу: «Земля и человечество»

1.Какое озеро нашей страны самое глубокое?

а) Каспийское море

б) Байкал

в) Селигер

2.Как называется наука о прошлом? Запиши ответ:

____________________________

3.Подчеркни годы, относящиеся к 17 веку:

1700 1580 1600 1612

4.Что такое астрономия? Выбери вариант ответа:

а) наука о Вселенной

б) наука о строении человека

в) наука о растениях

5. Укажи, как называется небесное тело, которое представляет собой светящееся пятно с полосой в форме хвоста?

а) комета б) метеорит в) планета

6.Отметь, у какой планеты есть кольца, состоящие из огромного числа камней и глыб?

а) у Земли б) у Сатурна в) у Марса

7.Какая звезда самая яркая на небе?

а) Полярная звезда

б) Альдебаран

в) Сириус

8.Укажи, какая звезда указывает точное направление на север?

а) Полярная звезда

б) Сириус

в) Альдебаран

9.Определи страну, в которой появился первый глобус. Подчерни верный ответ.

Древняя Греция, Германия, Китай, Франция

10.Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков называется….. Запиши ответ: ____________________

11. Что такое география? Укажи ответ:

а) наука о Вселенной

б) наука о Земле

в) наука о человеке

12. Подчеркни верный ответ. Какой правитель установил отсчет лет от Рождества Христова?

Иван Грозный Дмитрий Донской

Петр I Юрий Долгорукий

13.Во время практической работы ученики распределили исторические источники на подгруппы. Проверь их работы. Кто допустил ошибку?

Маша: вещественные источники- орудия труда, сооружения, украшения, предметы быта.

Артем: устные исторические источники – сказания, легенды, пословицы, книги.

Миша: письменные исторические источники – древние рукописи, торговые распоряжения, письма, летописи.

14. Запиши название океана, по которому путешествовал Тур Хейердал _________________________________

15. Установи соответствие. Какие объекты Всемирного наследия находятся в нашей стране, а какие – за рубежом? Соедини стрелками

А) в нашей стране 1) Тадж Махал

Б) за рубежом 4) Абу-Симбел

16. Впиши пропущенные слова:

1) Изображение одного из самых редких животных мира, которое называют «бамбуковым медведем» - эмблема международной организации _________________________________

2._____________________подготовил и выпустил Международную Красную книгу.

3. ________________ в переводе с английского языка означает «Зеленый мир»

Слова для справок: Гринпис, WWF , МСОП