Уголок природы в детском саду (живой, природный уголок в ДОУ). Живой уголок в детском саду Разрешено ли в детских делать живой уголок

Управление образования администрации города Костромы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №40

Консультация для воспитателей.

Воспитатель

Кострома 2009г.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Обще­ние с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, проис­ходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охра­няющих и умножающих природные богатства.

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок природы детского сада, где содер­жатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облег­чает работу воспитателя; под его руководством ребята системати­чески наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и раз­виваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные, особенности внешнего вида, поведения

Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, не требовать сложного ухода, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

В уголок природы следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической полосы, в кото­рой расположено учреждение. Уголки старшей и подготовительной к школе групп пополняются животными и растениями из других климатических зон, неприхотливыми, интересными для наблюде­ния.

У всех растений и животных, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выражены признаки группы или класса: напри­мер рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности де­тей: для младшей и средней групп - растения и животные, наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко, например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т. д.

При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север - хорошо развиваются теневыносливые.

Одни обитатели уголка природы постоянно находятся в группе, их дети могут наблюдать в течение года. Это комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек между младшей и средней группами. Другие объекты размещаются в уголке при­роды на короткое время - на сезон, а иногда и часть его.

Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы по­может воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.

Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни - птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум - в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет.

Низкорослые светолюбивые комнатные растения можно поста­вить на подоконник, если они не будут загораживать детям свет. На нижней части оконных косяков, можно сделать полочки для вьющихся растений. Крупные растения (например, сансевьера) или композиции из некоторых неприхот­ливых растений помещают в напольные вазы.

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микро­климат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениям и - лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рых­ления земли. Для ухода за животными - тазы, тря­почки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.

Весь инвентарь по уходу находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует по­местить в столике-шкафчике под ним; здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий ин­вентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определен­ном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали.

При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети.

Уголок природы в младших группах

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предме­тов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также об­разовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и на­зывать 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за расте­ниями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же опреде­ляет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши - учатся узна­вать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру дви­жения, издаваемым звукам и т., д.

Воспитатель учит детей наблюдать, со­средотачивать внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обиль­но и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия , ки­тайский розан и др . Привлекают внимание детей и растения, имею­щие пестро окрашенные листья, - аукуба («золотое» или «колбас­ное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших раз­ меров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым не­сложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов для наблюдения в течение года вно­сят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Во второй группе младшего возраста в уголке природы поме­щают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно по­едающую корм.

Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Же­лательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подой­дет канарейка,

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы млад­ших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильнее и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). Клетку с морской свинкой или хомячком изредка приносят в группу ма­лышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

Уголок природы в средней группе

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообра­зие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать раз­личия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче раз­личают особенности растений, знакомятся с условиями, необходи­мыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; уста­навливает и первые связи - зависимость характера дви­жения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обита­телями уголка дети овладева­ют несложными умениями: поддерживать растение в чис­тоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наб­людая за растениями и живот­ными, подмечают яркие про­явления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми оби­тателями. Комнатные расте­ния должны иметь разную форму и величину листь­ев, так как ребята ов­ладевают новыми приемами поддержания растений в чис­тоте: обливают из мелкосет­чатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влаж­ной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья. При этом дети учатся устанав­ливать способ ухода в зависимости от характера листьев: вели­чины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с соч­ ными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-реке, ас­парагус , душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внеш­нему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие под-

вижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки - вуалехвост , телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов . Различия во внешнем виде и повадках назван­ных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. Можно поместить в уголок морскую свинку и хомячка .

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблю­дать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нужда­ются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями.: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный-вмпоерасГ, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей не­обходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособ­ления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб- гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не мень­ший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта малень­кая рыбка местных водоемов - своеобразный, барометр : перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики . Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве- ценнейший материал для наблюдения.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжи­тельную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спя­чки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вя­лой, неохотно берет корм.

Уголок природы

в подготовительной к школе группе

Основная задача оз­накомления с природой в подготовительной группе - формирование эле­ментарных знаний о су­щественных зависимос­тях в мире природы: за­висимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жиз­ни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность . В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не толь­ко на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зави­симости от условий их обитания в естественной среде, в уго­лок природы следует поместить растения, резко отличающие­ся по своим потребностям во влаге: циперус , который в течение 10 ме­сяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки; традесканции - с большой потребностью во вла­ге; узамбарские фиалки , поливать которые следует весьма уме­ренно, и др.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разно­образно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.) ; листо­выми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, клорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Рыбы в аквариумах (их должно быть 2-3 вида) также разно­образные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания.


В квартире у соседки кто только не жил – попугайчик, белые крысы, морская свинка, бессчетные хомяки… Всех заводили по просьбе ребенка. Но живые игрушки быстро надоедали. И попугая по недосмотру загрыз кот, крыски погибли оттого, что съели домашнюю игрушку, набитую синтетическим волокном… Смерть маленьких существ дочка соседки переживала недолго: тут же просила купить ей новую живую игрушку. И родители соглашались: может, все-таки придет время, девочка научится ухаживать за теми, кто мал и бессилен…

В нашем городе когда-то существовала станция юных натуралистов. Ее бывший руководитель, Владимир Иванович Богданов, ныне поневоле сменивший профессию на фотожурналистику, рассказывал мне, как ребята добросовестно ухаживали за черепашками, ежиками и даже змеями… Бывшие юннаты до сих пор вспоминают ту светлую пору, полную радостями и курьезными случаями: однажды, например, ежик пропал. Долго его искали, потом обнаружили… на верху пирамиды из банок тушенки, припасенной для похода. Ежик забрался в пустую банку, привлеченный оставленным в ней кусочком колбасы, и уснул…

Другой мой 45-летний знакомый – тоже бывший юннат. Он на занятия кружков не ходил, но вступил в переписку с популярным советским журналом «Юный натуралист». В 5-м классе он самостоятельно вывел новый вид рыбок: скрестил рыбку с леопардовой окраской и бесцветным хвостом с рыбкой, у которой хвост был ярко-красным. В результате появились на свет красотки леопардового окраса с алым хвостом. Журнал «Юный натуралист» признал пятиклассника своим официальным экспертом и начал пересылать ему письма читателей с вопросами по аквариумистике…

Станции юных натуралистов и открытия любителей природы сейчас, похоже, никому не нужны. Поощряются юные физики и химики – от них в будущем зависят способы получения топлива, энергии, лекарств и других материальных потребностей человечества. Вот робототехника еще развивается. Роботов можно показывать на соревнованиях. Все это хорошо – и роботы, и победы российских учащихся на международных физических и химических олимпиадах… Но мне видится рыбка в аквариуме соседской дочки, всплывшая кверху брюшком – раньше девочка еще хоронила этих рыбок в коробке с ленточкой, а теперь просто выкинула потерю в мусорное ведро…

Некоторое время назад в детских садах России фактически запретили живые уголки. Нет, формально они существовать могут, но уж очень много требований теперь предъявляет к ним Санэпиднадзор. Вот выписка из правил:

«6.13. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
-животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается».

А вот эмоциональные отклики родителей, размещенные на интернет-сайтах: «В саду, куда ходит мой ребенок, все живые уголки ликвидировали. Воспитатели сказали: Роспотребнадзор запретил. Уверен, скоро запретят в детском саду детей. Дети - источники травматизма и инфекций. Дабы не подвергать ребенка очевидным рискам, предлагаю содержать их в отдельных стерильных боксах. А наиболее состоятельным - в барокамерах».

Родители говорят о том, что внешне животные в живых уголках были здоровы и безопасны. Но регулярно за ними ветеринары не наблюдают. Все детсады обязали получить на питомцев сертификаты, определиться с новыми помещениями. Не выполните – накажем рублем, пообещали в Роспотребнадзоре. И случилось страшное – фактически всем садикам в краткий срок пришлось избавиться от обитателей живых уголков. В лучшем случае - передать в зоомагазин. Но зоомагазины от взрослых животных обычно отказываются… Человеческие, моральные нормы уступили санитарным… И предательство любви совершилось на глазах у детей.

Фото Светланы Потаповой

Создание живого уголка в детском дошкольном учреждении имеет большое значение в воспитании малышей. Чаще всего детей приобщают к природе с помощью комнатных растений, воспитатели прививают подрастающему поколению любовь к «зеленым питомцам» и учат заботиться о них. Несмотря на огромное многообразие в продаже экзотических цветов, выбор комнатных растений в детский сад весьма ограничен. Кроме внешней привлекательности, они должны быть особенно безопасны для детей, а также отвечать ряду других требований.

Общие принципы подбора комнатных растений в ДОУ

При создании для детей уголка живой природы следует ответственно подойти к выбору растений и соблюдать ряд требований.

  • Безопасность. Не допускается размещать в помещении детского сада растения, содержащие ядовитый сок, а также разновидности с колючками или ягодами. В этом возрасте малыши отличаются особой любознательностью, и соблазн попробовать привлекательную ягодку на вкус очень велик. Под запрет попадают: диффенбахия, паслен, некоторые разновидности молочая, лилии, кактусы и другие растения. Также следует обратить внимание на растения с «пушком», на поверхности листьев обычно скапливается много пыли, поэтому, если в группе есть аллергики, то от таких растений лучше отказаться. Ярким примером может служить фиалка.
  • Неприхотливость к уходу и условиям содержания. Учитывая, что заботиться о цветах предстоит рядовым сотрудникам, лучше не осложнять уход за растениями. Подойдут такие виды, которые не потребуют частой обрезки, подкормок или регулярного поддержания повышенной влажности воздуха. Подходящие по этому принципу комнатные растения в ДОУ: алое без острых колючек, нефролепсис, щучий хвост и т.д.
  • Очищение воздуха. Стоит отдать предпочтение тем видам, которые не только безопасны, но и приносят ощутимую пользу для здоровья детей. Многие цветы способны очищать воздух от пыли, поглощать вредные вещества и токсины. Например, хлорофитум поглощает до 86% опасных для человеческого организма формальдегидов, а плющ до 90% бензола.

Подбор комнатных растений в зависимости от возрастной группы

Помимо основных требований комнатные растения в детском саду должны подбираться для каждой возрастной группы индивидуально. Если для малышей больше важна только внешняя привлекательность - крупные и яркие цветы, то для детей постарше следует подбирать такие виды, за которыми они смогли бы ухаживать вместе с воспитателями, приобщаясь к труду.

  • Младшая группа. Для самых маленьких достаточно будет разместить в комнате 8-10 горшков с цветами. Желательно, чтобы они все были цветущие и отличались по высоте, размеру и окрасу цветков. Например, можно разместить несколько видов бегонии, примулу, гибискус.
  • Средняя группа. Для малышей постарше можно увеличить количество цветов до 12 штук. Теперь нужно чтобы у комнатных растений в ДОУ было еще больше отличий, например, по форме и величине листьев, строению стебля. Подойдут такие виды, как традесканция или кливия. Дети смогут уже более детально сравнивать цветы по их внешнему виду.
  • Старшая группа. Ассортимент живого уголка природы еще больше расширяется и каждый ребенок должен иметь к ним доступ. В этом возрасте воспитатели начинают показывать основные правила ухода за «зелеными питомцами», а дети наблюдают и по возможности принимают участие. Рекомендуется выращивать по 2-3 экземпляра одного вида растения, так малыши смогут сформировать более правильное представление о конкретном цветке.
  • Подготовительная группа. В этом возрасте дошкольники не только получают теоретические знания, но и практические. Под руководством воспитателей они могут поливать цветы из маленьких леек, рыхлить почву, опрыскивать и протирать поверхность листьев влажной тканевой салфеткой. По этой причине 2-3 экземпляра комнатных растений в ДОУ обязательно должны быть с крупными листьями, чтобы дети могли без труда удалить с них пыль. Дошкольник уже может самостоятельно определить когда нужно полить и опрыскать цветок, берет «под опеку» наиболее понравившийся экземпляр и таким образом развивает в себе чувство ответственности.

Рекомендации по выбору комнатных растений в ДОУ в зависимости от интерьера

Для развития у детей чувства красоты и хорошего вкуса рекомендуется подбирать цветы так, чтобы они гармонично вписывались в интерьер комнаты. Важно учитывать все, начиная от обивки мебели и цвета стен и заканчивая отдельными декоративными элементами. Не стоит забывать о дизайне цветочных горшков, они могут быть как однотонные, яркого цвета, так и с орнаментом. Малышам обязательно понравятся керамические кашпо с декором.

Не менее важно правильно расположить горшки с растением. Следует избегать неустойчивых цветочных стоек, во время активной игры дети могут уронить их и получить травму. Лучше всего комнатные растения в детском саду ставить на подоконники или на специально оборудованные полки, расположенные вдоль стен.

Для формирования живого уголка подойдет достаточно много цветов, ниже представлены наиболее популярные виды, не требующие особого ухода.

Наименование Особенности содержания
Аспидистра Бальзамин Хлорофитум

Спатифилиум

Гибискус

Традесканция

Требуется яркий свет. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой на 3-4 градуса ниже. Полив в фазу активного роста обильный, зимой умеренный. Желательно опрыскивать цветы несколько раз в неделю.
Бегония Адиантум Освещение слабое, желательно полутень. Температура содержания от +20 °C до +25 °C. Полив осторожный и умеренный, но регулярный. Рекомендуется ежедневное опрыскивание.
Колеус Драцена окаймленная Аспарагус

Лавр благородный

Требуется яркий, но рассеянный через легкий тюль свет. Температура содержания: летом +18–21 °C, зимой на 1-2 градуса ниже. Полив умеренный, вода должна быть слегка теплая и мягкая. Необходимы регулярные опрыскивания.
Примула Узумбарская фиалка Освещение интенсивное и яркое. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой +16–19 °C. Полив регулярный. Влажность воздуха умеренная, листья не переносят опрыскивания, поэтому рекомендуется рядом с цветком поставить широкую емкость с водой.
Щучий хвост Герань Рео Освещение яркое, но рассеянное. Температура содержания: летом +18–25 °C, зимой +14–16 °C. Полив осторожный и умеренный, зимой скудный. Раз в неделю рекомендуется протирать листья влажной мелкопористой губкой или кусочком ваты.

Перечень растений, которые не следует содержать в живом уголке детского сада

Зная принципы подбора комнатных растений в детском саду, можно оформить красивый и познавательный живой уголок. Малыши не только познакомятся с отдельными видами растений, но и научатся ухаживать за ними. Узнают, что для хорошего самочувствия «зеленым питомцам», так же как и людям, нужна забота и внимание.

Создание живого уголка в детском дошкольном учреждении имеет большое значение в воспитании малышей. Чаще всего детей приобщают к природе с помощью комнатных растений, воспитатели прививают подрастающему поколению любовь к «зеленым питомцам» и учат заботиться о них. Несмотря на огромное многообразие в продаже экзотических цветов, выбор комнатных растений в детский сад весьма ограничен. Кроме внешней привлекательности, они должны быть особенно безопасны для детей, а также отвечать ряду других требований.

Общие принципы подбора комнатных растений в ДОУ

При создании для детей уголка живой природы следует ответственно подойти к выбору растений и соблюдать ряд требований.

  • Безопасность. Не допускается размещать в помещении детского сада растения, содержащие ядовитый сок, а также разновидности с колючками или ягодами. В этом возрасте малыши отличаются особой любознательностью, и соблазн попробовать привлекательную ягодку на вкус очень велик. Под запрет попадают: диффенбахия, паслен, некоторые разновидности молочая, лилии, кактусы и другие растения. Также следует обратить внимание на растения с «пушком», на поверхности листьев обычно скапливается много пыли, поэтому, если в группе есть аллергики, то от таких растений лучше отказаться. Ярким примером может служить фиалка.
  • Неприхотливость к уходу и условиям содержания. Учитывая, что заботиться о цветах предстоит рядовым сотрудникам, лучше не осложнять уход за растениями. Подойдут такие виды, которые не потребуют частой обрезки, подкормок или регулярного поддержания повышенной влажности воздуха. Подходящие по этому принципу комнатные растения в ДОУ: алое без острых колючек, нефролепсис, щучий хвост и т.д.
  • Очищение воздуха. Стоит отдать предпочтение тем видам, которые не только безопасны, но и приносят ощутимую пользу для здоровья детей. Многие цветы способны очищать воздух от пыли, поглощать вредные вещества и токсины. Например, хлорофитум поглощает до 86% опасных для человеческого организма формальдегидов, а плющ до 90% бензола.

Подбор комнатных растений в зависимости от возрастной группы

Помимо основных требований комнатные растения в детском саду должны подбираться для каждой возрастной группы индивидуально. Если для малышей больше важна только внешняя привлекательность - крупные и яркие цветы, то для детей постарше следует подбирать такие виды, за которыми они смогли бы ухаживать вместе с воспитателями, приобщаясь к труду.

  • Младшая группа. Для самых маленьких достаточно будет разместить в комнате 8-10 горшков с цветами. Желательно, чтобы они все были цветущие и отличались по высоте, размеру и окрасу цветков. Например, можно разместить несколько видов бегонии, примулу, гибискус.
  • Средняя группа. Для малышей постарше можно увеличить количество цветов до 12 штук. Теперь нужно чтобы у комнатных растений в ДОУ было еще больше отличий, например, по форме и величине листьев, строению стебля. Подойдут такие виды, как традесканция или кливия. Дети смогут уже более детально сравнивать цветы по их внешнему виду.

  • Старшая группа. Ассортимент живого уголка природы еще больше расширяется и каждый ребенок должен иметь к ним доступ. В этом возрасте воспитатели начинают показывать основные правила ухода за «зелеными питомцами», а дети наблюдают и по возможности принимают участие. Рекомендуется выращивать по 2-3 экземпляра одного вида растения, так малыши смогут сформировать более правильное представление о конкретном цветке.
  • Подготовительная группа. В этом возрасте дошкольники не только получают теоретические знания, но и практические. Под руководством воспитателей они могут поливать цветы из маленьких леек, рыхлить почву, опрыскивать и протирать поверхность листьев влажной тканевой салфеткой. По этой причине 2-3 экземпляра комнатных растений в ДОУ обязательно должны быть с крупными листьями, чтобы дети могли без труда удалить с них пыль. Дошкольник уже может самостоятельно определить когда нужно полить и опрыскать цветок, берет «под опеку» наиболее понравившийся экземпляр и таким образом развивает в себе чувство ответственности.

Рекомендации по выбору комнатных растений в ДОУ в зависимости от интерьера

Для развития у детей чувства красоты и хорошего вкуса рекомендуется подбирать цветы так, чтобы они гармонично вписывались в интерьер комнаты. Важно учитывать все, начиная от обивки мебели и цвета стен и заканчивая отдельными декоративными элементами. Не стоит забывать о дизайне цветочных горшков, они могут быть как однотонные, яркого цвета, так и с орнаментом. Малышам обязательно понравятся керамические кашпо с декором.

Не менее важно правильно расположить горшки с растением. Следует избегать неустойчивых цветочных стоек, во время активной игры дети могут уронить их и получить травму. Лучше всего комнатные растения в детском саду ставить на подоконники или на специально оборудованные полки, расположенные вдоль стен.

Для формирования живого уголка подойдет достаточно много цветов, ниже представлены наиболее популярные виды, не требующие особого ухода.

Наименование

Особенности содержания

Аспидистра

Бальзамин

Хлорофитум

Спатифилиум

Гибискус

Традесканция

Требуется яркий свет.

Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой на 3-4 градуса ниже. Полив в фазу активного роста обильный, зимой умеренный. Желательно опрыскивать цветы несколько раз в неделю.

Адиантум

Освещение слабое, желательно полутень.

Температура содержания от +20 °C до +25 °C. Полив осторожный и умеренный, но регулярный. Рекомендуется ежедневное опрыскивание.

Драцена окаймленная

Аспарагус

Лавр благородный

Требуется яркий, но рассеянный через легкий тюль свет.

Температура содержания: летом +18–21 °C, зимой на 1-2 градуса ниже. Полив умеренный, вода должна быть слегка теплая и мягкая. Необходимы регулярные опрыскивания.

Узумбарская фиалка

Освещение интенсивное и яркое.

Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой +16–19 °C. Полив регулярный. Влажность воздуха умеренная, листья не переносят опрыскивания, поэтому рекомендуется рядом с цветком поставить широкую емкость с водой.

Щучий хвост

Освещение яркое, но рассеянное.

Температура содержания: летом +18–25 °C, зимой +14–16 °C. Полив осторожный и умеренный, зимой скудный. Раз в неделю рекомендуется протирать листья влажной мелкопористой губкой или кусочком ваты.

Перечень растений, которые не следует содержать в живом уголке детского сада

Зная принципы подбора комнатных растений в детском саду, можно оформить красивый и познавательный живой уголок. Малыши не только познакомятся с отдельными видами растений, но и научатся ухаживать за ними. Узнают, что для хорошего самочувствия «зеленым питомцам», так же как и людям, нужна забота и внимание.

Видео занятий в уголке живой природы в детском саду

Дошкольный период - очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. Живой уголок в детском саду поможет привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширит кругозор и поможет получить новые знания.

Основная цель, которую ставят перед собой воспитатели, организовывая живой уголок - научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за питомцами живого уголка поможет сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Кроме того, многие дети не любят ходить в детский сад, а живой уголок поможет заинтересовать ребёнка, станет своеобразным стимулом и позволит скорее привыкнуть.

Выбирая питомцев в живой уголок, следует прежде всего учитывать безопасность животного и простоту ухода за ним. Понятно, что ни один живой уголок в детском саду не переживёт наличия террариума с ящерицами или «ручных» тарантулов. Дети должны сами научиться ухаживать за обитателями живого уголка, поэтому чем меньше времени и сил занимает уход, чем меньше он требует специальных знаний - тем лучше.

Кроме того, животные, которых Вы поселите в живой уголок, должны иметь яркую окраску. Это будет привлекать и концентрировать внимание детей. Желательно заводить несколько питомцев одного вида, это позволит детям видеть индивидуальные особенности экземпляров.

Лучше всего поставить в живой уголок аквариум с рыбками, которые не требуют серьёзного ухода. С детей будет вполне достаточно того, что они научатся правильно кормить рыб, менять воду и периодически чистить аквариум. Естественно, все эти манипуляции должны проходить под чутким руководством воспитателя.

Лучше всего выбрать небольшой аквариум и поселить в него , данио, меченосцев и . Хорошо будет воспринята детьми живущая в аквариуме маленькая водяная черепашка.

Аквариум должен украшать живой уголок, поэтому стоит продумать дизайн его внутреннего оформления. Детям очень нравится наблюдать за тем, как рыбки заплывают в гротики, шныряют между корягами и резвятся среди водорослей.

Можно поселить в живой уголок каких-то грызунов: крыс или хомяков, но лучше всего подойдут морские свинки, так как эти животные абсолютно безвредны и прекрасно ладят с детьми. Их можно брать на руки и кормить с ладошки, что приносит дошкольникам массу положительных эмоций. Не доставят морская свинка особых хлопот и в процессе чистки клетки.

Живой уголок может стать домом для волнистых попугайчиков. Лучше приобрести самца и самочку, так как детям обязательно захочется научить птичку разговаривать, а, как известно, этим могут похвастаться только представители мужской половины попугайчиков. Кроме того, если у Ваших питомцев появятся птенцы - это станет ценным материалом для наблюдения.

Обязательно вместе с детьми дайте питомцам клички. Сам процесс выбора имени принесёт море позитива, а впоследствии поможет детям по-настоящему подружиться с обитателями уголка природы.

Озеленить живой уголок также лучше простыми, не требующими особого ухода комнатными растениями. Можно использовать хлорофитум, который кроме эстетической привлекательности является ещё и очень хорошим очистителем воздуха, аспарагус, традесканции, монстеру, циперус и китайскую розу. Эти растения просты в уходе, не требуют особенных условий, легко размножаются. Для безопасности детей не следует приносить в живой уголок кактусы, а также растения, которые имеют ядовитый сок. Можно составить график полива, это поможет воспитать в детях чувство ответственности.

Периодически все вместе устраивайте генеральную уборку в своём живом уголке. Чистка аквариума и освобождение растений от пыли - интересное и увлекательное занятие для дошкольников.

Живой уголок в детском саду обязательно понравится воспитанникам, особенно тем, чьи родители не разрешают заводить домашних животных. Общение с природой - ценный опыт для воспитания личности, формирования человеческих ценностей и становления характера.