Политическая система общества кратко и понятно. Структура политической системы

СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти . Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Политическая система - это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти .

Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.

Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы , политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий , отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.

Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

Структура политической системы общества

В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:

а) собственно-политические: государство , политические партии , отдельные общественные организации.

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества ; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

б) несобственно-политические объединения - это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные , кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть . Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.

Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества всегда играло и продолжает играть государство.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи . Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан . Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима , деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

Типы политических систем

Тип политической системы - это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества .

а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории , Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства , или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы , которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права . Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов , имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов , администраций).

г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав , например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества . Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима . В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

Государство и органы местного самоуправления

Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум , выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.

Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных институтов, органов, организаций, групп людей и отдельных граждан, участвующих в политической деятельности данной страны. Прежде всего, в нее входит со всеми своими органами, далее следует указать на политические партии и отдельные общественные организации, деятельность которых имеет отчетливо политический оттенок. Следующая группа компонентов системы - общественные организации, которые не имеют строго политической окраски (профсоюзные, кооперативные, религиозные и т.п. организации), но при случае могут оказать существенное влияние на политику государства. Следует отметить в рассматриваемом ряду и словно бы далекие от политики организации, например, спортивные, "собирательские" (они являются объектом политических воздействий), а т.ж. учреждения, которые занимаются воспитанием и образованием подрастающего поколения: школа, театр, армия и т.д.

В политическую систему входит и система идей, принципов, воплощенных в законах, идеологии, морали. Сюда же можно отнести и деятельность отдельных людей, выступающих с политическими целями. В политическую систему современного общества входят не все и не всякие общественные объединения. Как и государство, они должны быть определенным образом юридически признаны (легитимированы), т.е. получить официальный правовой статус (например, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом). Значит, криминальные, иные "теневые", "мафиозные" организованные преступные группы не входят в понятие "политическая система" (хотя фактически оказывают большое влияние на политическую жизнь страны).

Все составные части П.с.о. находятся в тесном, органическом единстве, но каждая из этих частей имеет собственную структуру, свои организации и деятельности. Государственная - это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории данного государства. Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным, культурным и т.д. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, кооперативы и ассоциации производителей и т.д. В той или иной мере все они участвуют в политической жизни страны и, таким образом, вместе с государством составляют П.с.о. Государство занимает в ней решающее место. Это обусловлено следующими обстоятельствами: государство - это единственная полновластная в масштабе всей страны, охватывающая все население, проживающее на его территории; государство является концентрированным выражением и воплощением общества, официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене; государство, определяет основные направления развития общества, располагает особым (государственным) аппаратом, веление которого обеспечивается принудительной силой государства, а т.ж. обладает особыми юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми не располагает никто другой. Место и роль государства и других структурных элементов П.с.о. закрепляются в действующем законодательстве, конституции государства.

В зависимости от степени участия в политической жизни, в П.с.о. можно выделить несколько групп: А Политические группы, имеющие прямое отношение к осуществлению политической власти. К их числу относятся государство, политические партии, отдельные общественные объединения, политические движения. Их роль особенно заметна в период выборов. Партии в политической системе образуют партийную систему, выступая в качестве посредника между обществом и государством. Б. Общественные объединения, не ставящие непосредственно политических целей, а возникающие в силу экономических, социальных и других причин и интересов. К ним относятся профсоюзные, религиозные, кооперативные и другие организации. Свою активность они проявляют в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни, но их деятельность всегда оказывает определенное влияние на государственную власть, на политический климат в обществе. В. Другие общественные объединения, возникающие в соответствии с интересами и личными склонностями граждан к занятию определенной деятельностью в области культуры, искусства, народного творчества, науки, истории и т.д. Их деятельность имеет незначительное политическое содержание. К их числу относятся организации типа клубов творчества, кино- и фотолюбителей, нумизматов и филателистов, туристов и др. В определенные периоды (например, ) государство, политические партии и движения стремятся втянуть такие организации в политическую борьбу; привлечь их к более активному участию в политической жизни страны.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА" в других словарях:

    Сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно политических процессов. Основная функция … Политология. Словарь.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Юридическая энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ система ОБЩЕСТВА, система социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие … Современная энциклопедия

    Политическая система общества - ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, система социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Англ. system, political; нем. System, politisches. Система отношений институтов и организаций, обеспечивающая поддержание власти и управление обществом. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется… … Большой юридический словарь

    Политическая система общества - упорядоченная на основе права или иных социальных норм совокупность институтов (государства, политических партий, движений), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть … Пограничный словарь

    Система социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в… … Энциклопедический словарь

    политическая система (общества) - 1) (как комплексный конституционно правовой институт) совокупность норм, которые устанавливают конституционно правовой статус государства, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулируют их взаимоотношения; 2) (в… … Большой юридический словарь

Книги

  • Политическая система Японии. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Сосковец Л.И.. В пособии освещены основные проблемы формирования, состояния и функционирования политической системы Японии. Дается характеристика и выявляются особенности конституционного развития, системы…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Направление юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Политология

Тема: Понятие и структура политической системы

Выполнил: студент 2 курса

Казаков В.В

Проверил: к.и.н. доцент

Кальсина А.А.

Пермь - 2014

Введение

1. Понятие и структура политической системы

3. Функции политической системы

Заключение

Список литературы

Введение

Политическая система - одна из наиболее важных центральных курса «Политология». Она представляет собой совокупность институтов, идей, норм, и отношений, с помощью которых работает политическая власть.

Понятие «политическая система» неразрывно с понятием «государство», т.к. является главным элементом структуры политической системы. Предполагается, что возникновение политической системы связано как с возникновением государства, так и с его еще не государственными образованиями. Политическую систему составляет большое количество структур, подсистем и процессов. Все они взаимодействуют с другими подсистемами, такими как экономическая, социальная, культурная и идеологическая.

От политической системы во многом зависит, как общество будет реагировать на растущие потребности индивидов, как будет адаптироваться к непростым и изменяющимся условиям жизни. Благодаря деятельности политических институтов, выполнению людьми особых ролей в политике осуществляется управление политической системой, ее целенаправленные властные полномочия на все сферы жизнедеятельности человека в обществе.

Основное назначение политической системы состоит в выполнении двух функций:

1) распределять ценности в обществе;

2) побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное.

1. Понятие и структура политической системы

Понятие политической системы

Политическая система - упорядоченная совокупность институтов, которая подкреплена нормами позитивного права и других социальных регуляторов поведения общества. Понятие политической системы вошло в научный мир во второй половине XX века, однако встречается еще в труде Аристотеля «Политика» .

В основе термина «политическая система» лежат такие научные понятия как «политика» и «система». Второе обращает внимание, что речь идет действительно о системе, т.е. о целостности, и органическом взаимодействии всех структурных элементов. Структурный компонент системы можно рассматривать и в качестве подсистемы, но в рамках целого, и в качестве системы, которая имеет свои компоненты, специфику и организацию.

Слово «политическая» обращает на наше внимание на характер изучаемой нами системы. Оно дает определение, какую именно сферу человеческой жизни мы будем рассматривать. Ведь помимо политической сферы существуют и экономическая, духовная и социальная .

Политическая система как бы говорит, что она связана именно с политической жизнью общества, и не с какой иной более. В основе этой системы лежит политика, политическая власть, политические отношения. Политика - главный предмет функционирования политической системы.

В разные времена, разные политологи и ученые обращались к понятию политической системы. Так появился ряд теорий и концепций, отражающих их понимание этого понятия.

Т. Парсонс, считал, что общество взаимодействует в четырех сферах, соответственно, включает в себя четыре подсистемы: политическую, экономическую, духовную и социальную. Каждая из подсистем выполняет свои функции. Так экономическая подсистема направлена на реализацию потребностей людей в товарах и услугах. Социальная обеспечивает поддержание образа жизни, стабильность в обществе, передачу ценностей другим поколениям. Политическая подсистема направлена на удовлетворение коллективных интересов, мобилизует ресурсы. Духовная нацелена на интеграцию общества, сохранность солидарности между этими элементами.

Г. Алмонд представляет политическую систему и как возможность осуществлять преобразования в обществе для поддержании стабильности, и как совокупность зависимых друг от друга элементов.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм функционирования политической власти в обществе по поводу распределения ценностей. Такой подход позволил более детально определить место политики в жизни общества.

К. Дойч основатель кибернетической теории. Он рассматривал политическую систему как процесс управления человеческих усилий, направленных на достижение целей. В свою очередь система осуществляет формулировку, и корректировку курса осуществления общественных целей, путем расчета расстояния до цели и результатов предыдущих действий. Работоспособность политической системы зависела от поступающей информации о состоянии окружающего мира, а так же информации определяющей прогресс в реализации поставленных целей.

Таким образом, под политической системой можно понимать характерные взаимоотношения между обществом и государством. Важно учитывать то, что политическая система определяется, прежде всего, природой государства, будь то форма правления (страна президентского или парламентского типа), политический режим (демократизм, тоталитаризм, деспотизм), или же тип государства (республиканский или монархический).

Итак, политическая система - есть особенная система управления общественными процессами, структурные компоненты которой, органически взаимосвязаны друг с другом, и благодаря этому осуществляется влияние на все социальные группы, поддерживает порядок, опираясь на государственную поддержку .

2. Структура политической системы общества

Понятие системы предполагает наличие структурные элементов (компонентов), которые взаимообусловливают, и зависят друг друга. Любая система, будь то социальная политическая или экономическая регулируют отношения между своими элементами . Так, в зависимости от выполняемых функций можно выделить такие структурные компоненты, которые характеризуют различные стороны деятельности системы:

1. Институционный компонент, называющийся еще организационным. Он выражает внешние проявления политической системы общества, т.е. все входящие в него организации: государство, политические объединения, СМИ. Ядром политической системы и основным политическим институтом, сосредотачивающим максимальную силу и власть, выступает государство. Все эти институты корректируют общественные цели, направляют в нужное русло, тем самым осуществляя политическое развитие.

Институциональный компонент представляется самым важным, т. к. поддерживает стабильность политической системы, посредством нормативного воздействия на общество.

2. Регулятивный компонент является совокупностью правовых и политических норм, т.е. средствами регулирования взаимодействия относительно субъектов политической системы. Регулятивный компонент образуют нормы, выработанные государством, и направленные на контроль поведения людей в рамках дозволенности и запретов. Номы заключаются в праве, основном законе страны - Конституции, традициях. Так же базой можно считать и истоически сложившиеся обычай, принципы и убеждения, имеющие влияние на политическую систему.

3. Коммуникативный компонент представляет совокупность отношений, которые возникают при функционировании политической системы. В основном они возникают между субъектами по поводу осуществления политической власти. Базой этому компоненту служат каналы, по которым правительство может получать информацию - комиссии по расследованию, средства массовой информации, журналы, газеты, книги, Internet, т.е. все те средства, рассчитанные на огромную аудиторию, и которые используются ежедневно.

В основном этот компонент нацелен на завоевание, удержание, и поддерживание авторитета той или иной политической власти.

4. Идеологический компонент являет собой политическое сознание, которое господствует в данном обществе, при данной политической идеологии, системе взглядов, представлений, и идей. Данный компонент базируется на политических теориях, политических доктринах и политической культуре.

Этот структурный компонент лежит в основании политико - общественных институтов, политических норм, отношений в политической системе.

Таким образом, каждый из компонентов политической системы по- своему важен, так как все элементы находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Если взять любой из компонентов политической системы, можно увидеть, что каждый имеет структуру, способы выражения, а так же признаки внутренней и внешней организации.

3. Функции политической системы

Политическая система, как и любая другая имеет ряд специфических выполняемых функций. Функция - характеризует проявление свойств в определенной совокупности отношений, и направлена на поддержание работоспособности системы и поддержание ее в устойчивом состоянии .

Главной политической функцией является руководство и управление человеческим обществом , которая осуществляется руководством государства. Он заключается в определении целей и путей общественного развития, а так же способах их реализации.

Регулятивная функция направлена на установление порядка и принятии правил политического поведения, а так же отношений между обществом и государством. Обычно данную функцию связывают и с системой ценностей, которые существуют, или буду привиты обществу. Они отражаются в представлениях, воззрениях и взглядах.

Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование человеческих, материальных и духовных ресурсов, с целью поддержания и развития политической власти. политический государство общество

Воспитательная функция заключается в интеллектуальном развитии личности, расширение политического и жизненного кругозора благодаря получению «свежих» политических знаний. Особое воспитательное воздействие оказывает политическая культура. Еще в детстве мы получает установки, которыми руководствуемся всю жизнь. Так и политические установки формируют устойчивый интерес граждан к политической жизни страны.

Функция легитимизации определяется достижением определенного уровня доверия политической власти, а так же соответствия реальной политической власти ожиданиям общества, и правовым нормам.

Таким образом, политическая система отражает состояние общества, его отношение к политике государства. Через политическую систему выражаются основные потребности социальных групп. А благодаря функциям государство способно реализовать потребности общества. Рассмотрев основные функции политической системы можно судить о ее механизмах взаимодействия с обществом. Именно с помощью функций проявляется активность политической системы.

Заключение

Итак, благодаря политической системы в обществе создаются предпосылки для нормального функционирования политической власти. Политическая система является основополагающей не только политической, но и социальной, экономической, духовной сфер общественной жизнедеятельности. Политическая система регулирует взаимоотношения общества и государства, а так же отдельных индивидов в политическом взаимодействии.

Основным регулятором политических отношений выступают нормы права. Они вырабатывались на протяжении всей правовой и политической практики государств. А каждое государство - это своя политическая система, обладающая своими специфическими чертами.

Сейчас политическая система представляется как соединение государства с другими социальными элементами, выполняющими сходные с политическими функции, т.к. политические и социальные функции тесно переплетены. Главной функцией политики в любом государстве является захват и удержание власти и властных полномочий партией или отдельной личностью.

Политическая система призвана обеспечивать активное проведение внутренней и внешней политики, а так же направлена на формирование и реализацию интересов отдельных групп, и общества в целом.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, 3-е-изд. - М.: Юриспруденция, 2000г.

2. Гаджиев К.С. Введение в политологию. - М., 2008г.

3. Зеркин Д.П. "Основы политологии". - Ростов-на-Дону, "Феникс", 2008г.

4. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Наука, 1974г.

5. Мухаев Р. Т. Политология. - М., 1997 г.

6. Муштук О.З., Политология. - М., 2003г.

7. Панарин А.С. "Политология". М., Проспект, 2009.

8. Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1999г.

9. Попов П.Б. "Политология". - СПб. - Чита, 2007г.

10. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и виды политической системы общества, закономерности ее развития и характеристика. Особенности политической системы РФ. Государство как основной институт политической системы, его место и роль, суть правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2010

    Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие политической системы общества. Функции политической системы. Основные структурные элементы политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике. Теория политических систем в науке о политике.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура, функции, типология политической системы общества, государство как ее основной структурный элемент. Элементы политической системы общества в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие и структура политической системы. Характеристика взаимоотношений между государством и обществом. Государство как главный институт политической системы. Структура государства, полномочия власти и принуждения. Виды государственного устройства.

    реферат , добавлен 17.03.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Понятие, значение, структура и функции политической системы общества. Теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типы систем политической организации общества. Формирование институциональной подсистемы политической системы Казахстана.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Характеристики политической системы. Эволюция политической системы. Институциональные, т.к. неинституциональные формы политической жизни. Виды политической системы. Структура политической системы. Политические нормы и политические традиции.

    реферат , добавлен 18.03.2004

    Понятие, структура и основные функции политической культуры. Типы политической культуры. Понятие, структура и функции политической системы. Современная теория государства. Модель политической системы Д. Истона. Эффективность политической деятельности.

Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

Лекция 6. Политическая система общества.

1. Понятия политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Виды политической системы общества.

4. Государство как субъект политической системы общества.

5. Негосударственные субъекты политической системы общества.

Определение . Политическая система общества - это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества . Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

1. объединяет, «скрепляет» общество;

2. показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

3. дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

4. легализует и легитимирует политическую власть.

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют:

Институциональную подсистему (институциональный подход);

Регулятивную подсистему (регулятивный подход);

Идеологическую подсистему (идеологический подход);

Коммуникативную подсистему (коммуникативный подход);

Функциональную подсистему (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система ) - это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1. государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2. политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3. средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4. церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни; положение института в политической системе; производность института и другие.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на следующие группы:

1. собственно - политические;

2. не собственно политические;

3. не значительно политические (М. Н. Марченко, С. А. Комаров).

Собственно политические организации характеризуются:

Прямой связью с политикой;

Своей задачей они ставят достижение определенной политической цели;

Эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно правовом документе. К этим организациям относятся государство, партии.

Не собственно политические организации:

Возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально - бытовой, культурной деятельностью;

Они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи, активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

Возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

Они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе в ней различают три уровня:

Высший уровень политической системы - к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, Парламент, Верховный Суд);

Средний уровень - его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

Нижний уровень - его составляют элементы массового уровня, политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и не политические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г. В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные - это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные производные субъекты политики - это институты создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А. Ф. Черданцев).

политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А. В. Малько); граждане /или граждане и поданные, или народ (В. В. Лазарев, С. В. Липень); политических лидеров; формы непосредственной демократии; преступные сообщества (В. М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема . Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности, и устойчивости, как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

Правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

Политические традиции;

Политические обычаи;

Принципы и нормы морали (нравственности) (М. Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играет наиболее важную роль в политической системе. Они:

Определяет, закрепляет пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

С их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

Право аккумулирует волевые устремления людей: право - это согласование воль различных слоев населения;

Право - стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуется в строгих процессуальных формах.