Сущность бюджетно-налоговой политики, ее механизмы. Государственный бюджет

Бюджет является центральным звеном в деятельности государства. Он представляет собой совокупность средств, концентрируемых в руках государства и используемых для достижения определенных целей. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей, индивидов.

Бюджет нацелен на:

1. финансирование расходов государства

2. регулирование экономики

3. регулирование взаимоотношений субъектов федерации.

Функции бюджета:

1. фискальная функция

2. функция экономического регулирования

3. социальная функция

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Первочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности государства, уровень социальной защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения России с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики государства.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

2. Налоговая система , как инструмент бюджетной политики . Налоги , их виды .

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и

механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.

Основные качества эффективной налоговой системы :

Встроенность в общее бюджетное устройство;

Стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

Чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Классификация налогов:

1. по региональному признаку:

Федеральные

Региональные

Местные

2. по объекту налогообложения:

Налоги с доходов;

Налоги на имущество;

Налоги на операции с ценными бумагами.

3. по экономическому содержанию:

Косвенные

4. по прогрессивности:

Прогрессивные

Пропорциональные

Регрессивные

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Дискреционная фискальная политика сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Встроенные стабилизаторы : прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1.) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями - борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов - расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы - расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).


Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов , в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента . Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Государственные доходы - это часть, уделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным.

Шарль Монтескье

Государственные финансы, их признаки, функции и роль в экономике.

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Доходы и расходы государственного бюджета.

Бюджетный дефицит и причины его возникновения. Внешний и внутренний государственный долг.

Фискальная политика. Налоги и налоговая система. Принципы построения налоговой системы.

Системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

Экономический смысл кривой Лаффера. Дискреционная и автоматическая фискальная политика.

Вы уже поняли, что для успешного решения государством своих задач, о которых мы говорили в прошлой теме, ему необходимы огромные денежные средства, называемые государственными финансами.

Сам термин финансы произошел от лат. financia, что значит «платеж», доход. Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии в XIII-XV вв. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Таким образом, финансы - это не просто денежные средства государства, а именно экономические отношения, возникающие по их поводу, ведь деньги надо в определенном порядке собрать, рационально распределить по различным фондам (например, пенсионный фонд, фонд развития науки, образования, поддержки малого бизнеса и т.д.) и эффективно использовать.

Признаки финансов:

  • - денежная форма выражения;
  • - распределительный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена;
  • - распределение ВНП и НД через специальные фонды.

Функции финансов следующие:

  • 1) аккумулирующая - создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;
  • 2) регулирующая - стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем;
  • 3) распределительная - формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, специальные фонды, фонды предприятия;
  • 4) контрольная - обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих государству выполнение его экономических и политических функций, называется финансовой системой. В современных условиях она состоит из четырех звеньев: государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов.

Финансовая система большинства государств, в том числе и России, сегодня строится на принципе фискального федерализма , когда принцип фискального федерализма: функции отдельных звеньев финансовой системы должны быть четко разграничены. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, - расходы на оборону, космос, внешних сношениях государства. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.д. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный (федеральный) бюджет.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Он состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше всего из своих доходов.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источники государственного бюджета:

  • - прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%;
  • - государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;
  • - эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование расходов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

(баланс доходов и расходов государства)

А. Вилдавски: «Основной фактор, предопределяющий размер государственного бюджета на будущий год, - это размер бюджета прошлого года».

Государственные бюджеты утверждаются парламентами, т.е. высшей законодательной властью страны, тогда как правительство отвечает лишь за исполнение бюджета.

Такое разделение прав и обязанностей между исполнительной и законодательной властью помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бесконтрольной траты денег государственными чиновниками.

Из государственного бюджета осуществляются следующие выплаты:

Ассигнования - выдача денежных средств из госбюджета на содержание предприятий и учреждений.

Субсидии - вид государственного денежного пособия общего назначения, предоставляемого государством организациям, учреждениям.

Субвенции - вид государственного финансового пособия местным органам власти, предоставляемого на конкретные цели.

Дотации - вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков и целей поддержки.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Такое состояние бюджета называют сбалансированным. Однако в реальной действительности расходная часть бюджетов большинства стран, как правило, превышает доходную, и тогда говорят о бюджетном дефиците.

О том, что проблема дефицитности государственного бюджета для России отнюдь не нова, убедительно свидетельствует выдержка из статьи, опубликованной в сентябре 1909 г. газетой «Московский еженедельник» (редактор-издатель - князь Е.Н.Трубецкой) и посвященной обсуждению в Государственной Думе бюджета на следующий финансовый год: «Сопоставление потребностей государства на ближайшие годы с его возможными ресурсами не оставляло у беспристрастного слушателя никаких сомнений в том, что российский бюджет вступил в полосу хронических дефицитов, избавиться от которых возможно лишь путем героических усилий».

Есть две главные причины возникновения бюджетного дефицита. Во-первых, из-за сознательных действий правительства, которое в силу необходимости решило тратить больше, чем имеется доходов. Такой дефицит называют активным бюджетным дефицитом.

Во-вторых, бюджетный дефицит может возникнуть вследствие экономического спада и снижения реального национального дохода, из-за чего сократятся доходы бюджета. Такой дефицит называется пассивным бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим явлениям, типа инфляции, кризиса, безработицы, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами рыночной экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и развитию.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает, что экономика здорова. Все зависит от причин возникновения дефицита и направлений расходов государственных денежных средств. Если суммы превышения расходов над доходами направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. расходуются эффективно, то в будущем рост производства с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.

Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к нарастанию отрицательных моментов в экономике, и прежде всего, к инфляции.

Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

  • 1. Сокращение бюджетных расходов, поскольку общество должно жить по средствам. Однако этот путь бывает весьма болезненным, так как чаще всего он «бьет» по социальным программам.
  • 2. Изыскание источников дополнительных доходов за счет либо увеличения налогов и их собираемости, либо за счет более продуманного и гибкого налогообложения.
  • 3. Выпуск необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов («сеньораж» - печатанье денег). Это наиболее легкий, но и одновременно самый порочный способ балансировки бюджета.
  • 4. Одалживание денег у граждан, банков, других государств.

Каким бы странным это ни показалось, на первый взгляд, но

чаще всего государству, подобно гражданину или фирме, при нехватке денег легче всего их одолжить. У кого? Прежде всего, у собственного, т. е. государственного, банка. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены.

Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которое оно, как владелец этого банка, могло бы получить от кредитования частных фирм. Поэтому, оказывается, выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Наиболее часто это делается с помощью продажи облигаций государственных займов или краткосрочных казначейских векселей.

В стране, ведущей разумную экономическую политику и заботящейся об авторитете государства как должника, государственные ценные бумаги являются самым надежным способом вложения временно свободных денег. Однако в долговременном плане эта мера не спасает бюджет, она лишь переводит бюджетный дефицит в разряд государственного долга, ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как долговые обязательства государства.

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Сюда входят сам долг плюс начисленные по нему проценты.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. Это долговые обязательства правительства, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, которые могут иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Обычно в государственном долге видятся две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.

По поводу первой опасности можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигации, используя выручку для выплаты держателям погашенных облигаций); взимания новых налогов (с целью выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.

Что касается второй опасности, то специфика внутреннего долга такова, что страна должна как бы сама себе. В большинстве случаев внутренний долг - это только отношения между гражданами страны.

Реальные же негативные последствия государственного долга следующие:

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения, т. е. кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов производства, снизить интерес к вложениям в рискованные предприятия, в НИОКР и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента и сокращению частных инвестиций, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения в завтрашнем дне страны. В России объем государственного долга увеличился с 11,8% ВВП в 2010 г. до 18% ВВП в 2013 г.

Не случайно, было сказано о том, что правительства всех стран стремятся к сбалансированности государственного бюджета, ведь профицит бюджета, т.е. превышение доходов над расходами, является для страны, его имеющей, также не простой проблемой.

В связи с ростом мировых цен на нефть и газ Россия столкнулась с проблемой превышения доходов бюджета над его расходами. В 2007 г. в России был принят трехлетний бюджет на 2008-2010 гг. В нем прогнозировалось, что в 2008 и 2009 гг. федеральный бюджет будет исполнен с профицитом, а в 2010 г. расходы и доходы сравняются.

На 2011 г. в России был принят бюджет с дефицитом: доход должен был составить 10,3 трлн руб., расход - 11 трлн. руб. Однако при его реальном исполнении доходы превысили расходы. На практике такая ситуация часто встречается у стран - экспортеров сырья.

Рост профицита бюджета означает снижение государственных расходов, что может стать одной из причин замедления инфляции. Это хороший инструмент для борьбы с монетарной инфляцией, когда есть стабильный приток капитала. Но есть и обратная сторона медали: профицит бюджета также означает изъятие денег из экономики. В условиях, когда наблюдается отток капитала, профицит бюджета становится проблемой.

Если в 2007 г. от нефти и газа Россия получила доходы в 8,85% от ВВП, а в 2008 г. - 11,25%, то в 2009 г. - 9,1% (4,695 трлн, руб.), в 2010 г. - 7,7% (4,526 трлн. руб.). В связи со снижением нефтегазовых доходов из-за мирового финансового кризиса стране пришлось сокращать свои расходы после 2008 г.

Понятно, что правительство должно неустанно думать о пополнении бюджета и рациональном расходовании бюджетных средств. Такая деятельность еще со времен Древнего Рима традиционно называется фискальной политикой, поскольку фиском римляне называли ведомство, аналогичное современным министерствам финансов.

Фискальная политика - это использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения социальных задач. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика тесно связана с госбюджетом, но у нее при этом свой особый (налоговый) акцент. Именно поэтому другое ее название - налогово-бюджетная политика.

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало в библейские времена и было неплохо организовано.

Библия, Бытие, 47.26.: «И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая

только землю жрецов, которая не принадлежала фараону».

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачиваются в доход государства юридическими и физическими лицами.

А.Смит : «Налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы».

Налоги носят не только обязательный характер, но и принудительный и безвозмездный. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Р. У. Эмерсон: «Из всех видов долгов человек менее всего склонен платить налоги».

Налог изымается только из дохода налогоплательщика, т.е. он не должен затрагивать капитал, или же будет нарушено нормальное воспроизводство.

Налоговая система строится, исходя из следующих принципов:

Всеобщность

охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно правовой формы;

Стабильность

устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность

взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли;

Обязательность

принудительность налога; неизбежность его выплаты; самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость

установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источник, независимо от объекта налогообложения, - чистый доход общества.

Объект налогообложения - это количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для начисления налогов.

Объектом налогообложения являются:

  • - доход (с предприятия или населения);
  • - имущество (недвижимое и движимое);
  • - передача имущества в наследство, при дарении, а также определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины).

По способам взимания налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

Но такое деление не совсем точно, поскольку прямые налоги через повышение цен могут перекладываться на потребителя.

Тысячелетняя история пошлин, сборов, податей позволила, в конце концов, сформулировать три основных принципа построения налоговых систем. В соответствии с этими принципами налоговые системы могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными.

Прогрессивная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества.

Прогрессивное налогообложение использовалось в России в период начала реформ. Например, при взимании налога на личный доход в 1995 г. годовые доходы граждан до 1 млн руб. облагались налогом по ставке 12%, а свыше 1 млн руб. - уже по более высокой.

Применение такой системы означало, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные. С 2001 г. в России действует единый пропорциональный подоходный налог - 13% - независимо от величины дохода.

Пропорциональная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.д.)

Пропорциональное налогообложение применяется в России, например при обложении прибылей фирм: все они платят налог в размере 20%, не зависимо от суммы полученной прибыли (до 1 января 2009 г. - 24%).

Регрессивная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

Регрессивным налогом в России является, например налог на добавленную стоимость (НДС). С точки зрения фирм, которые его платят, он может быть отнесен к пропорциональным (ставка одинакова с любой суммы НДС). Однако по отношению к доходам граждан, которые являются реальным конечным плательщиком этого налога, он выступает как регрессивный.

Малоимущие все деньги тратят на покупку товаров, и поэтому все их доходы проходят через сито НДС. Богатые же граждане часть денег откладывают в сбережения, а значит, эти деньги уходят от обложения НДС. Поэтому получается, что, чем богаче граждане, чем больше их сбережения, тем ниже реальная ставка НДС по отношению к общей сумме их заработков.

Регрессивным можно считать и Единый социальный налогЕСН. ЕСН поступает в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды - Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Какой бы совершенной ни казалась введенная система налогообложения ее авторам, налогоплательщики всегда стремятся переложить их на плечи других сограждан.

В Голландии власти придумали налог на дома, пропорциональный ширине стены, выходящей на улицу. Ответом на это стал дом, возведенный в столице страны - Гааге - и ставший сейчас одной из достопримечательностей города: его фасад имеет ширину 1 м (!), но зато дом глубоко уходит во двор - в необложенное налогом пространство.

В Англии в прошлом веке ввели налог на хвосты рабочих собак. В ответ люди стали купировать хвосты своим собакам, чтобы уйти от налогов. А потом вообще вывели породу с минимальными хвостиками - бобтейл еров, что в переводе с английского и означает «куцый хвост».

С другой стороны, вполне понятно стремление государства увеличить поступления в бюджет, повысив налоговую ставку.

Ш. Монтескье: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.

Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть получен и при высокой, и при низкой налоговой ставке. Графической иллюстрацией этого положения является кривая Лаффера.

Кривая Лаффера показывает, что при повышении ставки налога доходы государства вначале увеличиваются, но только до определенной границы в точке М, после прохождения которой доходы от налоговых поступлений начинают уменьшаться.

Налоговые доходы государства и при высокой ставке в точке N , и при более низкой в точке L одинаковы. Однако в первом случае величина налоговой ставки не стимулирует спрос и производство, а во втором создает стимулы к работе, сбережениям и инвестициям.

На практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана. Хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, одновременно оно затруднило реализацию социальных программ.

Кривая не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления максимальны, ибо такая ставка налогов различна для разных стран и зависит от многих факторов: размеров и структуры госсектора экономики, типа фискальной политики и других.

Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (подоходный налог - до 55,5%, единый социальный налог - 32,8%, налог на добавленную стоимость - 25%), в США никто бы не стал работать в легальной экономике.

Фискальная политика складывается из двух направлений: дискреционной фискальной политики и автоматической.

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

В соответствии с рекомендациями Кейнса после Великой Депрессии все западные страны начали осуществлять дискреционную фискальную политику, которая затем разделилась на три типа: расширительную, ограничительную и антициклическую в зависимости от конкретной экономической ситуации.

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей, т.е. находится в состоянии рецессии, спада. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

Ограничительная фискальная политика проводится в случае неожиданного повышения совокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос.

Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.

Дискреционную фискальную политику иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только подготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, ситуация стала «старой», и уже надо разрабатывать новый законопроект. Экономисты называют такие запаздывания лагами.

Более того, при осуществлении дискреционной фискальной политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые решения.

Дело в том, что сам процесс формирования такой политики, как по своему содержанию, так и по форме в огромной мере является политическим процессом. В нем участвуют различные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равнодействующей интересов политических сил.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика.

Автоматическая фискальная политика предполагает экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Такие экономические механизмы называют также встроенными стабилизаторами , ибо они предусмотрены законами и встроены в расходную часть бюджета. Вот основные из них:

  • 1. Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения таких пособий падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъема, наоборот, объем таких выплат снижается, что тормозит совокупный спрос и дает возможность экономить бюджетные средства.
  • 2. Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно также резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот.
  • 3. Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Борьба между сторонниками расширительной и ограничительной фискальной политики началась в России с момента запуска реальных реформ в начале 90-х гг. Эта борьба продолжается с переменным успехом по сей день, поскольку чрезвычайно трудно заранее предсказать, какая именно политика (и с какими именно количественными параметрами) окажется для развития страны наиболее полезной. Искать решения приходится на ходу.

На практике денежная и фискальная политика государства оказываются тесно взаимосвязанными. Меры правительства по финансированию дефицита бюджета ведут, прежде всего, к увеличению денежной массы, так как используются кредиты Центрального банка, что сопровождается мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов. При этом методы денежной политики осуществляются оперативно и гибко в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований между законодательными и исполнительными органами, что понижает их эффективность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Дайте определение государственных финансов. Каковы их основные признаки?
  • 2. Перечислите функции финансов. Раскройте их содержание.
  • 3. Назовите основные звенья финансовой системы.
  • 4. Что такое фискальный федерализм? Почему этот принцип применяется во всем мире при построении финансовой системы?
  • 5. Перечислите статьи доходов и расходов государственного бюджета. Какие из перечисленных являются наиболее важными?
  • 6. Что можно считать источниками госбюджета?
  • 7. Дайте определение сбалансированного и дефицитного бюджета.
  • 8. Можно ли однозначно утверждать, что бездефицитность бюджета означает, что экономика здорова?
  • 9. Какие вы знаете способы преодоления бюджетного дефицита?
  • 10. В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?
  • 11. Что входит в понятие «государственный долг»? Опасен ли он для национальной экономики в целом?
  • 12. Дайте определение налогу: а) прогрессивному, регрессивному и пропорциональному; б) прямому, косвенному.
  • 13. Каковы принципы построения налоговой системы?
  • 14. Что может служить объектом налогообложения?
  • 15. Раскройте экономический смысл кривой Лаффера. Почему она имеет такую форму?
  • 16. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Какие ее виды вы знаете?
  • 17. Каковы основные мероприятия правительства в области: а) расширительной фискальной политики в период экономического спада; б) ограничительной фискальной политики в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом?
  • 18. В чем отличие автоматической фискальной политики?
  • 19. Как вы понимает термин «встроенные стабилизаторы»?
  • 20. Назовите основные цели фискальной политики?
  • 21. В чем состоит связь фискальной и монетарной политики государства?

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  • 1. Наиболее распространенными принципом налогообложения является уплата налогов пропорционально получаемым выгодам и пропорционально полученным доходам. Перед местными органами власти стоят следующие задачи:
    • а) строительство универсама;
    • б) реконструкция музея;
    • в) сооружение кегельбана и теннисного корта;
    • г) техническое перевооружение местной больницы.

Какой из принципов налогообложения вы предложили бы для финансирования этих расходов?

  • 2. Выделите в порядке значимости четыре основных источника дохода государственного бюджета развитых стран:
    • а) доходы от государственной собственности;
    • б) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;
    • в) налог на наследство;
    • г) налог на добавленную стоимость;
    • д) таможенные пошлины;
    • е) налог на имущество;
    • ж) социальные взносы;
    • з) налог на операции с ценными бумагами;
    • и) налог на прибыль компаний;
    • к) налог на личные доходы.
  • 3. Назовите в порядке значимости три главных статьи расходов государственного бюджета из перечисленных ниже:
    • а) административно-управленческие расходы;
    • б) выплаты по государственному долгу;
    • в) займы и помощь иностранным государствам;
    • г) расходы на социальные услуги: пенсии, пособия, здравоохранение, образование;
    • д) оборона;
    • е) затраты на хозяйственные нужды;
    • ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРА

  • 1. Как вы считаете, почему фирма-монополист не может полностью переложить увеличение своего налогового бремени на потребителей за счет повышения цен? Поясните графически существующие ограничения.
  • 2. Некоторое время назад шведские власти забили тревогу: шведы вместо обычных 11 трудовых месяцев в году стали работать только 10. Может быть, сильно утомляются? «Вроде, нет» - ответили врачи. И тогда власти обратились к экономистам. Те быстро нашли корень зла. Попробуйте и вы догадаться, помня, что Швеция - это страны с высокими и прогрессивными налогами, через которые уже давно распределяется свыше 50% ВНП. Подумайте, почему этот эффект в экономической истории получил название «шведской безработицы»?
  • 3. Предложите варианты использования налоговых льгот для уменьшения загрязнения окружающей среды.
  • 4. Какие решения в сфере налоговой политики в соответствии с экономической теорией приведут к росту предложения на рынке труда?
  • 5. Какие меры из нижеприведенных, по вашему мнению, могут в наибольшей мере препятствовать росту бюджетного дефицита? Что бы вы могли предложить для его сокращения? Означает ли «бездефицитность» бюджета, что экономика полностью здорова?
  • - снижение ставки собираемых налогов и снижение размеров трансфертных платежей;
  • - повышение учетной ставки процента с одновременным возрастанием нормы резерва коммерческих банков;
  • - увеличение налоговой ставки с одновременным снижением нормы резерва коммерческих банков;
  • - повышение ставки на собираемые налоги и увеличение размеров трансфертных выплат.

ТЕСТЫ

  • 1. Дефицит госбюджета является следствием:
    • а) фискальной и денежно-кредитной политики;
    • б) денежно-кредитной политики;
    • в) циклических колебаний в экономике;
    • г) фискальной политики.
  • 2. Примером автоматического стабилизатора является:
    • а) сознательное изменение налоговых ставок;
    • б) пособие по безработице;
    • в) устранение дотаций угольной промышленности;
    • г) принятие программы экономического развития районов Севера.
  • 3. Реальная ценность суммы налогов, получаемых государством в условиях инфляции, как правило:
    • а) растет;
    • б) уменьшается;
    • в) не меняется;
    • г) никак не связана с инфляцией.
  • 4. К более равномерному распределению богатства в России, вероятнее всего, приведет:
    • а) введение 5%-ного налога на продажи;
    • б) увеличение акциза на водку;
    • в) отмена государственных дотаций на хлеб и молоко;
    • г) увеличение в два раза акцизного сбора за продажу автомобилей.
  • 5. Специальный налог на сигареты, увеличивающий их цену с целью ограничения курения, называется:
    • а) налогом с оборота;
    • б) налогом на продажи;
    • в) акцизом;
    • г) прямым налогом.
  • 6. Какие из налогов скорее всего изменят структуру потребительского выбора различных продуктов:
    • а) налог с оборота;
    • б) акциз;
    • в) подоходный налог с граждан;
    • г) налог на прибыль.
  • 7. Те, кто считают, что должны платить налоги в зависимости от их платежеспособности, предпочли бы:
    • а) акцизы;
    • б) налог с оборота;
    • в) прогрессивный подоходный налог;
    • г) налог на недвижимость.
  • 8. Правительство может снизить налоги для того, чтобы:
    • а) замедлить темпы инфляции;
    • б) замедлить быстрый рост процентных ставок;
    • в) сократить расходы предпринимателей на здания и оборудование;
    • г) увеличить потребительские расходы и стимулировать экономику.
  • 9. Дж.М. Кейнс был сторонником:
    • а) ежегодно сбалансированного госбюджета;
    • б) неограниченного бюджетного дефицита;
    • в) минимального участия правительства в фискальной политике;
    • г) применения бюджетного дефицита во всех случаях, когда фактический ВНП ниже потенциального ВНП.
  • 10. Чем выше доход, тем выше ставка налога, это:
    • а) прогрессивная форма налогообложения;
    • б) пропорциональная форма налогообложения;
    • в) регрессивная форма налогообложения;
    • г) подобная ситуация относится ко всем формам налогообложения.

БЛИЦ-ОПРОС

  • 1. Автоматические стабилизаторы не могут полностью устранить циклические макроэкономические колебания.
  • 2. Фискальная политика не может спровоцировать существенную инфляцию.
  • 3. Изменение ставки процента не влияет на совокупный спрос, но воздействует на изменение абсолютной величины налоговых поступлений.
  • 4. Фискальная политика применяется для изменения денежной массы.
  • 5. Вследствие экономических лагов (задержек) фискальная политика не играет никакой роли для макроэкономической стабилизации.
  • 6. Исполнительная власть (правительство) может произвольно изменять фискальную политику в любую сторону.
  • 7. Дефицит государственного бюджета не имеет долгосрочных последствий для национальной экономики.
  • 8. В России в 1992-1993 гг. фискальная политика привела к значительному дефициту федерального бюджета.
  • 9. Кейнс был сторонником применения бюджетного дефицита во всех случаях, когда фактический ВНП опускается ниже уровня потенциального ВНП.
  • 10. Технически операция уплаты акцизного налога возлагается на покупателя.
  • 11. Увеличение в два раза акциза на автомобили приведет к более равномерному распределению богатства.
  • 12. К такому же результату приведет и введение 5% налога на продажи.
  • 13. Автоматическая фискальная политика не зависит от решения властей.
  • 14. Пассивный бюджетный дефицит возникает вследствие снижения доходов из-за циклического спада.
  • 15. Применение фискальной политики дает результат через какое-то время.
  • 16. Пособие по безработице не относится к «встроенным» стабилизаторам.
  • 17. Накопленный дефицит становится государственным долгом.
  • 18. Резкое увеличение налогов стимулирует инвестиции.
  • 19. При расширительной фискальной политике возникает или усиливается бюджетный дефицит.
  • 20. При ограничительной фискальной политике бюджетный дефицит снижается.
  • 21. Эмиссия бумажных и кредитных денег - это основной источник государственного бюджета.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Автоматическая фискальная политика Активный бюджетный дефицит Антициклическая фискальная политика Ассигнования Бюджетный дефицит Внешний государственный долг Внутренний государственный долг «Встроенные» стабилизаторы Государственный долг Дискреционная фискальная политика Дотации Косвенные налоги

Кривая Лаффера Налоги

Ограничительная фискальная политика Пассивный бюджетный дефицит Принцип фискального федерализма Прогрессивная система налогообложения Пропорциональная система налогообложения Прямые налоги

Расширительная фискальная политика

Регрессивная система налогообложения

Субвенции

Субсидии

Финансы

Фискальная политика Экономические лаги

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. АстаповичА.З. США: экономика, дефициты, задолженность. М., 2001.
  • 2. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.:ИСПИ РАН, 2004.
  • 3. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М., Мысль, 2005.
  • 4. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс-Универс, 2002.
  • 5. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для вузов. М.: ВИТА, 2005, гл.15.
  • 6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1998.
  • 7. Макконнелл К, Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2002. ТЛ.
  • 8. Налоги в развитых странах /Под ред. Русаковой И.Г. М.: Финансы и статистика, 1995.
  • 9. Пилипенко Н.Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Сборник научных трудов, вып. 7. М.: ИНФРА-М, 2008.
  • 10. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 2003.
  • 11. Экономическая и национальная безопасность: Учебник/Под ред. Олейникова Е.А. М.: Экзамен, 2004.
  • 12. Теория переходной экономики: Учебное пособие /Под ред. Николаевой И.П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  • 1. Эти нелюбимые, эти неизбежные налоги.
  • 2. Пути преодоления бюджетного дефицита в России.

Бюджетно-налоговая политика, как уже определено выше, это целенаправленная деятельность государства по использованию государственного бюджета для производства общественных благ, перераспределения доходов и стабилизации экономики в периоды инфляции и безработицы.

Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.

Современная экономическая наука выделяет несколько видов бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:

  • экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;
  • рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов.

В зависимости от характера осуществления бюджетно-налоговой политики выделяют:

  • дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику;
  • автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании "встроенных стабилизаторов", которые начинают действовать при изменении экономической ситуации "автоматически", без специальных решений правительства.

Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сбалансированного бюджета.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три основных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). В 1991 г. в РФ был создан фонд занятости, который был ликвидирован в 2001 г. Взамен были созданы территориальные органы службы занятости, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Доходы бюджетов разных уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам в нашей стране относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, например средства, получаемые от сдачи в аренду государственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей и пр.;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр.
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней.

Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета являются налоги. В РФ они составляют около 70–80% доходов бюджета.

Под налогом согласно определению Налогового кодекса РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сущность налогов проявляется в тех функциях, которые они выполняют в экономике. На современном этапе развития хозяйства к основным функциям налогов относят:

  • фискальную – в ней реализуется главное предназначение налогов: аккумулирование в госбюджете средств, необходимых для содержания государства и выполнения им своих функций;
  • распределительную – ее смысл заключается в перераспределении доходов между различными категориями населения: от более состоятельных в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан;
  • регулирующую – она направлена на достижение при помощи налоговых механизмов тех или иных задач макроэкономической политики государства. Налоги могут быть нацелены на стимулирование той или иной деятельности, могут дестимулировать какие-либо экономические процессы, могут использоваться для осуществления воспроизводственных задач, т.е. аккумулировать средства для восстановления используемых ресурсов (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы);
  • контрольную – через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами;
  • поощрительную – налоговые механизмы должны быть нацелены на реализацию социальной политики государства, поощрять значимую для общества деятельность граждан, отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан (в нашей стране это предоставление налоговых льгот Героям Советского Союза, Героям России, вычеты из налогооблагаемого дохода физических лиц на содержание детей и иждивенцев, на платное обучением детей и пр.).

Современные принципы организации налогообложения опираются на положения, сформулированные еще А. Смитом. В настоящее время они были расширены и дополнены. Можно выделить следующие основные принципы налоговой политики:

  • обязательность уплаты налогов;
  • справедливость и "посильность" налогов, т.е. учет возможностей налогоплательщиков уплачивать налоги. Налог с дохода должен быть прогрессивным;
  • однократность взимания налогов. Пример применения этого принципа – замена налога с оборота налогом на добавленную стоимость;
  • простота, понятность и удобство системы уплаты налогов для налогоплательщиков и экономичность их взимания для налоговых органов;
  • сочетание в налоговой системе гибкости, динамичности, с одной стороны, и стабильности – с другой.

В связи с многообразием налогов возникает потребность в их классификации, т.е. разделении на виды. Рассмотрим некоторые виды налогов.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Это, к примеру, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др. Косвенные налоги взимаются через цену товара – акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др. Прямые налоги в мировой практике считаются более справедливыми, так как их трудно перенести на потребителя. Косвенные налоги легко частично или полностью перекладываются на потребителей.

В зависимости от налоговых ставок налоги подразделяют на пропорциональные , прогрессивные и регрессивные , их характеристики были рассмотрены в главе 19.

Расходы госбюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество и пр.

Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.

Важнейшее значение в бюджетной политике государства имеет постатейное распределение бюджетных средств.

К основным доходам государственного бюджета относятся:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина, сборы;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • прочие налоговые доходы.

Основные статьи расходов государственного бюджета:

  • общегосударственные вопросы;
  • национальная оборона;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • национальная экономика;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • охрана окружающей среды;
  • образование;
  • культура, кинематография, средства массовой информации;
  • здравоохранение и спорт;
  • социальная политика;
  • межбюджетные трансферты.

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, когда расходы равняются доходам. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами. Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета.

Если обратить внимание на Конституцию РФ, то можно сказать, что в нашей стране, как правило, проводится правительством, поскольку это входит в его обязанности. Ее осуществление проходит на различных уровнях.

Государственный бюджет - это форма собираемых с населения и расходуемых на государственные нужды средств, получение которых в основном происходит за счет налогов и сборов с имущества граждан и прибыли предприятий. С помощью данных денежных средств происходит финансирование судов, армии, местного самоуправления и так далее. Это так называемый план государства, который составляется на целый год и имеет такую же силу, как и закон. Он предполагает выполнение трех функций:

1) Стабилизация. Ее предназначение заключается в проведении

2) Перераспределение. То есть доход, получаемый государством, распределяется в интересах всего общества.

3) Аллокация. Задача данной функции в том, чтобы создать финансовую базу для государства по производству общественных благ.

Большую часть бюджета любого государства составляют налоговые сборы с населения. Поэтому бюджетно-налоговая политика является важной составляющей при осуществлении нормального функционирования органов государства. Она включает в себя целую систему методов и правовых норм, связанных с управлением налогообложения. Основными элементами всех являются виды налогов и, конечно же, принципы их начисления. С их помощью происходит финансирование всего государства.

Налоговые льготы - это самый важный инструмент, который содержит бюджетно-налоговая политика. Поскольку именно с их помощью осуществляется воздействие на экономику. Оно играет важную роль, так как государство, таким образом, может осуществлять, например, стимулирование деятельности предприятий, чтоспособствует экономическому росту. А это и является задачей каждого государства.