Таблица по истории рождение новой европейской науки. Презентация - рождение новой европейской науки

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?

В эпоху средневековья европейцы представляли мир плоским, в центре мира находился город Иерусалим. Европейцы плохо представляли земли за пределами Европы. Индия и Китай казались полумифическим странами. Мир также представлялся в виде града земного и града божьего. В граде земном шла борьба между Богом и дьяволом за людские души.

Эти представления о мире менялись под влиянием Великих географически открытий, распространением идей гуманизма, которые поставили под сомнение прежнее церковное представление о мире.

Книгопечатание сыграло ключевую роль развитии научного знания, т.к. ускоряло процесс и увеличивало масштаб распространения знаний. В средние века книги были доступны только в библиотеках крупных монастырей, куда пускали не всех и не все книги монахи переписывали. С открытием книгопечатания эти ограничения отпали.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?

Потому что открытия, сделанные в конце средневековья и в начале Нового времени, поставили под сомнение традиционную картину мира, которая формировалась на основе библии.

Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли».

Вопрос 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея.

Н. Коперник. Дж. Бруно и Г. Галилей заложили современное представление о вселенной, как о бесконечном пространстве, в котором по определенным законам происходит движение звезд, планет и иных тел. Если раньше в центре мироздания находилось Земля, вокруг которого двигалось Солнце, то ученые доказали гелеоцентрическую модель вселенной. При этом Если Коперник считал, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенной, то Бруно, а затем и Галилей доказали, что во вселенной находятся множество звезд, вокруг которых вращаются планеты.

Вопрос 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.

Такое название дано, т.к. именно И. Ньютон завершил создание новой картины мира, открыв закон всемирного тяготения, законы классической механики и законы движения, перейдя тем самым от описания вселенной к изучению законов ее движения. Работа Ньютона показала, что природа функционирует по определенным законам, которые можно изучить.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.

Основными трудностями в деятельности ученых раннего Нового времени были: недостаток знаний, отсутствие оборудования, авторитет церкви, который нельзя было ставить под сомнение, гонения инквизиции.

Вопрос 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?

Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение.

Вопрос 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI–XVII вв., от средневековой картины мира.

Новая картина мира, созданная европейской наукой отличалась от средневековой тем, что устанавливала не божественную сущность всех вещей, но точные законы, по которым происходит развитие, а также предложило новые научные методы изучения природы через наблюдение и эксперимент, в отличие от средневековой схоластики, которая была умозрительной и опиралась только на библию в качестве источника истинного знания.

Вопрос 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.

Независимость мышления заключается в том, что никто не может навязать точку зрения, в которой невозможно будет сомневаться. Любой ученый должен обладать независимым мышлением, сомневаться в своих и чужих выводах, только так наука будет двигаться вперед. Например, Ф. Бэкон считал, что любая теория должна быть доказана через эксперимент, чтобы считаться истинной. Также считал и Р. Декарт, призывавший сомневаться и искать аргументы и доказательства для подтверждения своих взглядов.

Вопросы к документу

Вопрос. Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.

Коперник: Земля не вращается вокруг Солнца, т.к. неизмеримое не будет вращаться в вокруг ничтожества

Бруно: вселенная бесконечна, т.к. недостойно считать, что Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир.

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 2

Познакомимся с развитием новой европейской науки; Познакомимся с учёными, которые внесли свой вклад в развитие науки; Развивать умение работать с учебником Сегодня на уроке:

Слайд 3

План:

Рождение новой науки. Николай Коперник. Джордано Бруно. Галилео Галилей. Исаак Ньютон. Фрэнсис Бэкон Рене Декарт.

Слайд 4

Рождение новой науки, основанной на опытном знании.

Черты Нового времени: 4) растут города 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.

Слайд 5

В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета (за истину принимались мысли древности): Географию медицину физику Птолемею Гиппократу Архимеду

Слайд 6

Рост любознательности и критического отношения к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали гуманисты, которые признавали за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир.

Слайд 7

Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, главным достижением которого было растущее убеждение в том, что человечество может улучшить мир, в котором живёт путём достоверных знаний.

Слайд 8

« Он подрывал фундамент веры»

Наблюдая за небесными телами сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 году была напечатана книга « О вращении небесных сфер» Н. Коперник

Слайд 9

« Враг всякого закона, всякой веры»

Изучая учения Коперника, пришёл к выводу: Вселенная не имеет центра Джордано Бруно

Слайд 10

« Человек незаурядной воли, ума и мужества…»

Открыл новые звёзды; Галилео Галилей

Слайд 11

Исаак Ньютон « Завершил создание научной картины мира»

Слайд 12

« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт»

Предложил новый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных Фрэнсис Бэкон

Слайд 13

« Я мыслю, следовательно, я существую»

рождаются научные знания. Рене Декарт

Слайд 14

Подведём итог урока:

  • Слайд 15

    Домашнее задание:

    Параграф 10, записи.

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �1�

    МОУ Будинской ООШ

    Антоненковой А.В.

    Ход урока.

    Проверка домашнего задания:

    Германия

    Гуманисты – это…

    Жители больших городов

    Служители Католической церкви

    Человеколюбящие

    Владельцы мануфактур

    Эразм Роттердамский

    Томас Мор

    Франсуа Рабле

    Уильям Шекспир

    « Гамлет»

    « Дон Кихот»

    «Остров Утопия»

    « Похвала Глупости»

    Рафаэля Санти

    Леонардо да Винчи

    Микеланджело Буонаротти

    Питеру Брейгелю – старшему

    Рембрандта

    Диего Веласкеса

    Рафаэлю Санти

    Альбрехту Дюреру

    « Сикстинская Мадонна»

    « Джоконда»

    « Мадонна Конестабиле»

    « Мадонна Литта»

    Нидерландов

    Германии

    Португалии

    П. Брейгелю – старшему

    А. Дюреру

    Рембрандту

    План урока:

    Рождение новой науки.

    Николай Коперник.

    Джордано Бруно.

    Галилео Галилей.

    Исаак Ньютон.

    Фрэнсис Бэкон

    Рене Декарт.

    Изучение нового материала.

    Рассказ учителя:

    Черты Нового времени

    1) усиливается интерес человека к окружающему миру;

    2) в результате географических открытий раздвинулись границы мира

    3) подтвердилась шарообразность Земли;

    4) растут города

    Коля Коперник родился

    Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна.

    Вселенная не имеет центра

    Вселенная- это бесчисленное множество звёзд.

    Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei

    Запишем в тетрадь:

    Открыл новые звёзды;

    Наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце

    Сформулировал закон падения тел, движение маятника и др. законы физики

    Написал книгу « Диалоги о двух системах»

    Исаак Ньютон

    Открыл закон Всемирного тяготения, создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения света, в 1641 году построил маленький зеркальный телескоп и законы распространения света и новые методы математических вычислений.

    Фрэнсис Бэкон Философия Трактат

    Считается основоположником науки и философии Нового времени. Вывел формулу: человек мыслит сомневается

    рождаются научные знания.

    Создал свою аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины и алгебраические обозначения

    Подведение итога урока.

    Игра « Крестики – нолики»

    6. Домашнее задание:

    Параграф 10, вопросы, записи, задания.

    �PAGE � �PAGE �1�

    Урок по истории Нового времени в 7 классе по теме: « Рождение новой европейской науки».

    Материал разработан учителем истории

    МОУ Будинской ООШ

    Антоненковой А.В.

    Цели: Познакомиться с развитием новой европейской науки;

    Познакомиться с учёными, которые внесли свой вклад в развитие науки;

    Развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию;

    Оборудование: презентация, компьютер, тест,

    Ход урока.

    Организационное начало урока.

    Проверка домашнего задания:

    Родиной эпохи Возрождения была:

    Германия

    Гуманисты – это…

    Жители больших городов

    Служители Католической церкви

    Человеколюбящие

    Владельцы мануфактур

    Какое из перечисленных положений составляет основу взглядов гуманистов:

    вера человека в его возможности

    убеждённость в ценности загробной жизни перед земной

    отказ от радостей и удовольствий мирской жизни

    отрицание способности человека изменять свою судьбу

    Кто из представителей гуманистов являлся автором романа « Гаргантюа и Пантагрюэль»

    Эразм Роттердамский

    Томас Мор

    Франсуа Рабле

    Уильям Шекспир

    Мигелю Сервантосу принадлежит произведение:

    « Гамлет»

    « Дон Кихот»

    «Остров Утопия»

    « Похвала Глупости»

    « Мадонна Литта», « Джоконда» принадлежат кисти:

    Рафаэля Санти

    Леонардо да Винчи

    Микеланджело Буонаротти

    Питеру Брейгелю – старшему

    « Портрет старика в красном», посвящённый трагической повести о нелёгкой прожитой жизни принадлежит кисти:

    Рембрандта

    Диего Веласкеса

    Рафаэлю Санти

    Альбрехту Дюреру

    По описанию определите название картины: « Художник в центре расположил фигуру женщины на фоне мягких очертаний невысоких холмов вокруг озера. Едва заметный наклон головы Мадонны подчёркивает её любовь к сыну.»

    « Сикстинская Мадонна»

    « Джоконда»

    « Мадонна Конестабиле»

    « Мадонна Литта»

    Питер Брейгель – старший, изображавший простолюдинов и народные сцены, был родом из:

    Нидерландов

    Германии

    Португалии

    Картина « Четыре всадника», олицетворяющая страшные бедствия человека: Мор, Войну, Голод и Смерть, которые должны истребить часть человечества принадлежит:

    П. Брейгелю – старшему

    А. Дюреру

    Рембрандту

    Сообщение темы и целей урока.

    План урока:

    Рождение новой науки.

    Николай Коперник.

    Джордано Бруно.

    Галилео Галилей.

    Исаак Ньютон.

    Фрэнсис Бэкон

    Рене Декарт.

    Изучение нового материала.

    Рассказ учителя:

    Черты Нового времени

    1) усиливается интерес человека к окружающему миру;

    2) в результате географических открытий раздвинулись границы мира

    3) подтвердилась шарообразность Земли;

    4) растут города

    5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.

    Изменилась и духовная жизнь людей. Рядом с постоянной заботой верующих о вечном всё ярче проявлялся интерес к жизни земной. В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета (за истину принимались мысли древности):Географию по Птолемею, медицину по Гиппократу, физику по Архимеду. Рост любознательности и критического отношения к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали гуманисты, которые признавали за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир.

    Хотя наука не была свободна от религиозных взглядов, а многие великие учёные были верующими людьми, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях не опирались на религию.

    Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, главным достижением которого было растущее убеждение в том, что человечество может улучшить мир, в котором живёт путём достоверных знаний.

    « Он подрывал фундамент веры» Н. Коперник

    Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828. Коля Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна. До десяти лет Коля рос в обстановке благополучия и довольства. Беззаботное детство закончилось внезапно и довольно рано, едва Николаю минуло десять лет, как «моровое поветрие» - эпидемия чумы, частый гость и грозный бич человечества в то время, посетило Торунь, и одной из первых его жертв оказался Николай Коперник-отец. Заботы об образовании и дальнейшей судьбе племянника принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

    Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. По его окончании в 1496 году Коперник отправился в длительное путешествие в Италию.

    Наблюдая за небесными телами сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 году была напечатана книга « О вращении небесных сфер», в которой он изложил свои взгляды. Сегодня никто не знает, где находится могила Коперника, его учение нашло своих последователей.

    « Враг всякого закона, всякой веры». Джордано Бруно.

    Сторонником теории Коперника был итальянец Джордано Бруно (1548-1600). Однако из нее он сделал выводы, которые самому Копернику как священнику и верующему христианину были глубоко чужды.

    Джордано Бруно родился неподалеку от Неаполя. С ранних лет он воспитывался в монастыре и стал монахом доминиканского ордена. Юноша проводил много времени над книгами в монастырской библиотеке, тайком читал трактаты, запрещенные инквизицией, размышлял над идеями итальянских «ересиархов» и европейских реформаторов. Постепенно он проникся презрением к схоластической богословской науке и доминиканцам, стоявшим на страже ее. Опасаясь доносов и обвинений в ереси, Бруно бежал из монастыря и много лет провел в тех странах, где восторжествовала Реформация - в Англии, Германии, чешских землях, Швейцарии. Повсюду он встречался с учеными-гуманистами, участвовал в диспутах, выступал с лекциями.

    Джордано Бруно испытывал влияние античных философских и естественнонаучных теорий. Он считал, что мир - вечен, а Вселенная - бесконечна. В ней существует бесчисленное множество миров и, быть может, обитаемых. Каждая планета, каждая звезда - это особый мир. Такие идеи противоречили библейской картине мироздания, согласно которой Бог создал мир, и значит он имел начало и был единственным. По сути, идеи Бруно носили откровенно языческий характер и были чужды как деятелям католической, так и протестантской церкви, поэтому Бруно нигде не удавалось надолго найти пристанище.

    В 1591 г. его пригласили преподавать в Венеции, но, вернувшись в Италию, Бруно оказался в ловушке. По доносу он был арестован инквизицией и передан в Рим, где восемь лет провел в тюрьме. Все эти годы католические теологи убеждали Джордано отречься от своих взглядов. Но он упорно отказывался сделать это. Тогда его подвергли пыткам, но безуспешно. Инквизиционный трибунал осудил его на сожжение. 17 февраля 1600 г. Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме.

    Изучая учения Коперника, Джордано пришёл к выводу:

    Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна.

    Вселенная не имеет центра

    Вселенная- это бесчисленное множество звёзд.

    « Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . Галилео Галилей.

    Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei ; 15 февраля 1564, Пиза - 8 января 1642, Арчетри) - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики

    При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

    Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза, в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галилея, видного теоретика музыки и лютниста. О детстве Галилея известно немного. С ранних лет мальчика влекло к искусству; через всю жизнь он пронёс любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. В зрелые годы лучшие художники Флоренции - Чиголи, Бронзино и др. - советовались с ним в вопросах перспективы и композиции; Чиголи даже утверждал, что именно Галилею он обязан своей славой. По сочинениям Галилея можно сделать также вывод о наличии у него замечательного литературного таланта.

    Начальное образование Галилей получил в расположенном неподалёку монастыре Валломброза. Мальчик очень любил учиться и стал одним из лучших учеников в классе. Он взвешивал возможность стать священником, но отец был против.

    Вскоре финансовое положение отца ухудшилось, и он оказался не в состоянии оплачивать далее обучение сына. Просьба освободить Галилея от платы (такое исключение делалось для самых способных студентов) была отклонена. Галилей вернулся во Флоренцию (1585), так и не получив учёной степени. К счастью, он успел обратить на себя внимание несколькими остроумными изобретениями (например, гидростатическими весами), благодаря чему познакомился с образованным и богатым любителем науки, маркизом Гвидобальдо дель Монте. Маркиз, в отличие от пизанских профессоров, сумел его правильно оценить. Уже тогда дель Монте говорил, что со времени Архимеда мир не видел такого гения, как Галилей. Восхищённый необыкновенным талантом юноши, маркиз стал его другом и покровителем; он представил Галилея тосканскому герцогу Фердинанду I Медичи и ходатайствовал об оплачиваемой научной должности для него.

    В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет, теперь уже профессором математики. Там он начал проводить самостоятельные исследования по механике и математике. Правда, жалованье ему назначили минимальное: 60 скудо в год (профессор медицины получал 2000 скудо). В 1590 году Галилей написал трактат «О движении».

    В 1591 году умер отец, и ответственность за семью перешла к Галилео. В первую очередь он должен был позаботиться о воспитании младшего брата и о приданом двух незамужних сестёр.

    В 1592 году Галилей получил место в престижном и богатом Падуанском университете (Венецианская республика), где преподавал астрономию, механику и математику. По рекомендательному письму венецианского дожа университету можно судить о том, что научный авторитет Галилея уже в эти годы был чрезвычайно высок

    Запишем в тетрадь:

    Открыл новые звёзды;

    Наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце

    Сформулировал закон падения тел, движение маятника и др. законы физики

    Написал книгу « Диалоги о двух системах»

    « Завершил создание научной картины мира». Исаак Ньютон

    Исаак Ньютон (1643-1727) - английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества. Один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики и был фактическим создателем единой физической программы описания всех физических явлений на базе механики, открыл закон всемирного тяготения, объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики.

    Фундаментальные труды «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704)., высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп.

    Исаак Ньютон сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам. Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии.

    Известный алхимик, Исаак Ньютон занимался хронологией древних царств. Теологические труды посвятил толкованию библейских пророчеств (большей частью не опубликованы).

    Открыл закон Всемирного тяготения, создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения света, в 1641 году построил маленький зеркальный телескоп и законы распространения света и новые методы математических вычислений.

    Фрэнсис Бэкон - английский государственный деятель и философФилософия (от фил... и греческого sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика., родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактатеТрактат (от латинского tractatus - рассмотрение) - научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему. «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида».

    Акцентирование значения метода позволило Бэкону выдвинуть важный для педагогики принцип, согласно которому цель образования – не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения. Все существующие и возможные науки Бэкон разделял соответственно трём способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке.

    Причиной заблуждения разума Бэкон считал ложные идеи – «призраки», или «идолы», четырёх видов: «призраки рода» (idola tribus), коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; «призраки пещеры» (idola specus), возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека; «призраки рынка» (idola fori), порожденные некритичным отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением; «призраки театра» (idola theatri), ложное восприятие действительности, основанное на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений. Материю Бэкон рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у Бэкона не стало ещё механистическим, как у Г. Галилея, Р. Декарта и Т. Гоббса.

    Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Бэкона стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания XVII в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). Классификация наук Бэкона была принята французскими просветителями – энциклопедистами.

    « Я мыслю, следовательно, я существую». Рене Декарт.

    Французский философ, физик, математик и физиолог Рене Декарт (латинизированное имя – Картезий; Cartesius) родился в Лаэ близ Тура в знатной, но небогатой семье. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу (окончил в 1614 г.) и в университете в Пуатье (1616). В 1617 г. (в начале Тридцатилетней войны) поступил на военную службу, которую оставил в 1621 г.; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 г. по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

    Считается основоположником науки и философии Нового времени. Вывел формулу: человек мыслит сомневается

    рождаются научные знания.

    Создал свою аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины и алгебраические обозначения

    Подведение итога урока.

    Игра « Крестики – нолики»

    1. Одной из черт Нового времени стало усиление интереса человека к окружающему миру (Х)

    2. В эпоху Средневековья европейская наука не принимала за истину мысли великих учёных древности. (О)

    3. Н. Коперник сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси (Х)

    4. Галилео Галилей доказал, что Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна. (О)

    5. За отступление от взглядов церкви Галилео Галилей был сожжён на костре. (О)

    6. Джордано Бруно построил маленький телескоп, позволяющий видеть небесные тела (О)

    7. Закон Всемирного тяготения принадлежит Исааку Ньютону (Х)

    8. Рене Декарту принадлежат слова: « Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» (О)

    9. Рене Декарт считал, что источником достоверных знаний является разум человека. (Х)

    6. Домашнее задание:


    Таблица: «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество». Учёные и мыслители Страна Основные идеи, открытия 1. Николай Коперник (), астроном Польша 30 лет наблюдал небесные светила. Сделал вывод: Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. 1543г. Книга « О вращении небесных сфер».




    Джордано Бруно (), астроном Идеи: «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». Она не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная – это бесчисленное множество звёзд Вселенная и звёзды


    Галилео Галилей (), астроном, физик, поэт. Спутники Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Спутник Юпитера - Ио


    Исаак Ньютон (), математик, физик, астроном. Открыл закон всемирного тяготения; Создал оптическую лабораторию; Произвёл опыт разложения солнечного света В 1671г. сам сделал маленький зеркальный телескоп. Телескоп Ньютона


    Фрэнсис Бэкон (), политик, юрист, историк, литератор. Предложил новый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основываясь на эксперименте и опыте. Истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой.


    Рене Декарт (), философ, математик «Мыслю, следовательно, существую» Цель науки – в завоевании господства над силами природы Наука должна приносить практическую пользу Создал аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины Прямоугольная система координат

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Рождение новой европейской науки 7 класс Новая история Рогозина Лидия Николаевна

    Рождение новой науки Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили мысли европейцев о шарообразности Земли, дали новые знания о живущих там людях.

    Новый научный подход В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности. В эпоху раннего Нового времени любознательность и критическое отношение к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы.

    Задание: составить таблицу «Основные научные идеи» Ученые и мыслители, страна Основные идеи, открытия

    Вопрос: Какое влияние оказали открытия ученых на формирование взглядов людей? Ответить на вопрос в конце урока.

    Николай Коперник Великий польский астроном (1473-1543). Совершил переворот в науке, отказавшись от существовавшего в течение тысячелетий учения о неподвижности Земли.

    Открытие Коперника Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. О своем открытии он решился сообщить миру, написав книгу «О вращении небесных тел». Она вышла в 1543 году.

    Джордано Бруно В 1600 г. в Риме на площади Цветов по приказу отцов церкви выл сожжен Джордано Бруно. (1548-1600)

    Открытие Джордано Бруно «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». Она не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная – это бесчисленное множество звезд, а каждая звезда – это далекие солнца, вокруг которых движутся свои планеты. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.

    Галилео Галилей Великий ученый, астроном, физик, поэт, автор комедий. (1564-1642) Наблюдал небесные светила в телескоп. Открыл спутники Юпитера, назвав их «Звездами Медичи». Наблюдал горы на Луне, пятна на Солнце.

    Открытия Галилея Галилей открыл не только новые миры – он сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Его открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника.

    Исаак Ньютон 1643-1727 Опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил создание новой картины мира. Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений.

    Уильям Гарвей 1578-1657. Английский врач и ученый, один из самых образованных людей своего времени. Открыл секрет кровообращения. Его открытия позволили многое узнать о строении человеческого организма.

    Фрэнсис Бэкон 1561-1626. Английский философ-гуманист, создатель новой философии. Предложил новый метод изучения явлений природы – наблюдения и опыты.

    Рене Декарт « Мыслю, следовательно, существую…» В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая ее образцом и идеалом для всех наук. Он создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины, алгебраические обозначения. Главную роль в научном исследовании отводил разуму.

    Джон Локк Все люди равны. 1632-1704 Разработал учение о естественных, прирожденных правах человека: праве на жизнь, свободу и собственность. Придавал большое значение образованию и воспитанию, которые обогащают человеческий разум.

    Вопрос: Какое влияние оказали открытия ученых на формирование взглядов людей?

    Домашнее задание Параграф 10, ответить на вопросы1-6.


    МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.

    Цели урока:

    Обучающая:

    • ознакомить учащихся с наиболее важными достижениями науки;
    • подвести к выводу о рождении новой европейской науки в эпоху Возрождения;

    Развивающая:

    • развивать операционный стиль мышления учащихся;
    • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
    • продолжить развивать умения делать доклады, сообщения;

    Воспитывающая:

    • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности;
    • вызвать чувство восхищения великими учеными и их великим научным подвигом во имя прогресса всего человечества;
    • воспитывать у учащихся любознательность, интерес к великим открытиям, научной деятельности, знаниям.

    Задачи урока:

    • Вспомнить какие представления существовали у европейцев в эпоху средневековья.
    • Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени.
    • Выяснить как повлияли достижения науки на изменение представлений о мире.

    Планируемый результат: учащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.

    Проблемный вопрос: подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времен.

    План урока:

    1. Актуализация знаний

    • мобилизующее начало урока
    • проверка знаний учащихся.

    2. Формирование умений и навыков

    • объяснение нового материала (беседа);
    • работа с источниками.

    3. Применение полученных знаний и умений на практике:

    • постановка и решение проблемной задачи
    • творческое домашнее задание
    • подведение итогов урока
    • выставление оценок.

    Ход урока

    1. Актуализация знаний.

    (Учитель сообщает цели и задачи урока).

    Проблема «Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени».

    2. Фронтальное повторение материала

    Учитель истории:

    Стремились все - открыть, изобрести,
    Найти, создать…царила в эти годы
    Надежда – вскрыть все таинства природы.
    Валерий Брюсов.

    Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. Старый средневековый образ мира начинает разрушаться.

    Ребята, как вы думаете, какие процессы и события в развитии европейского общества в 15 - 16 вв. повлияли на изменение представлений о мире?

    Слайд (Великие географические открытия: 1492 г. – открытие Америки; 1498 г.– морской путь в Индию; 1519 – 1521 гг. - кругосветное путешествие).

    Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили и дали новые знания о живущих на ней людях.

    Рост городов, развитие мануфактурного производства, увеличение торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях.

    Изменилась и духовная жизнь людей.

    Рядом с постоянной мыслью о вечном, о душе (в те времена все люди были религиозны) проявляется интерес к жизни земной.

    В эпоху средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности.

    Однако любознательность и критическое отношение к действительности заставляют людей раннего нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали ученые гуманисты.

    - Ребята давайте вспомним определение гуманисты.

    Хотя наука в это время еще не была свободной от религиозных взглядов, а многие великие ученые оставались людьми верующими, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Духовенство поддерживало учение Птолемея. Слайд

    Слайд - Давайте вспомним это учение. (Земля не подвижна и находится в центре мира).

    Это учение не противоречило Библии о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

    3. Изучение нового материала.

    Учитель истории:

    Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Н. Коперник.

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    - Работа с документом.

    Выводы об учении Коперника.

    Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

    Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.

    Слайд Дело Коперника было продолжено Дж. Бруно. Развивая учение Коперника, пришел к следующим выводам:

    - Работа с документом.

    Учитель истории:

    Давайте обратимся к документу и выясним к каким же выводам пришел Дж. Бруно.

    Итог: «Вселенная не имеет края, безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – это бесконечное множество звезд. Вокруг Солнца все планеты.

    Это учение Дж. Бруно стоило жизни. Он стал настоящим борцом за науку.

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    Итог: Николай Коперник разрушил старые представления о неподвижности Земли, являющейся центром Вселенной.

    Джордано Бруно разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира.

    Учитель истории:

    Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому - Галилео Галилею.

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    Учитель физики:

    Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

    Давайте проделаем простой опыт. Возьмем лист бумаги и отпустим его с высоты своего роста. Затем тот же листик скомкаем и снова отпустим с той же высоты. Что вы заметили? Конечно же, вам бросилось в глаза, что в первом случае бумага падает медленнее, чем во втором.

    - Что является «виновником» торможения листа бумаги?

    Нетрудно догадаться, что «виновником» торможения листа бумаги был воздух. А если будут падать перышко и свинцовый шар? Со времен Аристотеля считалось, что всегда тяжелые предметы падают быстрее легких. И только Г.Галилею, проведшему в своей лаборатории множество опытов с падающими телами, удалось выяснить, что если бы не было воздуха, все тела - и тяжелые, и легкие - падали бы одинаково. То есть в отсутствие воздуха наш плоский листик и смятый бумажный комок, пушинка и массивная гиря упали бы на землю с одной и той же высоты за одно и то же время.

    Слайд Знаменитая «падающая» башня - это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый.

    Слайд Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

    Слайд Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести).

    Слайд Лишь итальянскому ученому Галилео Галилею удалось установить, что траекторией тела, брошенного под углом к горизонту в безвоздушном пространстве, является парабола.

    Итог: Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной.

    Все открытия подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.

    Учитель физики:

    Слайд “Был этот мир глубокой тьмой окутан.

    Да будет свет, и вот явился НЬЮТОН.”

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    Великий английский ученый семнадцатого столетия Исаак Ньютон заложил основы современных физики и астрономии.

    Существует легенда, что однажды Ньютону с дерева на голову упало яблоко. Почему яблоко не улетает в сторону, а всегда падает вниз?

    Инсценировка легенды.

    Слайд

    Когда однажды, в думу погружен,
    Увидел Ньютон яблока паденье,
    Он вывел притяжения закон,
    Из этого простого наблюденья.

    Слайд Ответ на этот вопрос дал открытый им закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, которому подчиняется и падение яблока и движение планет.

    Слайд о яблоне

    Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем довольно долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали велосипеда, мы можем катиться опять-таки довольно долго и, если не вертеть рулем, тоже прямо? Почему, резко остановившись, мы можем вылететь из седла?

    Все это - проявления общего для всех тел свойства, называемого инерцией. Если вы хотите сдвинуть с места стол, вам надо приложить к нему силу, а стол как бы сопротивляется вашим стараниям. Это - инерция покоя. Если вы хотите остановить те же санки или велосипед, вам опять-таки надо приложить силу, только теперь тормозящую. И движущееся тело не подчинится вам мгновенно - тоже будет словно сопротивляться. Это - инерция движения.

    Можно привести десятки хорошо известных примеров, где вы сталкиваетесь с инерцией. Еще не умея произносить это слово, вы набили себе немало шишек, знакомясь с ним, когда начинали ходить. Оказывается, как ни своенравна инерция, она подвластна строгим законам. Эти законы - одни из главных в механике. Их установил великий Исаак Ньютон, и, пользуясь этими законами, инерцию можно не только объяснить, но и «приручить».

    Опыт Перед вами машинка, не заводная… Принцип действия данных игрушек основан на явлении инерции. Такие игрушки называют инерционными. На задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые соединены с маховиком. При толкании игрушки, шестеренки придают движение маховику.

    Слайд Но какое же оно свободное, если от воздуха никуда не деться? На этот вопрос окончательно ответил величайший английский ученый И.Ньютон. Он провел эксперимент с падающими телами в трубке, из которой был откачан воздух. Все подтвердилось!

    Еще более наглядно равенство ускорений различных тел при свободном падении в безвоздушном пространстве демонстрируется с помощью прибора, называемого трубкой Ньютона. Она представляет собой длинную стеклянную трубку, в которую помещены перо, свинцовая дробинка, пробка.) Если в трубке есть воздух, то тела падают с разными ускорениями, дробинка с большим, пробка с меньшим, а перо с самым маленьким..

    Если из трубки откачать воздух, то все три тела падают с одинаковым ускорением

    Итог: Завершил создание новой картины мира в ранее Новое время.

    Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики.

    4. Закрепление.

    Учитель истории:

    А сей час исходя из полученных знаний мы попробуем ответить на поставленный в начале урока вопрос:

    Слайд Какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени.

    Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из девяти планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

    Учитель истории:

    Где используют законы Ньютона в настоящее время?

    Поставив проблему изучения различных сил, Ньютон сам же дал первый блистательный пример ее решения, сформулировав закон всемирного тяготения, который до сих пор остается основой всех астрономических открытий. С его помощью ученые предсказывают затмения солнца и рассчитывают траектории космических кораблей.

    Видеофрагмент

    Учитель физики:

    С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полеты человека в космическое пространство.

    Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантское скопление звезд). Наша и другие Галактики в свою очередь образуют скопления галактик, а они – сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

    Видеофрагмент

    Учитель истории:

    Итак, ребята на видеофрагменте вы еще раз убедились, что мир Вселенной очень многообразен. И мы все люди песчинки в этом мире. Исходя из сегодняшнего урока вы ребята, еще раз убедились о неограниченных возможностях человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы. И для этого, конечно, необходима сила воли, настойчивость, для того чтобы достичь успеха в поставленных целях.

    5. Рефлексия.

    Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

    Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

    6. Итоги урока. Оценки за урок.

    7. Задание на дом.

    1. Параграф 10, пересказ
    2. Заполнить в тетради таблицу, стр. 87

    «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

    Дома вы заполните таблицу, учитывая материал урока и материал параграфа 10 т. к. открытия в этот период были и в других областях науки.