Игры с водой. Летнее развлечение для старшей и подготовительной группы ДОУ «Игры с водой

Жаль только, что мы, взрослые, уже забыли чувство радости и наслаждения от игр с водой, шлепания по теплым лужам босиком, громкие вопли при обливании друг друга, восторг от прыжков под «грибным» дождиком и другие приятные впечатления от встречи с водной стихией.

Наши «ворчалки-бурчалки» по поводу мокрых рукавов, платьев, маек надолго портят настроение малышей. Но ведь одежда высыхает быстрее, чем исчезает грусть и обида из детских глазок. Только совсем лишенные чувства юмора воспитатели и родители заставляют своих «утят» сидеть на «сухом» пайке.

Не отнимайте у детей возможность наслаждаться играми с водой, которые они любят в любом виде. Установите правила:
— нельзя играть там, где мокрый скользкий пол;
лучшие игры с водой на улице в теплую погоду;
— в любое время дня вода нужна детям не только для игр;
— ребенок должен иметь возможность пить воду всегда, когда ему хочется;
— на летней прогулке нужно иметь поднос с индивидуальными стаканчиками, покрытыми красивой салфеткой, яркий кувшин или чайник с водой.

В жаркие летние дни организуйте с детьми игры с водой, или, как назвала их одна маленькая девочка, «мокрые игры».

В самых укромных уголках площадки, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой: небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики, лейки и пластмассовые баночки разной формы, плавающие и легко моющиеся игрушки, водные пистолеты, бутылочки-обливалочки и другие забавные, милые детскому сердцу предметы. Приобрести все это «богатство» помогут мамы и бабушки, а выносить их на прогулку удобно в ярких, легких пластмассовых корзинках или тазиках.

Примерные темы занятий по рисованию, конструированию из бумаги, проводящиеся до развлечения.

Радужные рыбки

Рисование с детьми 3-4 лет.

Ложкой положить краску 4-5 цветов на газету.

Приложить ладонь к краске, потом к бумаге (вертикально).

Повернуть листочек (ладошка оказалась в горизонтальном положении).

Нарисовать глазки и яркие пятнышки.

Рыбки-подвески

Конструирование из бумаги с детьми 5-6 лет.

  • Нарисовать на блестящей бумаге тело рыбки.
  • Вырезать и приклеить глаз.
  • Нарезать полоски из цветной бумаги, приклеить.
  • Наклеить на рыбку бумагу разной формы. Все лишнее обрезать.
  • Вырезать бумажные зубчики для плавника, наклеить на спинку рыбке.
  • Нарезать полоски из гофрированной бумаги для хвостика. Приклеить.
  • Липкой лентой приклеить ниточку, на которой будет висеть рыбка.

Подводный мир

Коллективная игра.

  • Нарисовать рыбку с узорами.
  • Вырезать, наклеить на общий лист.
  • Сделать много рыбок разной формы и узоров.
  • Нарисовать вокруг них волны, раковины, водоросли.

Как приятно почувствовать запах лета под струйками воды, обсыхая под лучами солнышка!

Ой-ей! Ой-ей-ей-ей!

Кто тут мокренький такой?

Кто тут голенький,

Да веселенький?

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Мокрые игры (игры с водой на улице)

1. Из пустого в порожнее.

Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют потешки о водичке.

2. Тонет-не тонет.

Дети рассматривают группу игрушек. В игре «отгадалки» называют, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Раскладывают их в два ведерка разного цвета. Игра «Проверялка»: опускать игрушки в воду. Угадали - молодцы, а ошиблись - не беда: еще раз разложите игрушки в ведерки.

3. Тонущий кораблик.

Оборудование: большой таз, пластмассовые мыльницы или мисочки, лейки.

В большой таз, наполовину наполненный водой, дети опускают мыльницу или мисочку. Затем один ребенок наливает в нее из лейки немного воды, другие дети по очереди подливают туда воду так, чтобы кораблик не утонул. Все с интересом наблюдают, сколько времени удастся продержаться кораблику на воде.

4. Поиск сокровищ под водой.

Оборудование: большой прозрачный сосуд, мелкие предметы, игрушки, платочек.

Наполнить сосуд водой, положить туда тонущие предметы. Дети должны их увидеть, пощупать. Завязать глаза одному ребенку, который опускает руку в воду. Нащупав игрушку, называет ее. Эти же действия выполняют остальные дети.

5. Веселые пузырьки (водный оркестр).

Дети получают пластмассовые баночки с водой, пластмассовые соломинки. По сигналу начинают дуть в соломинки, опущенные в воду. Шум пузырьков можно сопровождать игрой воспитателя на металлофоне.

6. Водный ловишка.

Дети с зонтиками стоят в углу, в середине - воспитатель-дождик.

Дети. Где ты, дождик, побывал?

Что ты, дождик, поливал?

Дождик.

Побывал в саду,

Поливал ягоду.

Дети.

А какую ягоду

Ты полил в саду?

И клубнику, и малину,

И смородину!

Дети.

А крыжовник ты полил?

Дождик.

Не полил, забыл!

Дети.

Ой, вернись назад,

Да полей весь сад!

Дождик.

Раз, два, три, убегай,

Да под дождь не попадай.

Дети убегают, ловишка догоняет, стараясь облить каждого из бутылочки-обливалочки. Затем все вместе сохнут на солнышке.

Игры водяного

Летние развлечения для детей 4-5 лет.

Оборудование:

  • надувной бассейн или большой таз для Водяного;
  • костюм Водяного (дайте волю своему воображению), шапочки лягушек, рыбок для детей;
  • для оформления площадки - воздушные шары, детские работы с изображением подводного мира;
  • купальные шапочки;
  • яркие пластмассовые баночки, бутылочки, лейки и другие емкости, шланг для воды;
  • махровые полотенца;
  • цветные губки, мыльные пузыри;
  • для фокусов - пластмассовые чашки, салфетки;
  • «Мокрые угощения»: минеральная вода, соки, соломинки.

З.Котляр


«Луковая грядка»

Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.

В течение нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.


С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.

Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Кораблики»

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

«Моет трубочиста»


Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: « А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась ». Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НАТО, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторику, речи.

«Дождик»

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!


Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка.

В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

    Тонет сразу

    Тонет после намокания

    Не тонет.


«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

«Умываемся»

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки?

Мыли!

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.


Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.


Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.

Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.

Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.

Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь: стакан, сито.


Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Прыгающий шарик»

Необходимый инвентарь: пластмассовый шарик для настольного тенниса.


Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

«Я и река»

Необходимый инвентарь : бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой.

На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.

Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.

Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?

Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.

Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.


Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

«Познание»:
- ознакомление детей со свойствами воды (прозрачная, чистая, течет, льется, капает);
- развитие тактильных ощущений детей (сухое - мокрое, легкое - тяжелое);
- развитие познавательно-исследовательской деятельности (Почему мы видим свои ручки под водой? Сначала губка была легкой, а потом стала тяжелой, почему?).

«Социализация»:
- поддержание интереса к совместным играм; формирование умения играть вместе с другими детьми.

«Коммуникация»:
- обогащение и активизация словарного запаса детей (плывет, цветная, прозрачная, кораблик, отжимаю);
- развитие свободного общения детей и взрослых;
- формирование связной речи (помогать детям отвечать на вопросы).

«Здоровье»:
- закаливание организма ребенка через игры с водой.

«Чтение художественной литературы»
- формирование восприимчивости к чтению художественных произведений.

«Труд»:
- привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий (предложить убрать после игры раздаточный материал на место).

«Безопасность»:
- знакомство детей с элементарными правилами обращения с водой (нельзя пить грязную воду).

Что нужно приготовить для игр с водой

Пластиковые стаканчики, поролоновые губки, пластиковые крышки, кисточки с краской, стаканчики с чистой и грязной водой, фартук, полотенце, куклу. И, конечно, воду.

Игры с водой в детском саду (3-4 года)

Вступление

Воспитатель и дети входят и здороваются с куклой, которая их встречает. Рассматривают куклу. Говорит, что кукла Юля приглашает всех поиграть с водичкой. Подводит к столу, на котором стоят два стакана с чистой и грязной водой (берет стакан с чистой водой).

В-ль: Посмотрите, какая вода в этом стаканчике, грязная или чистая? Правильно, чистая, прозрачная. Из чистой водички что можно приготовить? (ответы детей: суп, компот, чай и др.)

В-ль (берет стакан с грязной водой): А в этом стакане какая вода, чистая или грязная? Конечно, грязная. Где мы встречали такую грязную водичку? (на улице в луже)

В-ль: Ребята, Юля, скажите, какую воду можно пить, грязную или чистую? (чистую) Почему нельзя пить грязную воду? (ответы детей: там микробы, живот заболит, можно в козленочка превратиться и др.)

В-ль: А вы знаете, какую песенку поёт водичка? Послушайте и вместе с водичкой спойте её (берет кувшин и наливает воду в пластиковые прозрачные стаканчики по количеству детей). Ш-ш-ш, поет водичка (дети подражают).

Игра «Окрашивание воды»

В-ль: А ещё чистую, прозрачную водичку можно покрасить в разные цвета (берёт кисточку с краской на ворсе и окунает её в стаканчик с водой, размешивает).

Посмотрите, что стало с водичкой? (окрасилась, стала цветной) А вы хотите раскрасить свою водичку в стакане? (дети берут каждый по стакану с водой и кисточке, размешивают краску) Алиса, у тебя водичка стала какого цвета? Юле понравилось так играть, красивая у вас получилась водичка! (предлагает детям собрать свои кисти и стаканы на поднос)

Игра «Потрогаем водичку»

Воспитатель предлагает детям опустить руки в тазик. В-ль: Какая водичка, холодная или теплая? (ответы детей) Ребята, а вы видите свои ручки через водичку? Почему мы их видим! Правильно, потому что водичка прозрачная, чистая.

Игра «Кораблики»

В-ль: Ребята, давайте превратим наш таз с водой в море, по которому будут плавать кораблики! Посмотрите, что принесла нам Юля. (показывает поднос с пластиковыми крышками) Эти крышки на что похожи? (ответы детей: на кораблики). Я возьму один кораблик и осторожно опущу его на водичку, в море (воспитатель берёт одну крышку и показывает действия с ней). А теперь я подую на него, как ветер. Что делает мой кораблик? (плавает по воде)

Воспитатель предлагает детям взять себе по кораблику и опустить их в тазик с водой.

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви кораблик мой,
А потом вернись домой!
(Р. Бикметова)

Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
(Е. Арс)

(после игры дети достают свои кораблики, убирают их на поднос)

Игра «Наберем губкой воду»

В-ль: Ребята, посмотрите, что нам ещё принесла Юля! (показывает поднос с поролоновыми губками) Вы знаете, что это? (ответы детей) Губки одного цвета или разного? (разного) Давайте потрогаем губку, какая она на ощупь? Правильно, губка мягкая, она мнется. Губка тяжелая или легкая? (легкая) А зачем нужна губка? Что ею можно делать? (ответы детей)

В-ль: А ещё губки умеют плавать. Давайте опустим их на воду и посмотрим, что с ними будет. Да, они плавают, как кораблики! А теперь снова возьмем губку в ручки, что вы чувствуете? Какая губка стала, лёгкая или тяжёлая? (тяжелая) Давайте сильно сожмем губку, что у нас получилось? Да, полилась водичка, как будто сильный дождь пошел! (после игры дети убирают губки на поднос, вытирают руки)

Заключение

В-ль: Ребята, Юля вас спрашивает, понравилось ли вам играть с водичкой? (ответы детей) Давайте пригласим Юлю к нам в группу, споем ей песенку про дождик и тучку и напоим вкусным чаем с пряниками.

Игра для ребенка дошкольного возраста является как ведущим видом деятельности, так и одним из важнейших путей познания окружающего мира. Игры с использованием объектов неживой природы (песка, глины, снега, воды и др.) ценны для развития чувствительности пальцев рук, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей ребенка.

Игры с водой для детей, которые мы рассмотрим в нашей статье, не только позволят развивать ребенка всесторонне, но и подарят много радости и удовольствия.

Оборудование для проведения игр с водой для детей

Для игры с водой вам понадобятся: бассейн (может быть надувной или пластиковый) и набор игрового материала (ведерки, лейки, формочки, ситечки, воронки, плавающие игрушки, пластиковые бутылки, соломинки и др.)

Оптимальный возраст для проведения дидактических (обучающих) игр с водой

Самым благоприятным для развития ребенка в игре с объектами неживой природы является возраст от трех лет. Это обусловлено тем, что к данному возрастному периоду ребенок все понимает, может совершать сознательные и целенаправленные действия, более усидчив и т.д.

Примеры игр с водой для детей дошкольного возраста

Игра «Волшебные пузырьки» способствует формированию представлений у ребенка о свойствах воды (ее насыщении воздухом). Для игры вам понадобится оборудование: стакан с кипяченой водой, соломинки разной длины и с разным диаметром отверстия. Ход игры. Предшествовать выполнению действий с водой может рассказ о том, как живется в «подводном царстве» животным, чем они там дышат, что кушают. После увлекательного путешествия в подводный мир можно перейти к собственно игре с водой. Для этого возьмите стакан с водой и опустите туда соломинку. Начните выдувать воздух. В результате в воде получатся пузырьки - свидетельство того, что воздух легче воды, он выталкивается на поверхность, но вместе с этим он все же насыщает воду. Аналогичные действия предложите совершить и вашему малышу. Обращайте его внимание на то, что от силы, с которой мы выдыхаем воздух, изменяется количество пузырьков.

Игра «Движется - не движется» направлена на формирование у ребенка представления о том, что жидкость может изменяться - двигаться и находиться в состоянии покоя. В качестве оборудования вам понадобятся вода и емкость для нее. Ход игры. Перед тем как играть, понаблюдайте с малышом за различными изменениями, которые происходят в природе. Во время игры вспомните с ним, как течет вода из крана, как она капает во время дождя с крыши, как она бежит в ручейке и т.д. Если малыш забыл, можно просмотреть заранее приготовленные видеоролики. После чего предложите ему поиграть с водой. Поставьте между собой и ребенком чашку с водой. Обратите его внимание на то, что вода спокойная, не движется. Затем опустите в воду руку и понаблюдайте, что произойдет с водой - она придет в движение. В процесс игры можно включить разные действия, например, вода не движется - играющие стоят, вода движется - все кружатся.

Игра «Где вода?» способствует формированию у ребенка представления о том, что вода может впитываться и просачиваться. Для игры вам понадобится следующее оборудование: две миски, одна из которых пустая, вторая - с водой, губка средней величины, соответствующая размеру руки ребенка. Ход игры. Вспомните с малышом, что происходит, когда идет дождь. Естественно, появляются лужи. Но время проходит и они куда-то исчезают. Это связано с тем, что вода может впитываться и просачиваться. Поэкспериментируйте с ребенком. Поставьте перед ним две миски. Одну из них наполните водой, а другая пусть останется пустой. Затем совершите следующие действия: опустите губку в воду, она наберет жидкость и станет тяжелой, переместите губку в другую миску и там ее отожмите. После непродолжительной игры вода из одной емкости переместится в другую.

Игра «Попробуй удержать» способствует формированию представлений у ребенка о том, что вода может просачиваться и вытекать. Чтобы поиграть, вам понадобятся две емкости: одна - пустая, другая - с водой. Ход игры. Попросите ребенка поиграть с водой: похлопать по ее поверхности, привести в движение и т.д. После этого предложите ему зачерпнуть воду сложенными «в лодочку» ладонями и перенести ее в другую емкость. Конечно же, вода будет проливаться и протекать через пальцы. Для того, чтобы ребенку было весело и интересно, посоревнуйтесь с ним в том, кто быстрее перенесет при помощи рук воду из наполненной миски в пустую.

Если вам понравились наши игры с водой для детей, придумывайте также игры с другими объектами неживой природы и увлекательно познавайте с ребенком окружающий мир.

Играя с водой, кроха приобретает незаменимый опыт. А сколько положительных эмоций! Сколько возможностей для первых экспериментов!

Водяной игродром

Для игр на пляже вам лучше всего подойдет детский надувной бассейн. Он должен быть неглубоким, чтобы вода не поднималась сидящему в нем малышу выше пояса. Воду в бассейн наберите из моря или речки. Она очень быстро нагреется на жарком солнышке, и кроха сможет играть.

Для игр на даче бассейн тоже подойдет. Но можно набрать воду и в детскую ванночку или таз. Играть с водой можно по-разному. Вариант первый: малыш сидит в бассейне или большом тазу. Вариант второй: ребенок находится не в воде, и таз для удобства стоит на небольшом возвышении (скамейке, столике). В этом случае убедитесь, что тазик с водой стоит устойчиво, чтобы расшалившийся кроха случайно не опрокинул его на себя. Рядом с «озером» можно поставить столик, на котором будут лежать всевозможные предметы для игр: резиновые и пластмассовые игрушки (утки, рыбки, кораблики и т.п.), разные емкости (пластиковые бутылки, стаканчики, коробочки, флаконы, формочки для песка и т.п.), воронка, сито, губка, кусочки пенопласта... Как вариант, можно купить специальный столик для игры с водой. Он сделан из пластика, невысокий, устойчивый, в центре имеет углубление, куда можно наливать воду.

Во время игры следите, чтобы вода в тазу не была холодной: плескаясь в ней слишком долго, кроха может переохладиться.

Лучшее время для летних игр с водой утро или вечер, когда солнышко печет не так сильно. Днем же необходимо организовать тень для маленького игрока (например, поставить емкость с водой в саду под деревьями, в беседке, на веранде или воспользоваться большим пляжным зонтом). И, конечно, никогда не забывайте главное правило игр с водой: оставлять малыша без присмотра нельзя ни на минуту!

Ну что ж, если для игры все готово, начнем играть!

Игры с водой: Проще простого

Вода – такая замечательная штука, с которой можно буквально на ходу изобретать бесконечное множество простых игр и забав. Многие такие игры ребятишки прекрасно выдумывают сами.
А наша задача чуть-чуть им помочь…

Игры с водой для детей до 1 года

Хлюп-хлюп. Шлепать ладошкой по воде – любимое развлечение самых маленьких игроков. Покажите ребенку, что бить ладошками можно по-разному: только правой ладошкой или только левой, двумя ладошками сразу, каждой ручкой по очереди, причем в разном темпе, то быстрее, то медленнее, то сильнее, а то совсем легонько, едва касаясь воды. Во время игры возьмите ручки малыша в свои, шлепайте ими по воде и приговаривайте: «Давай пошлепаем сильно-сильно! А тепер тихонько. Теперь одной ручкой! А теперь двумя! Молодец!» Так кроха не только получит массу новых ощущений, но и будет учиться прислушиваться к вашим словам и выполнять задания.

Игры с водой для детей 1–2 года

Ручной дождик. Лейка – замечательная водная игрушка. С ее помощью малыш сможет делать свой собственный дождик. Покажите крохе несколько разных способов набирать в лейку воду: можно подставить ее под кран, можно опустить в воду и подождать, пока она наполнится, а можно зачерпывать воду из таза стаканчиком и лить в отверстие лейки. А потом сделаем дождик! Пусть ребенок льет воду в таз, на свои собственные ручки, на все тело, «поливает» игрушки.

Смешная лейка. Если под рукой нет настоящей лейки, можно очень быстро смастерить для малыша самодельный «дождик» из пластиковой бутылки. Причем проделывать отверстия можно не только в крышке, но и в самой бутылке. Малыш будет нажимать на бутылку, и радоваться струйкам и фонтанчикам, бьющим с разных сторон. Надавил посильнее – и «дождик» брызгает сильнее. А еще вам пригодится плотный полиэтиленовый пакет с дырочками: набираем в него воды, смотрим, как она смешно вытекает из дырочек, и радуемся вместе.

Игры с водой для детей 2–3 года

Кораблики. Игра в кораблики – это не просто забава. Это еще и способ развития воображения и творческого мышления! Ведь роль кораблика может играть множество предметов, совсем на кораблик не похожих. Это всевозможные пластиковые коробочки, баночки, половинки мыльницы, формочки для песка, пробки, крышки, кусочки губки и пенопласта, лепестки, листья деревьев, щепки… Одним словом все, что может держаться на поверхности воды. И «пассажирами» может быть все, что угодно: мелкие игрушки, пуговицы, бусины, фасолины, ракушки, пластиковые крышечки... А что придумает ваш малыш?

Игры с водой: Вот так веселье!

Игры с водой для детей д о 1 года

Рыбка-рыбка, где была? Возьмите игрушечную рыбку, опустите ее в воду и покажите малышу, как она плавает под водой, приговаривая потешку:

– Рыбка, рыбка, где была?
– В тазике с водой плыла,
И плескалась не спеша,
Веселила малыша.

Покажите, как рыбка плещется, а потом дайте игрушку крохе, пусть он тоже попробует.

В бассейн я с водой залезаю опять,
Люблю я в воде иногда поиграть.

И рыбка в бассейне всегда меня ждет.
Я делаю волны – и рыбка плывет.
(М. Шехерева)

Пусть малыш похлопает ручкой по воде, делая волны, чтобы рыбка «плавала». Точно так же можно играть с другими водоплавающими игрушками: утками, дельфинами, крокодильчиками… Задавайте крохе вопросы: «Где уточка? Как она плавает? Как крякает?»

Игры с водой для детей 1–2 лет

Ловись, рыбка! Забаву по вылавливанию чего-либо из воды можно модифицировать бесконечно. Набросаем в таз с водой всевозможные некрупные предметы: камешки, мелкие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), теннисные шарики, ракушки, пуговицы, кусочки пенопласта и т.п. А потом пусть кроха их оттуда достает: пальчиками, пинцетом, ложкой… Каждый способ по-своему полезен, потому что требует от малыша разных навыков. Может, это будут рыбки, которых нужно поймать. Или сокровища с затонувшего корабля.

Кораблекрушение. А может, вы вместе придумаете, что корабль потерпел бедствие, пассажиры тонут и вам необходимо их спасти? Сначала загрузим в игрушечный кораблик пассажиров (например, игрушки из киндер-сюрпризов), опрокинем их в воду, а потом «спасем».

Забавное ситечко. Ситечком вылавливать предметы еще интереснее: предмет остается в ситечке, а вода смешно выливается сквозь дырочки. Насыпьте в воду цветочные лепестки или кусочки пенопласта. Они будут плавать на поверхности, и малышу будет интересно собирать их ситечком.

Игры с водой для детей 2–3 лет

Сортируем. Играя в «кораблекрушение», можно поразвивать мышление малыша, предложив ему рассортировать вылавливаемые предметы. Самые маленькие пусть просто разложат камешки-сокровища в одну пластиковую коробочку-кораблик, а, скажем, ракушки или мелкие игрушки в другую. Малышам постарше предложите другой, более сложный, вид сортировки: по цвету, по размеру и т.п.

Хочу все знать!

Не стоит думать, что младший возраст – не время для экспериментов. Конечно, когда кроха чуть-чуть подрастет, он будет исследовать мир более осознанно и вдумчиво. Но самые первые опыты с водой просто необходимы малышу! Пусть пока он не может определить и обозначить причину многих явлений, но переливая воду из емкости в емкость, наполняя ею стаканчики и бутылки, бросая в воду все подряд, кроха таким образом знакомится со свойствами предметов, делает свои самые первые крошечные открытия. Помогите ему в этом!

Игры с водой для детей 1,5–2 года

Удивительная бутылка. Малыш уже наверняка знает, что некоторые предметы, брошенные в воду, сразу же пойдут ко дну, а другие останутся плавать на поверхности. Для этого он достаточно поэкспериментировал с разными предметами: камешками, пуговицами, кусочками бумаги, пенопласта, губки, тряпочками, пластмассовыми крышками, пластиковыми стаканчиками, чайными ложками, игрушками и т.п. И он уже знает, что камешек будет тонуть всегда, а вот легкий цветочный лепесток останется плавать. Но вот с пластиковой бутылкой все может быть иначе! Если мы опустим в воду пустую бутылку с крышкой, она будет плавать. Если заполним бутылку водой наполовину, она станет плавать под углом, как поплавок. Полная бутылка сразу пойдет ко дну. Проделайте с ребенком этот опыт. Пусть он потом поэкспериментирует сам. Не спешите сразу объяснять причину этого явления. Может, со временем ему удастся догадаться самому?

Игры с водой для детей 2–3 года

Имеет ли вода форму? Играя с водой, малыш сможет узнать много нового о ее свойствах. Например то, что она может принимать любую форму в зависимости от формы сосуда. Для этого просто дайте крохе возможность попереливать водичку из емкости в емкость. Выдайте маленькому экспериментатору пластиковые стаканчики, мисочки, бутылки разных форм, флаконы от шампуня и т.п. Сначала прокомментируйте свои действия: «Вот налили воду в стаканчик – и она приняла форму стаканчика. А потом перелили эту же воду во флакончик в виде утенка – и она стала «утенком»!» А дальше пусть малыш сам пробует и разбирается.

Детские игры с водой

Игры с водой для детей 1–2 года

Бульк! Предложите малышу, стоя возле емкости с водой, побросать в воду камешки. Обратите его внимание, что маленькие камешки булькают тише и брызг от них меньше. А камешки побольше брызгаются сильнее. А что будет, если поднести камешек совсем близко к поверхности воды и отпустить?
А если бросить его со всей силы? Такие эксперименты малышу придутся по вкусу.

Игры с водой для детей 2–3 года

Меткий стрелок. У этой веселой игры множество модификаций. И каждый раз можно играть по-новому. Можно запустить в таз или бассейн с водой пластиковые коробочки (или половинки мыльницы, формочки для песка) и, став на некотором отдалении, бросать в них камешки. Бросать можно на меткость (кто больше камешков забросит) или посоревноваться, чей камешек «переполнит чашу» и затопит «кораблик». А можно целиться в «кораблики» не камешками, а струей воды. Смастерите брызгалку из пластиковой бутылки, и пусть малыш развивает глазомер, координацию движений и моторику, стараясь попасть водой в плавающую (или стоящую на бортике бассейна) мишень.

Игры с водой: Забавные сюжеты

Совсем маленький ребенок, играя с корабликом, не воспринимает его именно как кораблик. Он может этот кораблик бросать, бить им по воде, но вряд ли станет сажать в него пассажиров и отправлять в плавание. Подросший карапуз постепенно начинает использовать игрушки по назначению. И вот уже ему становятся понятны самые первые, самые простые сюжетные игры, т.е. игры с определенным сюжетом. Очень важно на первых порах научить кроху играть, подсказывая ему сюжеты и организовывая игру. А позже, взрослея, он и сам научится придумывать интересные игры с увлекательными сюжетами.

Игры с водой для детей 1,5–2 года

Будет мыло пениться… Предложите крохе выкупать свои игрушки. Дайте малышу мочалку и детское мыло, посадите в таз резиновую куклу, уточку и другие подходящие игрушки. Покажите крохе, как намылить губку и потереть ею игрушки (можно обойтись и вовсе без мыла или использовать кусочек пенопласта – «как будто мыло»). Рассказывайте малышу, что вот так же мама моет и его самого, а теперь он помоет куколку. Предложите крохе помыть куколке ручку, ножку, спинку, шейку… Так вместе с игрой ребенок будет запоминать названия частей тела. Можно приговаривать потешку Э. Мошковской, поощряя малыша повторять слова за вами и выполнять нужные действия:

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!

Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!

Или вот так:
Льется в ванночку вода,
Эй, игрушки, все сюда!
Утки, зайчики и кошки,
Я помою вас немножко!

Постирушки. Поиграли в кукольное купание? А теперь затеем игрушечную стирку! Никакого порошка нам не нужно. Просто выдайте крохе носовые платочки, чистые трусики, какие-нибудь кукольные одежки и таз с водой. Наверняка малыш неоднократно видел, как стирает кто-то из взрослых. Теперь пусть попробует сам. Кстати, и для стирки потешка найдется:

Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь
Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!
(А. Усанова)
А для девочки чуть-чуть переделаем:
Помогает дочка
Постирать платочки,
Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!

Моем посуду. А потом можно и кукольную посудку помыть. Для мытья малышу пригодится губка. Покажите маленькому «посудомойке», как с помощью губки наполнить водой кукольную кастрюльку, набирая в губку воду, а затем выжимая. Это полезное упражнение для укрепления кисти малыша.

Игры с водой 2–3 года

Суп для кукол . Очень интересно приготовить обед для кукол и игрушечных зверят. Покажите крохе, что и как можно делать, а дальше пусть придумывает сам. В этой игре юный повар будет набирать воду в разные емкости-кастрюльки, знакомясь со свойствами воды, собирать камешки (это может быть «как будто картошка»), измельчать пальчиками травинки и лепестки цветов, «солить» суп песком, размешивать содержимое ложкой, развивая моторику. Не обязательно пользоваться только детской посудкой. Выдайте малышу настоящую кастрюлю, чтобы ему было где развернуться. Готовый суп разливаем по тарелкам с помощью поварешки и приглашаем кукол к столу.

Дед Мазай и зайцы . Помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Малыш тоже может по-играть вот в такого «спасателя». Сделайте островки (или льдины) из кусков пенопласта, усадите на них мелкие игрушки. Пусть ребенок с помощью игрушечного (или самодельного) кораблика обплывет все островки и «спасет» тех, кто терпит бедствие.

Уроки плавания. Предложите крохе устроить уроки плавания для игрушек. Конечно для тех, которых можно «безболезненно» отправлять в воду. Резиновые и пластмассовые игрушки с удовольствием будут ходить в бассейн! Сначала всем игрушкам нужно рассказать, как правильно вести себя в бассейне. Потом малыш может с помощью одной из игрушек показать остальным, как правильно плавать. Затем все иг-рушки прыгают в воду, а ребенок им помогает. Выдайте крохе кусочки пенопласта, чтобы игрушки учились плавать с их помощью. Можно из пенопласта или кусочков вспененной резины вырезать спасательные круги для «пловцов». На бортике ванны или таза устройте вышку, пусть игрушки попробуют прыгать с нее.

Игры с водой: Занятная география

Забавные игры с водой могут быть не только развлекательными, но и познавательными. Например, географическими. Ведь множество окологеографических тем так или иначе связано с водой. Вот и устройте в тазу на даче море, озеро или водопад!

2–3 года

Море . Представьте вместе с малышом, что ваш таз или бассейн – это настоящее море. Если кроха еще не знает, что вода в море соленая, расскажите ему об этом. Для пущего сходства можно и морской соли добавить. Пусть ребенок положит в таз камешки и ракушки, будто это морское дно, запустит туда пластмассовых (или вырезанных из пенопласта, пластика, поролона) рыбок. Теперь можно
поиграть в кораблики, которые плавают по морю от берега к берегу, перевозят пассажиров и грузы. А еще рыбаки на кораблях могут ловить рыбу. И даже можно устроить погружение водолазов… А пластиковая бутылка с широким горлышком, если положить внутрь мелкие игрушки и закрутить крышку, превратится в замечательную подводную лодку.

Шторм на море . Море почти никогда не бывает спокойным. Там всегда дует ветер, и бегут волны. Пусть малыш устроит волны в своем маленьком море, пусть подует на кораблики, будто это ветер. Предложите ребенку дуть таким образом, чтобы кораблики причаливали к «берегу». Учите кроху не раздувать щеки, а выдувать струю воздуха через губы, точно направляя ее в цель. Это полезно для развития и укрепления органов дыхания и артикуляции. А потом на море может начаться настоящий шторм с огромными волнами. И пойти дождь (например, из лейки).

Водопад. Что ж, организовать водопад нам тоже по силам! Пусть малыш наберет воды в миску или кастрюльку, а потом поднимет ее над тазиком и выльет с высоты. Вот вам и водопад! Столько шума и брызг! Чем выше ребенок поднимет руку с миской, тем громче будет «шуметь» водопад, тем дальше разлетятся брызги. Все как и в жизни.

Остров. Большой кусок пенопласта превратится в необитаемый остров в океане. Или обитаемый? Пусть малыш «заселит» остров жителями, украсит цветами и травинками. А потом отправит туда корабль с туристами.

Айсберг. Если опустить в воду крупные кубики льда, предварительно замороженные в стаканчиках из-под йогурта, получится представить, что это ледяные айсберги. На айсбергах можно «покатать» игрушечных пингвинчиков. Правда, «айсберги» быстро растают в теплой воде. Но это случится не сразу, малыш вполне успеет с ними поиграть. Это доставит ему массу удовольствия и необычных ощущений от прикосновений к теплой воде и холодному льду. К тому же, и настоящие айсберги, случается, тают. Не забудьте рассказать об этом малышу.

Озеро. Несложно представить, что ваш круглый таз или бассейн – это тихое лесное озеро. Особенно, если там будут плавать рыбки и расти замечательные водяные лилии. Покажите малышу один фокус. Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с длинными лепестками. При помощи карандаша или ножниц закрутите лепестки к центру. После этого опустите ваши лилии в воду. Вы увидите невероятное явление: прямо на ваших глазах цветы начнут «распускаться».

Игры с водой: Брызгалки

Всевозможные забавы с брызгалками – что еще лучше них поможет как следует освежиться в жаркий денек? Подойдет любая брызгалка от водяного пистолета и лейки до самодельного устройства из пластиковой бутылки или флакона от шампуня.

1–2 года

Водяной бой. В игре нет никаких правил. Просто мама (или папа) и малыш вооружаются водяными пистолетами и брызгают водой друг в друга. Это очень полезная забава для крохи: он будет развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, ловкость, глазомер. Только старайтесь не попадать малышу в лицо: у некоторых ребятишек это может отбить желание играть с водой.

Поливалки. Выдайте крохе лейку и пусть поможет вам полить грядки с зеленью и цветы в палисаднике. При этом можно приговаривать потешки про дождик:

Теплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:

Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды черешни...

Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.
(А. Босев)

2–3 года

Бомбочки . В эту веселую игру с малышом с удовольствием поиграет папа. Она поможет ему вспомнить свое собственное детство. Наберите воды в небольшие полиэтиленовые пакетики и хорошо их завяжите. Положите «бомбочки» на землю. Пусть папа покажет малышу, как их «взорвать» – топнуть посильнее ногой или прыгнуть сверху. Вот брызг-то будет! А смеху-то!

Мишени . Нарисуйте на заборе или стене дома мишени мелом. Затем выдайте малышу несколько поролоновых губок. Пусть он хорошенько смочит их в воде, а потом бросает по мишеням. Губки будут смешно биться о стену, брызгаться и оставлять в месте попадания мокрый след.

Пятнашки. Эта игра веселая уже сама по себе. В ней водящий должен догнать кого-то из игроков и «запятнать» - дотронуться рукой. Кого «запятнали», тот и становится водящим. А если добавить в игру еще и брызгалки? Участвуют малыш, мама, папа, а если повезет, то бабушка с дедушкой и приятели малыша. Выбираем водящего, выдаем ему брызгалку. Его задача «запятнать», «заквачевать» игроков, не дотронувшись до них, а попав струей воды. Кто намок – тот и становится следующим водящим. Гарантированно освежатся все!

Организовывая игры с водой, очень важно, с одной стороны, направить малыша, помочь, подсказать, с другой же – дать ему возможность придумать что-то самому. Тогда игры принесут крохе не-оценимую пользу, станут по-настоящему развивающими. И, конечно, очень-очень радостными. Играйте с удовольствием!