Вопросы к рассказу золотой петух. Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс)

Вариант 1. А.И.Куприн «Золотой петух».

Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.

Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?

Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.

2.Выпишите эпитеты, олицетворения, метафоры из данного отрывка.

3. Как передано ощущение чуда в отрывке?

4. С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

Вариант 2.А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, – все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах. В окружности, доступной для напряженного человеческого слуха, нет ни одного городка, ни одной деревни, фермы, двора, где бы каждый петух, вытягивая голову вверх и топорща перья на горле, не бросал в небо торжествующих прекрасно-яростных звуков. Повсюду – в Версале, в Сен-Жермене и Мальмезоне, в Рюелле, Сюрене, в Гарше, в Марн-ла-Кокет, в Вокресоне, Медоне и на окраинах Парижа – звучит одновременно песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов. Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do !

Временами ближние петухи на несколько мгновений замолкали, как будто выдерживали строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась все дальше и дальше до самых отдаленных мест и, точно отразившись там, возвращалась назад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким певучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатывались с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге. Так, вероятно, войска великолепного древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря. Когорты, расположенные на холмах и высотах, первые успевали увидеть его торжественную колесницу и приветствовали ее отдаленными восклицаниями радости, а внизу кричали металлическими голосами восторженные легионы, чьи ряды один за другим уже озарились сияющим взглядом его лучезарных глаз.

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

2.Как передано особое звучание петушиного пения?

3.Какие музыкальные термины звучат в тексте?

Вариант 3. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную радость боя, когда два сильных петушиных тела яростно сталкиваются в воздухе, крепко бьются упругие крылья, вонзаются в мясо кривые стальные клювы и из облака крутящейся пыли летят перья и брызги крови. Или, может быть, сегодня празднуется день трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха – праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми лесами, полями и реками?

И наконец, может быть, – думал я, – сегодня, перед самым длинным трудовым днем лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.

  1. Какое настроение переживает автор от услышанного?
  2. От чего, по словам автора, пришли в восторг петухи? Выпишите.
  3. Укажите черты сказочного и мифологического в отрывке.
  4. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

Вариант 4. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе – таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей!

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

3.Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нем?

4.Какие образные средства позволяют почувствовать восторг писателя?

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

Вариант 5. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки. Часа в два мне пришлось зайти в один дом. Посреди двора стоял огромный лоншанский петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые. Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:

– Это вы так хорошо пели сегодня на заре?

Он кинул на меня боковой недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. Не ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»

Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

2. Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы». А себя «слабым, жалким человеком, не более?»

3. Составить цитатный план всего рассказа.


другие презентации на тему «Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ»»

«Рассказы Куприна» - Рассказ «Барри». О собаках. Невыдуманные рассказы. А.И. Куприн и Э.Сетон -Томпсон. Олицетворение земной красоты. А.И.Куприн и А.П.Чехов. Рассказ «Барбос и Жулька». Рассказ «Бальт». Рассказ «Сапсан». Рассказ «Ю-ю». По страницам рассказов Куприна. Рассказ «Изумруд». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.

«Жизнь Куприна» - Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. 7. Расскажите историю любви Желткова. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? 14. Отец умер от холеры. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку.

«Урок Куприн» - Гостиная – комната для приема гостей. Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. Воспитывать доброту силой художественного слова. Словарь толкований: Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Составить план.

«Куприн Олеся» - Повесть "Олеся". Не буду же я несчастнее других?». Какой цвет сопровождает образ Олеси? Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья. С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Как построен сюжет повести? С чем сравнивает Куприн героиню? Слову вы своему не господин…

«А.И.Куприн» - В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. А.И.Куприн в своем кабинете.1912 -1913г. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Александр Иванович Куприн. Наставления –настоятельный совет, поучение. При мысли о Куприн хочется сразу сказать: добрый талант. А.И.Куприн.Кадет.1880г.

«Куприн Слон» - Прыгали, скакали, В школу прибежали. Гостиная – комната для приема гостей. Итог урока Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? Делать из мухи слона. Слон в посудной лавке. Удивляюсь! Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. А теперь все тихо встали, встали… Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.

Тема урока: Рассказ «Золотой петух».
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.

Задачи урока

Обучающие:

    Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

Воспитательные:

    Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.

Развивающие:

    Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).

    Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)

Оборудование:

    Учебник Г.С. Меркин;

    Рабочая печатная тетрадь;

    технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

Методическое обоснование:

Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна. Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И. Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».

Метод: слушание

2. Актуализация знаний.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?

Метод: говорение

Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.

Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.

В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни. Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле». Но ч ужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя

Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.

«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть.
К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?
Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.

Триумфатор -цезарь – п олководец-победитель , встречаемый с триумфом.

Запишите.

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Когорта и легион относятся к римской армии.

Письмо.

Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

Легион – основная единица в армии древнего Рима.

Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

Чтение: выразительное, озвученное

Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?

Следующие слова – самозабвенный и экстаз.

Кто знает значение этих слов?

И слово, которое у нас осталось – феникс.

Ребята, вы знаете кто такой феникс?

Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).

Самозабвенный – восхищенный.

Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.

Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Феникс, который возлагал прах своего "отца" на алтарь Солнца.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.

Чтение: выразительное, озвученное

Домашнее задание.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.

Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.

Метод: письмо.

5 класс

Тема. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Цель:

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

    воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа.

Оборудование: тексты рассказа.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Анализ содержания рассказа А.И.Куприна «Золотой петух».

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Слово учителя.

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

3. Обращение к учебнику. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».

Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

4. Слово учителя.

В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя К.А.Куприной «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.

«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли в Севр-Виль д, Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.

Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, золочёных амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».

5. Работа с текстом.

Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «…победоносный крик петуха».

6. Слово учителя.

В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полёте на воздушном шаре вместе с С.И.Уточкиным, спортсменом и одним из первых воздухоплавателей и лётчиков, редактором «Одесских новостей» И.М.Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полёте над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полёте были рассказаны писателем в очерке «Над землёй».

7. Работа с учебником.

7.1. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся ещё до рассвета…» до слов «…от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передаёт впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

Как передано ощущение чуда в отрывке? (Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью).

7.2. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.

С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

7.3. Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «…сияющим взглядом его лучезарных глаз».

Как передано в рассказе звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?

7.4. Лексическая работа.

Определите значения слов «пианиссимо», «фуга», когорта», «легион».

Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Когорта - одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт.

Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

7.5. Слово учителя.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

7.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «…из пепла, дыма и раскалённых углей».

8.Сообщение подготовленного ученика о птице Феникс.

Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

9.Работа с текстом.

9.1.Лексическая работа.

Объясните значение слова «самозабвенный».

Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?

9.2. Выразительное чтение отрывка от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.

Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»? (Человеку свойственно ощущать своё несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии).

10.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».

III. Подведение итогов урока.

Какова авторская позиция в рассказе? В каких эпизодах она звучит наиболее отчётливо? (В воспоминаниях рассказчика о далёком прошлом слышен голос автора, скорбящего о разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песне петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира).

IV. Проверка домашнего задания.

Цитатные планы.

    «Случилось это чудо».

    «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

    «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

    «Что за странное, что за необыкновенное утро!»

    «Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

    «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

Пересказ произведения от третьего лица.

V. Домашнее задание.

Инд.задания:

Подготовить сообщение о некоторых фактах родословной семей Бекетовых и Блок;

Подготовить выставку фотографий членов семьи А.А.Блока.

Коршакова А.Г.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Мезенская СОШ»

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Петух»

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.

Формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Ход урока.

1.Вступление .

А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)

2. Индуктор

Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!

3.Чтение начала текста (ученик)

Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?

(ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)

Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?

4. Разрыв

…Я не вдруг понял, что это пели…(магнитофонная запись «Крик петуха»)

Подберите ассоциации.

Самоконструкция, социоконструкция.

5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)

Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)

Презентация: 1- 7 слайды

7. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.

8 слайд - План

    Пробуждение человека и природы.

    (Непонятные звуки).

    Удивительное открытие

а) волшебный хор петушиного племени

б) (чудесная фуга)

4. Что случилось сегодня с петухами?

5. (Великий Золотой Петух).

6. Встреча с лошанским петухом

7. (Но разве не позволен и мне?)

Самоконструкция, социоконструкция

8. Работа в группах.

Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?

(петух, музыка, цвет, чудо, солнце)

9 слайд – заповеди 6, 1

Задание группе музыкантов:

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

    Объясните толкование незнакомых слов (9 слайд - см. гиперссылку- презентация «Музыкальный словарик», подготовленная учащимися дома)

    Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.

Задание группе художников:

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?

Задание группе

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

    Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

    Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста. Как он связан с содержание текста?

    Объясните значение слова «экстаз»

9.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)

Отметьте знаком «+» предложения, содержащие уже известную вам по рассказу А.И.Куприна информацию.

- Что в статье показалось вам интересным, помогающим понять рассказ А.И.Куприна?

Какие слова, словосочетания, фразы в тексте рассказа передают слияние музыки и цвета?

10 слайд – орган

11. Индуктор .

Золотой, пурпурный, розовый, мажорный, чудесный, гимн, хор, восторг, радость, старые, пожилые, молодые…

К какому слову подобраны ассоциации? (праздник)

12.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович

Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник? Кого Куприн называет чудотворцем?

(человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)

Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).

Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический. В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно. Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.

Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.(группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)

Составьте группу поэтических образов

(Самоконструкция. Социоконструкция)

1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой

Певун, певец

Кудесник

Бог, божок

Труба иерихонская, фанфара

Глашатай новой жизни

2) Пение петуха – гимн

Богослужение, благовест

Огонь, костер

(Петух – трубач

солнцепоклонник

Пение петухов – фуга

славословие)

А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?

(Солнце – петух

музыкант, органист,

Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)

С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?

11 слайд –мифологическая справка, значение образа

Какие образы из славянских мифов, народных сказок можно было бы ввести в словарную статью? Объясните свой выбор.

12 слайд – Ярила, Даждь-бог, Жар-птица

Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?

13 слайд - заповеди 2, 9

В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

14 слайд – «А.И.Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: « Да здравствует…!» (В.Львов-Рогачевский)

Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)

14. Музыкальная иллюстрация

Многие композиторы в своем творчестве пели тоже пели гимн солнцу. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и др.звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет..

Прослушайте 3 музыкальных отрывка. Какой из прослушанных отрывков мог бы, по вашему мнению, стать музыкальной иллюстрацией к рассказу Куприна? Аргументируйте свой ответ. Напишите сочинение-миниатюру.

(С.С.Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 1; А.Н.Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»; Э.Григ «Утро»; М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и др.)

(выступление по желанию)

15. Рефлексия

Звучит крик петуха (см. 15 слайд)

1. Сегодня я понял…,

2. Я почувствовал…,

3. Сегодня меня удивило…,

4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…

5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…

6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…