Презентация по биологии размножение и развитие рыб. Речной угорь

Вопросы. 1. Назовите основные части скелета рыбы. Какую функцию они выполняют? 2. Из каких органов состоит опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная, центральная нервная системы рыб? 3. Перечислите характерные черты внутреннего строения рыб. 3. Объясните значение плавательного пузыря в жизни костных рыб.


Органы размножения. Рыбы, как правило, раздельнополые животные. Органы размножения самок – яичники (см. рис. 119), в них созревают яйцеклетки – икринки. Органы размножения самцов – семенники (молоки). В них созревают сперматозоиды. Рыбы, как правило, раздельнополые животные. Органы размножения самок – яичники (см. рис. 119), в них созревают яйцеклетки – икринки. Органы размножения самцов – семенники (молоки). В них созревают сперматозоиды.


Размножение рыб. Самки выметывают икринки в воду. Самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. После оплодотворения, то есть слияния сперматозоида с яйцеклеткой, из оплодотворенной икринки развиваются мальки рыб. Самки выметывают икринки в воду. Самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. После оплодотворения, то есть слияния сперматозоида с яйцеклеткой, из оплодотворенной икринки развиваются мальки рыб.


Размножение рыб. Чаще всего рыбы выметывают икру в воду и впоследствии не проявляют заботу о потомстве. При таком способе размножения бывает очень много икринок – сотни, тысячи, сотни тысяч, даже миллионы, так как многие из них погибают: часть поедают хищники, Чаще всего рыбы выметывают икру в воду и впоследствии не проявляют заботу о потомстве. При таком способе размножения бывает очень много икринок – сотни, тысячи, сотни тысяч, даже миллионы, так как многие из них погибают: часть поедают хищники,



Размножение рыб. Однако есть среди рыб и те, кто заботится о потомстве. Они откладывают икру в углубления дна (лососи), строят гнезда (колюшка), носят икру во рту (тилапия) (рис. 122) или на теле (рыба-игла, морской конек). А есть и живородящие рыбы. Среди хрящевых рыб большинство акул рождают акулят. Однако есть среди рыб и те, кто заботится о потомстве. Они откладывают икру в углубления дна (лососи), строят гнезда (колюшка), носят икру во рту (тилапия) (рис. 122) или на теле (рыба-игла, морской конек). А есть и живородящие рыбы. Среди хрящевых рыб большинство акул рождают акулят.


Размножение рыб. Конечно, при заботе о потомстве число икринок, отложенных одной самкой, и рожденных детенышей сокращается до десятков и единиц. В заботе о потомстве проявляются сложные формы поведения рыб. Например, самец колюшки ревностно охраняет свое гнездо от хищников, а тропический сом, выносив икру во рту, впоследствии прячет там и потомство, если ему угрожает опасность. Конечно, при заботе о потомстве число икринок, отложенных одной самкой, и рожденных детенышей сокращается до десятков и единиц. В заботе о потомстве проявляются сложные формы поведения рыб. Например, самец колюшки ревностно охраняет свое гнездо от хищников, а тропический сом, выносив икру во рту, впоследствии прячет там и потомство, если ему угрожает опасность.



Миграции. Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят название миграций. Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят название миграций. Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением.


Миграции. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, прогреваемую солнечными лучами. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, прогреваемую солнечными лучами.


Миграции. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения). Так поступают лососи на Дальнем Востоке, на севере Европы или осетры Каспийского моря. За такие миграции этих рыб называют проходными. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения). Так поступают лососи на Дальнем Востоке, на севере Европы или осетры Каспийского моря. За такие миграции этих рыб называют проходными.



Миграции. Взрослые особи дальневосточного лосося горбуши (рис. 123) после нереста обречены на гибель. Инстинкт оставить после себя потомство у них так силен, что в пути они ничего не едят и приходят к местам нереста изнуренными голодовкой, откладывают икру, оплодотворяют ее и погибают Взрослые особи дальневосточного лосося горбуши (рис. 123) после нереста обречены на гибель. Инстинкт оставить после себя потомство у них так силен, что в пути они ничего не едят и приходят к местам нереста изнуренными голодовкой, откладывают икру, оплодотворяют ее и погибают


Выводы. Рыбы – раздельнополые животные. Размножаются в воде: самки выметывают икру, самцы выделяют на икру семенную жидкость. Большинство рыб выметывает множество икринок и после оплодотворения оставляет их без присмотра. Много икринок гибнет. У заботящихся о потомстве рыб бывает немного икринок, однако большая часть их благополучно развивается в мальков. Рыбы – раздельнополые животные. Размножаются в воде: самки выметывают икру, самцы выделяют на икру семенную жидкость. Большинство рыб выметывает множество икринок и после оплодотворения оставляет их без присмотра. Много икринок гибнет. У заботящихся о потомстве рыб бывает немного икринок, однако большая часть их благополучно развивается в мальков.

Тема: «Размножение и развитие рыб».

Цель урока: показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.

Оборудование: влажный препарат «Развитие рыбы», таблица «внутреннее строение рыбы», видеофильм «Размножение и развитие рыб»

Ход урока

Учитель:

Зоологию учить интересно,
Всего нового узнать всем полезно.
Ребятишкам надо знать очень много,
Ведь на то она и знаний дорога.

Действительно, зоология очень увлекательная наука, на каждом уроке вы открываете для себя мир животных заново.

Вы уже познакомились с насекомыми, моллюсками, рыбами. Мы продолжим изучение последних.

Сегодня наш урок не совсем обычный, мы идём на рыбалку. Клев зависит от прикормки и места ловли. Давайте разделимся, одни будут готовить прикормку, а другие место для ловли.

Прикормка - индивидуальное задание:

  1. Запишите логическую цепочку строения пищеварительной системы рыб и докажите, что между её строением и функциями существует взаимосвязь.
  2. В чём различие кровеносной системы членистоногих и позвоночных животных? Какая кровь – артериальная или венозная – поступает в сердце рыб?

(Двое учащихся выполняют индивидуальные задания у доски, учитель делит класс на три группы, кто быстрее доберётся до вершины горы.)

Первым двинется в путь тот, кто отгадает загадку:

Не летит, не поет, а клюет.
(Рыба)

Вопросы для класса:

  1. Почему рыба не может повернуть голову?
  2. Назовите 5 отделений головного мозга.
  3. Назовите органы выделительной системы рыб.
  4. Назовите животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.
  5. Назовите отделы скелета.
  6. Какой отдел головного мозга рыбы наиболее хорошо развит и почему?
  7. До вершины осталось чуть - чуть. Какие системы органов внутреннего строения мы вспомнили?

(Учитель открывает на доске системы: ОДС, выделительную, нервную.)

Учитель: Итак, место для ловли мы нашли. Оглянитесь! Как оно прекрасно, и рыбы много. Готова ли прикормка? (Проверка индивидуальных заданий.)

Учитель: Теперь дело за малым – поймать рыбу.

Перед вами водоем. Чтобы вытащить рыбу нужно ответить на ряд вопросов. Кто первый осмелится закинуть удочку?

  1. Почему рыба скользкая и её трудно удержать в руках?
  2. Каково значение боковой линии?
  3. Согласно какой физической формуле рыбы легко погружаются в воду и всплывают на поверхность?
  4. Почему жабры рыб ярко-красного цвета, как эти знания могут пригодиться вам на практике?
  5. Из чего состоит жаберный аппарат?
  6. Жабры – элемент какой системы?

Мы повторили дыхательную систему. (Учитель открывает на доске дыхательную систему.)

Учитель: рыбы наловили, вспомнили особенности внутреннего и внешнего строения, обобщили знания о системах организма. Вы знаете пока ОДС, выделительную, нервную, пищеварительную, кровеносную системы.

Сегодня на уроке познакомимся с половой системой, узнаем какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб.

Тема урока: «Размножение и развитие рыб».

Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.

Рассказ учителя

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного.

Большинство рыб – раздельнополые животные, хотя есть среди них и гермафродиты (некоторые морские окуни и караси).

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют половую систему рыб.

Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, половые органы самок и самцов.

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно. Используя текст №1 (Приложение 1 ) раздаточного материала, назовите эти возрастные рамки.

Во время размножения внешний вид рыб меняется. (Рис. 164) Как в биологии называется этот процесс? (Ответ: половой деморфизм.)

Период размножения рыб, т.е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерест. Некоторые виды преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция.

Проанализируйте фрагмент фильма.

Объясните:

а) почему большинство лососей погибает во время миграций;
б) что означает понятие проходная рыба.

Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры. Так, например, Луна-рыба до 300 млн.икринок, морской окунь до 1,5 млн.икринок, щука от 200 тыс. до 1млн.икринок, лососевые от 2 до 14 тыс. икринок, сом до 200 икринок. (Лучше показать иллюстрированную книжку-раскладушку. )

Несмотря на то, что рыба – водный обитатель, она может откладывать икру не только в воду, но и в самых неожиданных местах. (Видеосюжет «Размножение и развитие рыб».)

Итак, икра выметана, самец поливает её молокой. Происходит наружное оплодотворение.

Икра → ? → ? → Взрослая Рыба.

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу? Используя влажные препараты для работы в группах, запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради. (Ответ учащегося: Икра → Личинка → Малек → Взрослая Рыба.)

Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?
(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)

Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст №2, Приложение 1). (Ответ учащегося: в питании. )

Но не для всех рыб характерно икрометание, есть и живородящие. Попробуйте отгадать кто это:

Я вечный странник и злодей,
Не сплю даже минуту,
Зубами щелкаю в воде,
Ищу добычу тут я!
(Акула)

Акула – почетное место в галерее.

Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.

Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут - не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. В ходе нашей беседы заполните таблицу. (Приложение 2)

О поведении колюшки расскажет … (Сообщение учащегося.)

Попробуйте разгадать, какие еще рыбы заботятся о своем потомстве.

В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Игла от года к году
Все шьет
Морскую воду.
Шьет неспеша – куда спешить?
Ведь море всё равно не сшить!
(Морская игла)

В море, в зарослях игриво
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.

Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок!
(Морской конек)

В нашей галерее они так же представлены, но морские иглы вот здесь едва заметны, еще раз доказывает необходимость маскирующей окраски. Вынашивают икру в выводной сумке на брюхе.

Но есть такие представители, которые вынашивают икру в желудке.

Он лежит на дне часами
Шевелит во сне усами,
Под корягой под мостом,
В реке живет усатый…
(Сом)

Южно-американский сом вынашивает икру в желудке, горчак с помощью длинного яйцеклада откладывает икру в мантийную полость моллюсков.

Ребята, давайте выясним, связаны ли между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? Обратите внимание на диаграмму. (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.)

Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.

Предлагаю, вооружившись знаниями отправиться в далекое путешествие – по следам угря.

Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.

Мы благополучно добрались до цели путешествия.

Как называется путь, который прошли мы за угрем? (Миграция)

Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю? (Нерест)

Дайте определение понятию нерест.

Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)

Назовите представителей проходящих рыб.

При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили все системы органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.

Домашнее задание

1. § 33. Тест для самопроверки. (Приложение 4 )
2. Творческое сообщение «Где и как можно применить знания о размножении рыб на практике».
3. Какие рыбы, обитающие в реках Орловской области мигрируют, выяснить как, когда и где нерестятся.

1) Общая характеристика черепных.

2)Общая характеристика рыб.

3) Внешнее строение рыб.

4) Органы чувств рыб.

5) Системы органов: строение и функции.





скелет

мускулатура

плавники

Череп

Позвоночник + ребра

движение

(головной мозг)

(спинной мозг)



Периферическая

Головной

Продолговатый

нервы

Передний

Промежуточный

Мозжечок


Кровеносная система.

Венозная кровь, вены

Венозная кровь, артерии

Газообмен в

капиллярах

Жабры, газообмен в капиллярах

Артериальная кровь



Жабры

Жаберные

крышки

Жаберные дуги

Защита

Жаберные

лепестки

Жаберные

тычинки

Удержание

добычи

капилляры

газообмен


Пищеварительная система

Плавательный пузырь


Язык

Зубы

Поджелудочная железа

расширяется

Плавательный пузырь

сжимается


Выделительная система

отверстие

мочеточники



  • Подавляющее большинство рыб – раздельнополые животные. Органы размножения самок – яичники, как правило парные. Они расположены в полости тела и напоминают мешковидные пузыри, наполненные развивающимися яйцеклетками – икринками .

Половая система

Семенники


  • Органы размножения самцов – два продолговатых беловатых семенника. В них содержится семенная жидкость с множеством сперматозоидов.
  • Внешне пол у рыб почти неразличим. Лишь у некоторых из них, в основном у самцов, в пору размножения появляются вторичные половые признаки: более яркая раскраска (гольян), крупные брюшные плавники (линь) и другие.

Горбуша

Гурами


  • (от греч. di – две, morphe – форма) проявляется во внешних различиях особей противоположного пола (на основе этих различий они распознают и выбирают друг друга). Яркий пример полового диморфизма – исключительно своеобразный вид самцов и самок некоторых глубоководных рыб – удильщиков .

  • При подготовке к размножению семенники и яичники наполняются половыми продуктами и значительно увеличиваются. Рыбы начинают скапливаться в местах, пригодных для размножения.
  • Каждый вид рыб имеет свои особенности размножения. Осетр, лосось, подует размножаются на речном течении в местах с каменистым грунтом. Сазан, лещ, окунь предпочитают размножаться среди водной растительности в стоячей или слабо текущей воде. Пескарь обычно размножается в местах с песчаным дном. У трески, чехони размножение происходит в толще воды.

  • Нерест – вымётывание половых продуктов рыбами.

Нерестилище - подходящее место для нереста .

  • Нерестящиеся самки вымётывают икринки, которые оплодотворяются самцами. Рыбы откладывают икринки на скопления водорослей, комки слизи, пузырьки пены у поверхности воды, в ямки на дне и т. д. Оплодотворение наружное - происходит в окружающей среде.



Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них

яйцеклетка

сперматозоид






  • У многих видов рыб приспособлением к выживанию служит огромная плодовитость . Так самка речного окуня откладывает 200–300 тыс. икринок, самка карпа 400–600 тыс. икринок, а самка трески до 10 млн. Есть рыбы, откладывающие небольшое количество икры. Однако эти рыбы проявляют заботу о потомстве. Например, колюшка трёхиглая откладывает всего 60–70 икринок.

Рыба-луна

откладывает до 300 млн. икринок весит около 700 кг


  • Тиляпии
  • Жительница африканского континента, рыбка тилапия, выбрала весьма необычное место жительства для своего потомства: она носит икру и мальков в ротовой полости. При возникновении угрозы, молодняк, плавающий вокруг внимательной мамы, получает от неё сигнал в виде особых движений грудных и хвостовых плавников и прячется в самом спокойном и укромном месте – во рту заботливой матери.

  • Морской конек и игла‑рыба заботу о сохранении и вынашивании икры возлагают на самцов, которые имеют на брюшке мешочки, камеры, куда самки кладут икру. После откладки икры края камеры плотно смыкаются. Когда из икры разовьются мальки, камера раскрывается, и рыбешки выходят на свободу.


  • Некоторые рыбки обеспечивают своим детенышам не только достойную охрану, но и кормят их на первых порах. Дискусы кормят своих малышей питательными выделениями, выступающих на поверхности их кожи.

  • Есть и живородящие виды рыб. При живорождении число рождённых детёнышей сокращается до десятков и единиц. Некоторые акулы и скаты откладывают яйца с хорошо развитым большим зародышем. Эти яйца имеют специальные приспособления для закрепления на растениях.


  • Многим акулам свойственно живорождение. У них зародыш развивается в теле самки. Так размножается тигровая акула – одна из широко распространенных и крупных акул, обитающая в тропических и субтропических водах всех океанов. Самка тигровой акулы очень плодовита. Обычно она рождает 30–50, а иногда и 80 акулят длиной 45–48 см.

  • Во время экспедиции на научно-исследовательском корабле «Витязь» у берегов Австралии российские ученые поймали самку синей акулы. Она родила 52 акуленка длиной около 30 см. Акулята были способны к самостоятельной жизни и хорошо чувствовали себя в аквариуме.

  • Задание 1. Заполни пропуски в тексте.
  • Рыбы - … животные. Они имеют … железы. У самцов они называются … , у самок - … . В яичниках созревают … , а в семенниках … . Период размножения у рыб называется … . Оплодотворение у большинства рыб … . После оплодотворения в … развивается … . Вещества, необходимые для питания … , содержатся в … . У рыб, откладывающих небольшое количество икры, развилась … .

  • Рыбы – раздельнополые животные. Они имеют половые железы. У самцов они называются семенники , у самок – яичники . В яичниках созревают яйцеклетки – икринки, а в семенниках сперматозоиды . Период размножения у рыб называется нерест . Оплодотворение у большинства рыб внешнее . После оплодотворения в яичниках развивается малек, мальки . Вещества, необходимые для питания мальков , содержатся в икре . У рыб, откладывающих небольшое количество икры, развилась забота о потомстве .

Миграции- перемещения рыб на большие расстояния.

Миграции

к ормовые

связанные с

размножением

из рек в моря

сельдь. акула

из моря в реки

горбуша, кета

угорь


Миграции

Кормовые

Нерестовые



  • Дальневосточный лосось (горбуша) после нереста погибает. Рыб, совершающих миграции из рек в моря или из морей в реки, называют проходными .

  • проводят большую часть своей жизни в пресной воде, но размножаться уходят в море, пересекая Атлантический океан и добираясь до Саргассова моря, к востоку от Флориды они проделывают путь в 5000 км. Здесь они вымётывают икру и погибают. Личинки примерно за три года достигают Европы и входят в реки, где откармливаются и растут.

Нерестовые рыбы

Проходные

Для нереста мигрируют из рек в моря или из моря в реки

Полупроходные

Непроходные

Из реки в рукава на мелководье

где обитают там и откладывают икру.


Почему рыбаки и ученые не встречали в реках, где обитают угри, их икру ?

  • В 1922 году ученым удалось определить места нереста угря. Оказалось, что готовые к размножению угри, прожившие в реках около 10 лет, уходят в Атлант океан и назад не возвращаются. В океане они совершают дальний путь до Саргассова моря и там на больших глубинах мечут икру. Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно, увлекаемые Гольфстримом, дрейфуют к берегам Европы. Близ устьев рек, очевидно под влиянием меньшей солености воды, личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.

Основные систематические группы рыб

Классификация надкласса рыб

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Отряд Скаты

Отряд Акулы

Подкласс

Хряще-

костные

Подкласс

Лучепёрые

Подкласс

Подкласс

Двояко-дышащие

Отряд кистеперые


Класс Хрящевые рыбы ( Chondrichthyes )


Класс Хрящевые рыбы

Хрящевые рыбы (Chondrichthyes), появились в глубокой древности.

Челюсти образованы костями первой жаберной

дуги. Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло - рострум. Скелет слабый, не окостеневший, хрящевой.Отсутствуют жаберные крышки и плавательный пузырь. Чешуя плакоидная в виде шипа выходит наружу, покрыта твердым эмалеподобным веществом.


Класс Хрящевые рыбы

Белая акула

Китовая акула

Акула-молот


Японский пилонос

Надотряд Акулы

Морской ангел

Молотоголовая акула

Плащеносная акула


Класс Хрящевые рыбы

Главные плавники


Надотряд Скаты

Скат-орляк


Надотряд Скаты

Скат Мобула


Отряд Химерообразные

Европейская химера


Класс Костные рыбы

Костные рыбы водные позвоночные. Скелет

частично или полностью становится костным.

Рот образован хватающими челюстями и зубами.

Жаберные щели прикрыты крышкой. Есть плава-

тельный пузырь.Тело покрыто костной чешуёй.

Длина от 0,7 см до 5-7 м, весят до 1,5 т.


Класс Костные рыбы

Пиранья

Сельдь тихоокеанская

Удильщик


Класс Костные рыбы


Класс Костные рыбы

Удильщик (Морской черт)


Электрический угорь

Класс Костные рыбы


Подкласс Лучеперые Надотряд Костистые рыбы

Аравана


Неоцератод


Подкласс Лопастеперые Надотряд Двоякодышащие рыбы

Протоптерус


Подкласс Лопастеперые Надотряд Кистеперые рыбы

Латимерия


Подкласс Лопастеперые. Отряд Двоякодышащие

Неоцератод

Подкласс Лопастеперые. Отряд Кистеперые

Латимерия


Домашнее задание

  • § 32-34. Вопросы устные стр. 160 .

Сообщения(презентации):

1) Общая характеристика Земноводных.

2)Образ жизни лягушек.

3) Внешнее строение лягушки.

4) Опорно-двигательная система лягушки.

Урок биологии с презентацией. Размножение и развитие рыб, 8 класс.

Окунева Раиса Даниловна, учитель биологии МБОУ Целинная основная школа-интернат №15.
Описание: раскрывает тему размножение и развитие рыб, дети учатся делать выводы. Материал может быть использован при подготовке к урокам учителями коррекционных школ VIII вида.
Конспект урока биологии по теме: Размножение и развитие рыб. 8 класс.
Цель: изучение особенностей размножения и развития рыб
Задачи:
Образовательные: формировать знания о размножении и развитии рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.
Воспитательные: воспитание любви к животным, интерес к предмету
Коррекционные: развивать устную речь, зрительную память и внимание Слайд №2
Средства обучения: презентация
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный
Ход урока
I. Орг. момент
Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
II. Повторение пройденного материала
1. Работа по карточ кам
Карточка №1
Найди ошибку в тексте.
В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело карася было сухое и теплое. Парные спинной и хвостовой плавники работали бесшумно, и карась спокойно плавал, поедая мелких рыбешек.
Карточка №2
1. К парным плавникам относятся:
А) только грудные
Б) только брюшные
В) грудные и брюшные

2. Кровеносная система рыб:
А) замкнутая
Б) незамкнутая

3. Кровь у рыб приносит органам:
А) питательные вещества
Б) кислород
В) питательные вещества и кислород

2. Фронтальный опрос.
Перечислите органы пищеварения рыбы.
Из чего состоит нервная система рыб?
Какие органы относится к кровеносной системе?
Как дышат рыбы?
Какие системы органов внутреннего строения мы вспомнили? Сегодня на уроке познакомимся с половой системой, узнаем, какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб.
III. Изучение новой темы
У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), у самцов - молоки. В них созревают сперматозоиды. При созревании половых клеток у рыб появляется инстинкт размножения. Его нерест Слайд №3
Нерест- Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения. (Словарная работа)
Во время нереста рыбы инстинктивно ищут места более благоприятные для развития их потомства. Рыбы одних видов устремляются из моря в реки, а другие, наоборот, уходят из рек в море - это так называемые проходные рыбы. Слайд №4
Для икрометания они проходят большие расстояния. На Дальнем Востоке ход некоторых лососевых (кета, горбуша) во время нереста представляет интересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. К проходным рыбам, постоянно живущим в море, а для размножения заходящим в реки, относят также осетровых, лососевых и некоторых других рыб.Слайд №5
Угри, имеющие длинное змеевидное тело, живут в пресных водоемах, а для размножения уходят из рек Европы и Северной Америки в Атлантический океан. Слайд №6
Такое перемещение рыб называется миграцией. Запись в тетради.
Многие рыбы размножаются на мелководьях своих водоемов.Слайд №7
Размножение и развитие рыб мы будем изучать на примере речного окуня. Окуни, как и большинство рыб, раздельнополые. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения. Слайд№8
Процессу нереста должны способствовать определенные условия:
1. Вода должна нагреться до 8-15 градусов тепла
2. Отсутствие течения вообще или наличие, но слабого течения.
3. Наличие водной растительности, что делает эти места идеальными для нереста рыбы
4. Соответствующий кислородный баланс. Слайд 9
Самки выметывают склеенную в виде лент икру на водные растения. Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Слайд №10
Развитие. Икринка-----зародыш-----личинка-----малек-----взрослая рыб
Запись в тетради
Физминутка Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо, 4 -левую руку на плечо,
5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
7-8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,
13-14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный
Самка откладывает более 300 000 икринок.
-С чем связано откладывание такого количества икринок? Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300 тыс. икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния. Количество икринок у рыб других видов может быть еще большим. Чем у речного окуня. Например, треска выметывает до 10 миллионов, рыба луна до 300млн. Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве. Откладывают обычно небольшое количество икринок. Но их икра, личинки и мальки в большинстве не погибают. Например, самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками. Растопырив колючки, самец яростно нападет на рыбок. Приближающихся к гнезду, очищает его от мусора, ремонтирует и движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда, сохраняя, таким образом, молодое потомство. Слайд №11
Самец морского конька гнезда не строит, а носит икринки в особой сумке на брюхе. Слайд №12
Еще удивительнее забота о потомстве африканской пресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости, и даже мальки в случае опасности прячутся в рот отца.
Слайд №13
Среди рыб есть и живородящие виды. К ним принадлежат аквариумные рыбки - гуппи, меченосцы, а также некоторые виды акул, морского окуня. Слайд №14 У всех живородящих рыб оплодотворение внутреннее, зародыш развивается внутри организма самки. В этот период он может получать необходимые вещества либо непосредственно из организма матери (как у некоторых акул), либо за счет веществ, содержащихся в яйцах (зубные карпы). По окончании развития зародыша из организма самки выходят мальки, способные к самостоятельному существованию. Как правило, живородящие рыбы рождают небольшое количество мальков.
IV. Закрепление
1) Объясните понятия: нерест, проходные рыбы.
2) Что такое миграция, и какова ее роль в жизни рыб?
3) Как происходит развитие рыб? Слайд №15
Вывод: (учащиеся) Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили системы органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.
V. Домашнее задание Стр.77-79

Презентация на тему: Размножение и развитие рыб