Конфликты в семье влияние на человека. Ребенок и семейные конфликты

Конфликты в семье – это довольно часто встречаемый феномен сегодня. Конфликт можно считать ординарной чертой социальных институтов, он неотвратим и неминуем. Именно поэтому конфликт надлежит рассматривать в качестве естественного фрагмента жизни семьи. Его следует принимать за одно из проявлений естественного человеческого взаимодействия, так как не при любых ситуациях он может воздействовать разрушительно на пару. В ряде случаев конфликты, напротив, являются одними из стержневых процессов, которые служат для сохранения целого.

Главной ценностью конфликтов принято считать то, что они работают для предотвращения окостенения системы, открывают путь к новообразованиям и прогрессу в отношениях. Конфликт – это своеобразный стимул, приводящий к трансформациям, это вызов, который требует творческого реагирования.

Причины конфликтов в семье

Многие люди, вступающие в брак, довольно часто не осознают того, что семейные отношения – это не только совместное проживание и рождение детей, но и умение, желание заботиться и понимать друг друга, дарить счастье.

Итак, по каким же причинам возникает психологический конфликт в семье? Конфликтная ситуация – это столкновение противоположных, а иногда и враждебных потребностей, позиций, взглядов, мнений, интересов. Существует несколько частых типичных причин, провоцирующих конфликтные ситуации в практически любой семье. К ним относят:

  • абсолютно разные взгляды на совместную жизнь;
  • неудовлетворенные потребности;
  • супружеские измены;
  • пьянство одного из партнеров;
  • отсутствие уважения партнеров друг к другу;
  • неучастие в быту и воспитании детей;
  • эгоизм супругов;
  • чрезмерная ревность и т. п.

Перечисленные причины возникновения конфликтных ситуаций в семейной жизни – это отнюдь не все возможные поводы, которые могут вызывать ссоры между партнерами. Чаще всего, в совместной жизни слабой и сильной половины человечества, конфликтные ситуации вызывают несколько причин одновременно. Поэтому все конфликты следует разделить на два вида, каждый из которых имеет зависимость от способа, при помощи которого их разрешают.

Первый тип – это созидательный, который заключается в определенном уровне терпимости в отношении друг друга, выдержке, отказе от унижений и оскорблений. Созидательные конфликты включают в себя поиск причин зарождения конфликтных ситуаций, взаимную готовность и умение вести диалог, старание модифицировать сложившиеся отношения. Итогом созидательных конфликтов будут налаженные доброжелательные отношения между партнерами. Главным результатом таких конфликтов становится конструктивный диалог. К такому общению по праву можно применять поговорку, что в споре рождается истина.

Разрушающий психологический конфликт в семье представляет собой бесчисленные оскорбления, унижения супругами друг друга, стремление обидеть партнера, проучить или свалить на него вину. Итогом таких конфликтов становится потеря взаимного уважения. А общение между ними трансформируется в обязанность, долг и чаще всего неприятный, отягощающий, что ведет к распаду семьи.

Следует заметить, что большинство конфликтов разрушающего характера возникает вследствие неправильного женского поведения. Женщины намного чаще мужчин стремятся сделать им назло, стараются отомстить партнерам и проучить их. Это связано с высокой эмоциональностью и чувствительностью слабой половины человечества. А также с устоявшейся сегодня ролью фемин в семейной жизни, которая давно уже не удовлетворяет женские потребности, амбиции и стремления.

Поэтому, можно выделить следующие основные причины зарождения конфликтов в семье:

  • устремленность одного или обоих партнеров реализовывать в супружестве, прежде всего, свои собственные, персональные потребности;
  • неудовлетворенная потребность в самореализации и самоутверждении;
  • неумение партнеров конструктивно общаться между собой, с друзьями, близкими, товарищами, знакомыми и коллегами по работе;
  • непомерно развитые материальные стремления у одного из супругов или обоих одновременно;
  • нежелание одного из партнеров участвовать в семейном быту, ведении домашнего хозяйства;
  • завышенная самооценка одного из партнеров;
    несовпадение методов воспитания или взглядов на воспитание одного из партнеров;
  • отсутствие желания у одного из партнеров заниматься воспитанием детей;
  • различия суждений супругов о сути ролей жены, матери, мужа, отца, главы семьи;
  • несовпадение взглядов о роли женщины или мужчины в семейной жизни;
  • неосновательные и пустые ожидания;
  • непонимание, следствием которого является нежелание вести совместный диалог или конструктивно взаимодействовать друг с другом;
  • разные у партнеров;
  • неспособность или нежелание учитывать типы темперамента;
  • интимное пренебрежение, чрезмерная или измена одного из супругов;
  • материальное неблагополучие или бытовая неустроенность;
  • различия в духовных, морально-ценностных ориентирах;
  • вредные привычки и взаимосвязанные с ними последствия.

Также есть еще причины частного характера, связанные с особенностями той или иной семьи.

Конфликты в молодой семье

Для того чтобы свести к минимуму вероятность зарождения конфликтов в новообразовавшихся семьях разрушающего характера и ответить на вопрос «как избежать конфликтов в семье», у обоих партнеров должны находится на должном уровне мотивационная, нравственно-социальная, психологическая и педагогическая готовность.

Нравственно-социальная готовность представляет собой гражданскую зрелость. Критериями гражданской зрелости выступают возраст, образование, наличие профессии, уровень нравственности, здоровье и экономическая самостоятельность. Наиболее благоприятным возрастом для заключения брака с точки зрения медицины, считается 20-22 года для женской части населения и 23-28 – для мужской, так как полной зрелости мужской организм достигает позже женского.

Также важным моментом, помогающим успешной адаптации супругов в браке, считается соотношение их возрастов. Непрочность семейных отношений, в подавляющем большинстве, наблюдается в семьях, где женщина старше мужчины. Прочность брака имеет зависимость от разницы возрастов партнеров. Чем старше люди, заключающие брачный союз, тем на большее количество лет мужчина должен быть старше женщины. При этом максимальная разница в возрасте партнеров не должна превышать 12 лет.

Уровень нравственности молодых индивидов является одним из важнейших факторов готовности к заключению супружества и созданию семьи. Развитая нравственность проявляется в осознании брачующимися социальной значимости семьи, продуманном выборе избранника, серьезном отношении к супружеству, чувстве ответственности за семью, полном уважении к будущему супругу, его родственникам, отзывчивости, общении с ними.

Готовность и благополучие семейных отношений имеет немалую зависимость от состояния здоровья индивидов, заключающих узы брака. Здоровый образ жизни содействует вырабатыванию духовности и нравственной культуры личности, упрочению внутрисемейных взаимоотношений, поддержанию дружеских и уважительных отношений с окружающим социумом, а также помогает индивиду намного легче справляться с психоэмоциональными трудностями и противостоять стрессовым ситуациям, нередко возникающим в семейной жизни.

Проведенные многочисленные исследования свидетельствуют, что критерий жилищной обеспеченности и материального благополучия непосредственно на стабильность семьи не воздействует. Однако плохие жилищные и материальные условия часто могут усиливать конфликтные ситуации, которые появляются вследствие других причин. Мотивационная готовность объединяет в себе любовь, в качестве основного мотива создания семьи, чувство ответственности за семью, готовность к самостоятельности, произведению на свет и воспитанию детей, формированию из них самодостаточных личностей.

Психологическая готовность заключается в наличии развитых коммуникационных навыков, единства позиций или сходства взглядов на общественную и семейную жизнь, умений создавать здоровый в моральном и психологическом плане климат в отношениях, постоянства характера и чувств, сформированных волевых личностных качеств. От семейной атмосферы, в которой родились и воспитались будущие супруги, в большинстве своем, зависит и то, как в дальнейшем сложится судьба молодой семьи, распадется она или нет.

Педагогическая готовность содержит в себе педагогическую грамотность, интимную воспитанность, хозяйственные и экономические навыки. Педагогическая грамотность индивидов, заключающих брак, предполагает наличие знаний о закономерностях формирования детей и методах их воспитания, навыков ухода за малышами. Хозяйственные и экономические умения подразумевают под собой умение планировать и распределять бюджет семьи, организовывать досуг, создавать уют, основывать быт.

Половая воспитанность заключается в усвоении нужных знаний о половых отношениях между партнерами и интимных сторонах жизни индивида, о том, как сберечь свою любовь.

Профилактика конфликтов в семье включает в себя определенную подготовку индивидов к совместной жизни.

Семей без конфликтов, особенно молодых, практически не бывает. Ведь личность находится в устойчивом конфликте даже с самой собой. Конфликтные ситуации в семейных отношениях могут быть абсолютно разными. Они встречаются между супругами, детьми, нередки также и конфликты поколений в семье.

Конфликты между детьми в семье

Конфликтные ситуации, возникающие в семье между детьми – это явление довольно распространённое. С такой проблемой сталкиваются практически все семьи после появления второго малыша. Дети конфликтуют со старшими или младшими братьями и сестрами, для того чтобы попытаться отстоять собственную позицию и привлечь внимание взрослых и перетянуть на свою сторону их.

Как правило, родители всегда вмешиваются в конфликты между детьми, пытаясь примирить их. Однако, часто, это только ухудшает ситуацию. Родители думают, что решили проблему, но на самом деле дети просто перестают ссориться в их присутствии. Это происходит потому, что истинная причина конфликтов не найдена, вследствие чего разрешить конфликт не представляется возможным.

Частыми причинами детских конфликтов становятся борьба за лидерство среди других детей, положение в семье, а также, за внимание взрослых. Ссоры между детьми в семье служат так называемым индикатором семейных отношений. Если они случаются часто, значит в семейных отношениях не все хорошо. Причем неблагополучие семейных взаимоотношений выражается не только в частых ссорах между детьми, но и между самими родителями. Конфликты поколений в семье также являются ярким индикатором неблагополучия отношений.

Однако не стоит расстраиваться из-за возникновения конфликтных ситуаций. Ведь они неизбежны. Конфликты встречаются даже в самых счастливых семьях. Однако проходят и разрешаются они по-разному.

Не стоит пытаться объяснять частые детские ссоры особенностями характера или наследственной малышей. Ведь поведение детей, в основном, имеет прямую зависимость от конкретных обстоятельств и методов воспитания, применяемых к ним родителями.

Профилактика конфликтов в семье, которые возникают между детьми, заключается в игнорировании их взрослыми. Ведь, в большинстве случаев, причина детских конфликтов заключается в так называемой работе «на публику». И если такая «публика» отсутствует или не реагирует, то следовательно сам конфликт неэффективен. Поэтому он не имеет смысла.

Естественно, родителям довольно трудно оставаться безучастными и не вмешаться, когда их чада ссорятся. Большинство взрослых просто убеждены в том, что если они не вмешаются, то дети обязательно друг друга покалечат. Поэтому они пытаются помирить враждующие стороны, зачастую не вникая в причины такой вражды. Очень часто остается виноват тот из детей, кто старше. Итак, единственное решение конфликтов в семье, которые происходят между детьми, заключается в их игнорировании. Если вы все же боитесь, что дети могут причинить вред друг другу, то заберите у них опасные предметы и дайте им разрешить проблему самостоятельно. Малыши только в редчайших случаях способны преднамеренно причинить друг другу вред, ведь не это является их целью. Они всего лишь желают привлечь внимание взрослых, вовлекая их в собственные ссоры.

Разрешение конфликтов в семье

Конструктивность разрешения конфликтов между супругами имеет прямую зависимость, в первый черед, от того, царит ли между ними понимание, руководствуются ли они в совместной жизни поведением, которое основано на умении прощать и уступать.

Главным условием конструктивного завершения спорного диалога является ни при каких обстоятельствах не добиваться победы друг над другом. Ведь победа вряд ли будет считаться личностным достижением, если она будет получена за счет поражения или обиды любимого человека. При любом конфликте нужно помнить о том, что партнер достоин уважения.

Как избежать конфликтов в семье между супругами? Нужно понимать, что конфликты это такая же неотделимая часть семейной жизни, как и общение, быт, досуг и т.д. Поэтому конфликтных ситуаций следует не избегать, а стараться конструктивно решать. При возникновении ссор следует придерживаться конструктивного диалога с использованием аргументированных фактов, при этом, не применяя категоричность, претензии, обобщении и максимализм. Не нужно вовлекать в конфликты посторонних людей или членов семьи, если они их не касаются напрямую. Следует понимать, что благоприятный климат в семье зависит только от поведения, целей и желаний супругов, а не от других индивидов. Посторонние люди могут скорее стать катализатором или детонатором разрушающего конфликта, чем помогающим механизмом.

Решение конфликтов в семье происходит различными способами, которые ведут как к налаживанию отношений, так и к их разрушению. Одним из способов разрешения конфликтов, который ведет к распаду семьи, является . По мнению многих психологов, разводу предшествует процесс, который включает в себя три стадии. Первая стадия – это эмоциональный развод, который проявляется в охлаждении, безразличии партнеров друг к другу, потере доверия и утрате любви. Следующая стадия – это физический развод, который приводит к раздельному проживанию. Заключительной стадией считается юридический развод, который подразумевает под собой правовое оформление прекращения брака.

Многие пары настолько устали от бесконечных ссор и конфликтов, что видят единственное решение проблемы – развод. Для некоторых он действительно является избавлением от недружелюбия, неприязни, вражды, обмана и других негативных моментов, омрачающих жизнь. Однако он тоже имеет свои отрицательные последствия, которые будут различными для общества, самих разводящихся и их детей.

Более уязвимой при разводе считается женщина, так как она гораздо больше подвержена расстройствам нервно-психического характера. Для детей негативные следствия развода будут гораздо существеннее в сравнении с последствиями для взрослых. Ведь ребенок думает, что теряет одного из родителей или винит себя в разводе.

Способы разрешения конфликтов в семье

Благополучная семья отличается от других присутствием ощущения радости, счастья сегодняшнего и завтрашнего. С целью сохранения такого ощущения партнерам следует оставлять плохое настроение, проблемы и неприятности за границей своего жилища, а домой приносить только лишь атмосферу приподнятости, счастья, радости и оптимизма.

Преодоление конфликтов в семье и их предупреждение заключается во взаимопомощи супругов и принятии другого человека таким, каким он является в реальности. Если у одного партнера плохое настроение, то второму необходимо помочь ему освободиться от подавленного психического состояния, постараться развеселить и занять его мысли чем-то приятным.

Преодоление конфликтов в семье и предупреждение возникновения многих ошибок зависит от соблюдения нескольких основных принципов супружеской совместной жизни. Нужно стараться реально смотреть на возникающие до брака противоречия, и появляющиеся после его заключения расхожести во мнениях. Не создавайте иллюзии, чтобы в дальнейшем не разочаровываться, ведь настоящее едва ли будет соответствовать спланированным вами нормам и критериям. Принимайте трудности за благо, так как их совместное преодоление только лишь сплачивает людей. Преодоление трудных ситуаций жизни обоими супругами совместно – это великолепная возможность узнать, насколько партнер готов жить, руководствуясь принципом двустороннего компромисса.

Не упускайте возможностей познать психологию супруга. Ведь для того чтобы совместно жить в любви и согласии, необходимо понимать друг друга, научиться приспосабливаться, а также стараться угодить друг другу.

Цените мелочи. Ведь незначительные, но частые сюрпризы, знаки внимания не менее ценны и важны, чем дорогостоящие подарки, которые могут скрывать за собой равнодушие, холодность и неверность.

Научитесь прощать и забывать обиды, будьте терпимее друг к другу. Ведь каждый стыдится некоторых собственных ошибок и ему неприятно вспоминать о них. Зачем вспоминать то, что однажды уже нарушило ваши взаимоотношения и то, что следовало поскорее забыть, если вы решили простить человека.

Не навязывайте собственные требования, старайтесь во что бы то ни стало оберегать чувство достоинство партнера.

Цените недолгую разлуку. Периодически партнеры надоедают друг другу, ведь даже самая вкусная еда со временем приестся. Разлука позволяет соскучиться и помогает понять, насколько сильна любовь между супругами.

Мария Соболева

Конфликты между детьми в семье. Кто виноват и что делать?

Мирно ли уживаются в семье ваши дети, часто ли между ними возникают конфликты? Детских ссор никому не удается избежать. Почему конфликтуют братья и сестры, как реагировать родителям, что делать, чтобы предотвратить негативные ситуации — семейные психологи помогут вам советами.

Конфликты между детьми — причины

1. Уникальность. Каждый ребенок — личность, родные братья и сестры порой так не похожи друг на друга характером, темпераментом, наклонностями, что просто диву даешься.

У них общий дом, мама с папой, уклад жизни. Но каждый из них воспринимает мир по-своему, многие детские переживания и ощущения другим членам семьи неизвестны.

И вот такие разные личности живут бок о бок, под одной крышей, в тесном контакте. Естественно, возникают конфликтные ситуации.

2. Ревность и конкуренция за родительскую любовь . Дети — большие эгоисты, часто им кажется, будто брат или сестра получает больше любви и заботы от мамы с папой (хотя, как правило, это не так). Отсюда и неприязнь к другому ребенку, стремление переключить внимание на себя.


Часто конфликты возникают с рождением в семье малыша. Старшему, который был единственным и самым любимым, трудно смириться с фактом появления конкурента, он может испытывать к младенцу самые негативные чувства, вплоть до ненависти. А свою ревность выражает частыми капризами .

3. Борьба за авторитет. Старшему ребенку приходится брать на себя часть обязанностей в семье, в том числе и по уходу за младшим братом или сестрой. Часто родители особо акцентируют на этом внимание — ты старше, умнее, должен то-то и то-то…

Естественно, ребенок ощущает свое старшинство и претендует на особое к себе отношение со стороны младших. Те, в свою очередь, протестуют против такого давления.

4. Споры за территорию и личные вещи. Дети в семье вынуждены уживаться на одной территории, часто ограниченной. Далеко не у всех есть возможность выделить каждому ребенку отдельную комнату . Особенно тяжело подросткам, которым чаще хочется уединиться, иметь свое личное пространство.


Другой частой причиной конфликтов является борьба за вещи — игрушки, одежду, электронику. Особенно малыши ни в какую не желают делиться игрушками, считая их своей собственностью.

5. Пол детей. Большинство психологов сходятся во мнении — чаще конфликты возникают между детьми одного пола. Их постоянно сравнивают и ставят в пример друг другу. Этого делать категорически нельзя.

Ребенка травмируют и провоцируют на конфликт заявления родителей типа: учись у Саши, как нужно быстро делать уроки; Ваня в твоем возрасте уже выиграл соревнования, а ты какой-то неповоротливый; Катя в 6 лет уже сама заплетала косы, а ты такая неумеха.

6. Отношения между родителями. Дети — чуткий барометр микроклимата семьи. Если спорные вопросы решаются посредством ссор между мамой и папой , вряд ли дети научатся ладить друг с другом. Конечно, такая модель поведения в семье становится нормой и в отношениях братьев и сестер.

7. Развлечение. Иногда ребенок ради забавы «задирает» брата или сестру. Это такая своеобразная игра. Даже когда он щипается, толкается, обзывает другого ребенка, такое поведение — не всегда проявление агрессии.

Просто свое внимание он не умеет выражать по-другому. Ему хочется вовлечь в свою игру братика или сестренку, а как это сделать — не знает.

Родителям важно научить детей по-другому выражать свои чувства, уметь организовывать совместные занятия и развлечения.

Конфликты между детьми в семье — как предотвратить

1. Уделяйте время каждому ребенку. Если в семье появился малыш, не обделяйте старшего ребенка вниманием, будьте с ним ласковы, всячески подчеркивайте — вы не стали любить его меньше. Каждый день находите возможность побыть с ним наедине, заняться вместе его любимым делом. А за младшим пока пусть присмотрят другие члены семьи.

2. Не сравнивайте детей. Уважайте личность каждого ребенка, пусть он сознает свою уникальность и ценность. Не создавайте поводы для соперничества, иначе конфликтов не избежать.


Но уравниловка здесь неприемлема. Если кому-то из детей понадобились сапоги, не следует тут же покупать обувь второму ребенку. Возможно, ему гораздо нужнее сейчас спортивная форма для занятий.

3. Постарайтесь выделить каждому из детей личную территорию (если нет возможности предоставить отдельную комнату). Общее помещение разделите на зоны и обустройте их соответственно возрасту и потребностям ребенка.

4. Установите правила проживания . Обсудите вместе с детьми, как нужно себя вести: не мешать друг другу, без спроса не включать громко музыку или телевизор, без спроса не брать личные вещи другого ребенка, не приглашать к себе гостей без разрешения брата или сестры, четко определите, что является общим, а что — личной собственностью каждого.

5. Учите детей сотрудничеству. Покажите, каким образом можно договариваться между собой мирно, без ссор и драк.

Поощряйте совместную деятельность, хвалите за вместе наведенный порядок в комнате, красиво накрытый стол, удачный поход за покупками.

6. Показывайте личным примером , как договариваться друг с другом мирно и спокойно. Пусть доброжелательные и теплые отношения между собой мамы с папой учат детей правильному поведению в семье.

Конфликты между детьми — последствия и реакция родителей

Родителям важно понять и принять простую истину — бесконфликтных отношений между детьми в семье практически не бывает. Ребенок имеет право обижаться и злиться на брата или сестру. Просто нужно научить его правильно выражать свои эмоции.


Высказывания типа «нужно любить друг друга», «это ведь твой родной брат, как ты можешь так себя вести» пользы не принесут. Этим вы только усугубите негативное отношение детей друг к другу, вызовете чувство обиды и вины.

Есть две главных линии поведения родителей в случае конфликтов детей. И какую выбрать в каждом конкретном случае, зависит от ситуации.

1. Конфликты — тактика невмешательства.

Ее преимущества:

  • лишить детей стимула к развитию конфликта. Часто все шоу с криками и скандалами затеваются с целью привлечь внимание родителей. А если нет зрителей, то актеры быстро лишаются вдохновения;
  • без участия мамы с папой в роли арбитров дети учатся самостоятельно находить компромиссы, договариваться. Такой опыт пригодится им в жизни, в любых отношениях — и семейных, и рабочих.


Недостатки:

  • абсолютное невмешательство может загнать конфликт в глухой угол: дети, не имеющие опыта выхода из негативных ситуаций, могут еще больше озлобиться друг на друга;
  • более сильный ребенок будет подавлять слабого, обижать (ведь наказания за конфликт не последовало), у менее защищенного могут развиться страхи и комплексы.

2. Конфликты с участием родителей в их разрешении.

Преимущество: мама и папа не пускают ситуацию на самотек, учат детей решать конфликты мирным путем.

Недостаток: вмешательство может быть неконструктивным, вызвать обиду одного из детей.


Поэтому рассмотрим варианты поведения родителей в разных ситуациях.

1. Отвлечь детей. Эффективен с маленькими детьми, которые быстро забывают причину размолвки и направляют свою энергию в другое русло. С более старшими ребятами применим эпизодически. Все же таким образом ссора просто откладывается, суть конфликта не решается.

2. Правила не нарушать! Твердо объясните детям, что рукоприкладство в семье исключено. В случае конфликта, дошедшего до драки, ведите себя спокойно, четко выдвигая свои требования: положи игрушку; перестань кричать, отойди в сторонку; не размахивай руками.

Разведите драчунов по разным углам, пусть остынут и успокоятся. А за то, что нарушили правило, лишите их предмета спора — заберите игрушку, не разрешайте .

3. Обсуждать ситуацию. Учите детей высказывать недовольство друг другом словом, а не кулаком. Пусть каждый выскажет свои претензии лично брату или сестре, а не маме. Это даст выход эмоциям, покажет равное отношение родителей к каждому из них, заинтересованность в их мнении.

4. Искать выход сообща. Предложите каждому участнику конфликта рассказать, каким он видит свое решение проблемы. Найдите такой вариант, который устроит всех.

Вспомните ссору, успешно разрешенную ранее. Похвалите детей, скажите, что вы гордитесь их умением выходить из конфликта мирным путем.


Акцент делайте не на поиске зачинщика свары — «Кто виноват?», а на конструктивном «Что делать?»

5. Применять элементы игры. Если дети оскорбляют друг друга обидными прозвищами и даже бранью, заведите своеобразную «Жалобную книгу», пусть пишут, а не выкрикивают слова.

Предложите забиякам устроить кулачный бой с подушками или грушей, если такая есть в доме. Отправьте погонять мяч во дворе, пусть злость выходит в движении.

Можно организовать лотерею. Никто не хочет уступать? Решите судьбу спора волей жребия — исполнится желание того, чье имя, написанное на бумажке, сейчас мама вытащит.

6. Предлагать альтернативу. Дети ссорятся из-за игрушки? Предложите одному из них вместо этого поиграть с мамой в веселую игру, выбрать другую игрушку, убедительно рассказав, чем она лучше.

Так детвора учится находить компромисс, а время на обдумывание предложения умерит пыл и успокоит ребенка.

7. Попросить об уступке. Такой метод можно применять иногда, обычно просят уступить старшего ребенка. Именно просят, в качестве добровольного союзника родителей. Ребенок будет ощущать свою значимость.

Но систематически так делать нельзя, иначе можно избаловать младшего ребенка , а у старшего вызвать обиду игнорированием его желаний и мнения.

8. Использовать юмор. Можно показать, насколько вам смешна ситуация, когда задиры устроили ссору, рассказать веселый анекдот. Шутки часто разряжают ситуацию, а смех изменяет эмоциональный настрой детей.

Предложите не ябедничать друг на друга при очередном конфликте, а показать свои претензии в виде спектакля. Никаких слов, только жестами изобразить суть ссоры. Кривлянья и гримасы друг друга явно вызовут улыбку у спорщиков, а там и до примирения недалеко.

Поскольку конфликты между детьми в семье неизбежны, надо учиться самим и учить детей находить правильные пути выхода из таких ситуаций. Ведь таким образом ваши отпрыски получают жизненный опыт, умение находить компромиссы, уважать интересы других, при этом не ущемляя свою индивидуальность.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Все родители с нетерпением ждут появления на свет своего малыша. Они стараются окружить его любовью и заботой, посвящают ему все свое время и вкладывают в него все то, что считают нужным. Между тем, через некоторое время, когда малыш подрастает, в семье неизбежно возникают конфликты.

Нередко такая ситуация ставит в ступор молодых родителей. Мама и папа не знают, как вести себя с подросшим отпрыском, и еще больше усугубляют ситуацию своими неправильными действиями. В данной статье мы расскажем вам, почему возникают конфликты в семье между родителями и детьми, и как их можно разрешить.

Причины конфликтов между родителями и детьми

Абсолютно все конфликты между самыми близкими людьми возникают из-за недопонимания. Маленький ребенок, едва достигнув 2-3 лет, начинает осознавать себя отдельной личностью и пытается всеми силами доказать, что он может сам принимать решения и выполнять определенные действия без помощи мамы. При этом получается у него это далеко не всегда, что часто вызывает негодование со стороны родителей.

В подростковом возрасте у детей возникает аналогичная проблема. Молодым людям и девушкам хочется как можно быстрее отделиться от родителей, которые до сих пор считают свое чадо маленьким ребенком. К тому же, мама и папа бывают чрезмерно увлечены своей работой и уделяют своему отпрыску недостаточное количество времени, что в дальнейшем также нередко выливается в семейные ссоры и скандалы.

Большинство профессиональных психологов выделяют следующие причины возникновения конфликтов между родителями и детьми:

  • возрастные особенности, или психологические кризисы;
  • недостаток внимания или со стороны родителей;
  • чрезмерная обеих сторон, нежелание выслушать собеседника;
  • непринятие мнения противоположной стороны;
  • несовпадение взглядов на жизнь, что становится особенно заметно в подростковом возрасте;
  • чрезмерная усталость родителей, «зацикливание» на работе и других делах, не связанных с жизнью ребенка.

Конечно, выйти из такой ситуации может быть очень непросто. Особенно в том случае, если кроме родителей и ребенка, в конфликте участвуют и другие лица, например, бабушки. Очень часто при таком положении вещей авторитет мамы и папы в глазах их сына или дочери значительно снижается, вследствие чего бывает невозможно достигнуть тех или иных воспитательных целей.

Несмотря на это, молодым родителям нужно стараться как можно быстрее урегулировать возникший конфликт. Для этого нужно оставаться максимально спокойными, научиться выслушивать своего ребенка и очень внимательно относиться к его жизненной позиции, взглядам и вкусам.

В тяжелых ситуациях, когда все попытки родителей наладить отношения со своим ребенком терпят крах, можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет создать в семье благоприятный микроклимат и найти общий язык двум противоборствующим сторонам.

Кроме того, во всех случаях необходимо уделять особое внимание психопрофилактике конфликтов между родителями и детьми, поскольку любую ссору и недопонимание гораздо легче предотвратить, чем исправить в дальнейшем. Основными элементами данного направления являются следующие.

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать.

Для начала рассмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.

Возьмем один из типичных примеров: Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын - заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча: «он ждал его еще дольше!».

Другой пример: Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев, т.е. при таком столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих и у родителя, и у ребенка.

Что же делать в таких случаях? Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошее, но никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся.

Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир. И так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «выигрывает один». Посмотрим, как это случается в жизни.

Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». К примеру, в случае конфликта у телевизора, мама в раздражении может сказать:

Ничего, подождешь со своим футболом. Попробуй только переключить еще раз!

А во второй ситуации с хлебом, слова мамы могут звучать так:

А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!

Что на это отвечают дети? Напомним, что они тоже эмоционально заряжены, а во фразах мамы звучат приказы, обвинения, угрозы. От этого уровень эмоционального напряжения, скорее всего, еще больше поднимется.

Это твое дурацкое кино!

Нет, не пойду! Не пойду - и все, и ничего ты мне не сделаешь!

Родители, склонные использовать такой способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они, как бы, возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако, если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но, едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и отвержение.

В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.

Каков же путь благополучного выхода из конфликта? Оказывается, можно повести дело так, что ни одна сторона не проиграет, больше того можно сказать, что обе стороны выиграют. Рассмотрим этот способ более подробно. Он основывается на двух навыках общения:

1. «активное слушание» - активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство (например: дочь капризничает: «Не буду я носить эту уродскую шапку!» Мама «активно слушает»: «Тебе она очень не нравится»). Этот способ не оставляет ребенка «наедине с его переживанием», показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

2. «я-сообщение»- это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении (например: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей» или «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь»).

Итак, каков же конструктивный способ решения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок»? Сам метод предполагает несколько последовательных шагов и этапов. Сначала перечислим их, а потом разберем каждый в отдельности.

1. Прояснение конфликтной ситуации.

2. Сбор предложений.

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

4. Детализация решения.

5. Выполнение решения; проверка.

1. Прояснение конфликтной ситуации

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно, что он хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делается это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения»:

Мама: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло.

Дочь: Ой, мам, мне же на секцию сейчас!

Мама: У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное слушание).

Дочь: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать…

Мама: Тебе нельзя опаздывать…(активное слушание). А у меня такое затруднительное положение… Гости вот-вот придут, а хлеба нет! («Я-сообщение») Как же нам быть? (Переход ко второму шагу.)

Начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедился, что мы слышим его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит нашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямствам», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. И тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку.

Выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о переживании родителя, чем родителю - о его. Стои проследить, чтобы высказывание имело форму «Я-сообщения», а не «Ты-сообщения». (Например: «Мне трудно идти так быстро», вместо: «Ты меня совсем загнал».)

Послать в конфликтной ситуации точное «Я-сообщение» важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка. Ведь очень часто родители прибегают к запретам не задумываясь: «Нельзя и все!». А если ребенок начинает интересоваться, почему нельзя, то добавляют: «Мы не должны перед тобой отчитываться». А если попытаться отчитаться, по крайней мере, перед собой? Тогда может оказаться, что за этим «нельзя» не стоит ничего большего, кроме желания утвердить свою власть или поддержать свой родительский авторитет. Итак, подходим ко второму шагу.

2. Сбор предложений

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются.

Пример из жизни:

«Возвратясь с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях.

Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим.

Как быть?

Мама решила применить конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации. Внимательно выслушав ребят и поделившись своими опасениями, она спросила: «Как же нам быть?». Ребята предложили несколько вариантов:

1. Попросить у родителей Миши разрешения посмотреть передачу у него.

2. Посмотреть передачу вместе, а потом Мише идти домой.

3. Маме с Петей поменяться комнатами: тогда ребята смогут, не мешая ей, посмотреть передачу.

4. Поиграть вместе до 11 часов и потом лечь спать; Миша остается в гостях.

Предложения мамы были такие:

5. Ребята играют до 10 часов и потом все ложатся спать.

6. Ребята идут ночевать к Мише.

7. Каждый ночует у себя дома.

8. Ребята ложатся спать в 10 часов, но мама разрешает им почитать.

Стоит заметить, что некоторые предложения детей (например, второе) с самого начала могли показаться маме неподходящими, однако она устояла перед искушением сразу сказать об этом.

Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

3. Третий шаг. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

В примере с мальчиками и мамой этот этап проходил так:

1. Родители Миши оказались против, и предложение отпало само собой.

2. Не годится, так как мама оказывается в проигрыше.

3. Маме не очень удобно: она привыкла спать на своем месте. Кроме того, она обычно читает на ночь, а в Петиной комнате нет ночника; от верхнего света у нее разболится голова. Попутно Петя замечает Мише, что, сидя поздно у телевизора, он «опять заснет».

4. Мама не возражает. Петя развивает идею: «Давай возьмем с собой в комнату приемник и конструктор». Миша: «Построим гараж и сверх скоростную дорогу. Наушники берем?».

5. Не устраивает ребят.

6. Миша звонит родителям, чтобы посоветоваться, но его мама не разрешает ложиться поздно.

7. Ребят не устраивает: «Хотим быть вместе».

8. Ребята: «Можно, конечно, но лучше бы не читать, а поиграть в Петиной комнате».

В конечном итоге выбирается предложение 4.

Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек -- как было и в этом случае -- то лучшим считается то, которое принимается единодушно.

Заметим, что это была первая попытка мамы применить конструктивный способ разрешения конфликтов, и она это сделала довольно успешно.

Не будем судить о правильности этого решения: важно, что оно показалось и маме, и ребятам в той ситуации вполне приемлемым. Для нас же гораздо важнее обратить внимание на процесс, который вел к этому решению, выделить в нем несколько положительных моментов.

Во _ первых, мы видим, что каждый участник оказался выслушан. Во _ вторых, каждый вник в положение другого. В _ третьих, между «сторонами» не возникло ни раздражения, ни обиды; напротив, сохранилась атмосфера дружеских отношений. В _ четвертых, ребятам представилась возможность осознать свои истинные желания, например, оказалось, что им важно не столько смотреть телевизор, сколько провести вечер вместе. Наконец, последнее: ребята получили прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.

Практика родителей показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для ребят привычным делом.

4. Четвертый шаг: детализация принятого решения

Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться.

Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

5. Пятый шаг: выполнение решения, проверка.

Возьмем такой пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению.

Предположим, на старшего сына пришлись такие обязанности: выносить мусор, мыть по вечерам посуду, покупать хлеб и отводить младшего брата в сад. Если раньше мальчик не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны срывы.

Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?». Лучше; если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что _ то не учли, или нужна какая _ то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение.

Замечу, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.

конфликт языковый культура

Конфликты в семье являются не таким уж редким явлением. Жизнь людей сложно представить без противоречий и конфликтов. Столкновение по различным причинам называют конфликтом. Конфликтогенные поступки, разные точки зрения и желания становятся причиной безрассудной траты сил и энергии, приводя к взаимному разрушению. Как отражаются на жизнедеятельности человека последствие конфликтов в семье? Они обязательно расстраивают конструктивное сотрудничество, становясь причиной проигрыша всех сторон конфликта в семье. Избежать их вряд ли удастся. Люди не знают, как правильно выявить причины конфликтов в семье, а также не могут мирным путем улаживать проблемы. Многие из нас привыкли выливать внутренний мусор на других людей.

Зачастую люди не придают особого значения большим и малым столкновениям повседневности. Семейная жизнь создает немало преград и проблем, которые мы не можем решить самостоятельно. Желание избежать конфликтов и любой ценой защитить себя от различных столкновений считается опасной иллюзией.

Причины конфликтов в семье

Причин для конфликтов в семье выделяется так много, что любая семья сможет отыскать среди них свои «болевые точки». Реальные тяжело выявить в результате психологических моментов. Эмоции, которые обычно сопутствуют любому конфликту, не позволяют разглядеть реальную причину .

Как считают многие специалисты, причины конфликтов в семье являются ссоры, склоки и скандалы из-за недостатков и пробелов в воспитании, характера и особенностей психики личности супругов.

С позиции психологов, львиная доля конфликтов появляется помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики, о которых мы знаем мало. Типы темпераментов, которые влияют на характер людей, отличают нас друг от друга и становятся порой причинами конфликтных отношений в семье.

Конфликты в семье и особенности темперамента

Темперамент оказывает влияние на поведение человека, проявляется в его действиях и поступках. Сочетание различных типов темперамента у супругов может послужить причиной постоянных конфликтов в семье.

Нервную систему холерика можно характеризовать как сильную, но не уравновешенную. У него сильное возбуждение преобладает над ослабленным торможением. Он быстро врабатывается в любое новое дело, активно работает пока ему интересно. Но не любит заниматься однообразной работой. Легко и быстро переключается с одного дела на другое. Но если он увлечен, он не остановится, пока не завершит начатое дело. Он отличается устойчивостью стремлений и интересов. Холерик очень находчив и изобретателен, восприимчив ко всему необычному, легко обучается всему новому. Это увлекающийся человек. На незначительное препятствие реагирует бурными эмоциями. Если возникает затруднение или проблема, он будет биться до тех пор, пока не решит их. Он вспыльчив, заводится, как говорят, с полуоборота. Из-за слабого торможения он не может быстро успокоиться. Двигается и действует стремительно и энергично, обладает живой мимикой, говорит быстро.

Причинами конфликтов в семье холерика могут быть его вспыльчивость, несдержанность, отсутствие самообладания, неумение приспосабливаться к окружающим, в том числе и своим близким. Любое действие или неосторожное замечание, могут вызвать вспышку раздражения, непослушание – гнев.

Настроение холерика меняется довольно часто, вспышка или просто бурная эмоциональная реакция может возникнуть по пустяковому поводу. Если ему кто-то пытается сделать резкое замечание, указывать на его промахи или не согласится с его мнением, он начинает спорить, доказывать свою правоту, а то и скандалить. Человек с ярко выраженным холерическим темпераментом – сущее наказание для семьи. Он стремится держать под контролем все и всех, быть на виду. Но после ссор и скандалов долго не может успокоиться; без конца будет прокручивать обстоятельства конфликта в голове. Во время вспышки раздражения не нужно с ним выяснять отношения, делать замечания и так далее. Это все равно, что в костер подкинуть сухих дров. С ним трудно в семье, но супруг (супруга) спокойного (флегматического) типа нервной системы вполне уживаются с ним.

Нервная система флегматика с одной стороны отличается выносливостью и уравновешенностью. А с другой стороны торможение и возбуждение разворачиваются медленно. Он выглядит спокойным и неторопливым; к новой обстановке и новым людям привыкает с трудом; он не любит резкие перемены в жизни, с трудом перестраивает свои навыки и привычки. Флегматик планирует свою жизнь, и неожиданные изменения в его планах расстраивают его, выбивают из колеи. Внешне эмоции мало проявляются. Мимика не выразительная. Его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. В стрессовых ситуациях остается спокойным. В работу включается медленно, но отличается большой работоспособностью. Может терпеливо выполнять однообразную работу, старательно и педантично доводя ее до конца. Говорит и двигается медленно. Флегматик тяжело приспосабливается к новой обстановке. Живет своим внутренним миром. С трудом сходится с новыми людьми, но он постоянен в своих отношениях с ними. Друзей не много, но это старые проверенные друзья. Ему комфортно быть в кругу семьи, в хорошо знакомой обстановке. Он сам никогда не начинает конфликты, в любой ситуации невозмутим и сдержан.

Причины конфликтов в семье связаны с неспособностью флегматика ярко проявлять свои чувства на события, случающиеся в семье. При выполнении какой-либо работы его нельзя подгонять: бесконечные «быстрей» его выведут из себя. Долго повторяющиеся раздражители могут вызвать вспышку огромной силы.

В семье он любящий и верный спутник жизни. На него можно положиться в любой ситуации; благодаря крепким нервам он хорошо проявляет себя в кризисных ситуациях.

Это сильный и выносливый тип нервной системы. Процессы торможения и возбуждения характеризуются уравновешенностью и подвижностью. Он легко адаптируется к новым жизненным ситуациям. Если нужно, он быстро меняет свои привычки, умения и навыки. Он очень быстро включается в новую работу. Если работа, которую он выполняет, ему интересна, то он очень деятелен и результативен, способен долго работать, не утомляясь, энергично принимается за каждое новое дело.

Сангвиник общительный, прекрасно чувствует себя среди незнакомых людей. У него много друзей, но к дружбе у него легкое отношение. Будучи увлекающимся человеком, он очень влюбчив, пользуется вниманием окружающих, слывет душой любой компании.

Живо откликается на все, привлекающее его внимание. У него живая мимика и выразительные быстрые движения. Его лицо, словно открытая книга; на нем написано все, что он думает и как относится к тому, что происходит вокруг него. Умеет быстро сосредотачивать внимание. Отличается повышенной активностью. Сангвиник хорошо владеет своими чувствами и контролирует их проявления. Эмоции, интересы и стрем­ления очень изменчивы. Отличается гибкостью ума. Живет впечатлениями от настоящего, мало думает о будущем и прошлом.

Но его поведение часто является причиной конфликтов в семье из-за его чрезмерной общительности. В споре слышит и слушает только себя, на доводы своих близких не обращает внимания. Не самый верный спутник в семейной жизни, слишком влюбчив. Легкое отношение к жизни, влюбчивость сангвиника часто приводит к конфликтам из-за или . Трудно требовать верности от сангвиника. Конфликт может возникнуть также из-за кажущегося несерьезного отношения к чужим проблемам.

Обладает чувствительной, но маловыносливой нервной системой. Процессы торможения и возбуждения выражены слабо. Это очень впечатлительный и глубоко чувствующий человек. Незначительный повод может растрогать его. Добрый и ранимый, мягкий в общении и самый мирный, он может быть преданным другом и самым верным спутником жизни. Особенности деятельности его нервной системы редко бывают причинами семейных конфликтов. Но он тяжело переносит психотравмирующие факторы: любые изменения в жизни, трудные условия и стрессы, семейные кризисы, проблемы с близкими ему людьми. Его застенчивость и повышенная обидчивость, боязнь общения, неспособность переносить стрессовые ситуации могут вызывать раздражение близких ему людей. Последствия конфликтов в семье для него губительны: тяжело и долго переживает обиды и несправедливость. Но он энергичен и деятелен там, где чувствует себя в безопасности, любимым и полезным.

Темпераменты и конфликты в семье

Недопустимо полагать, что типы темперамента делятся на хорошие и плохие. Люди с четко выраженными типами темперамента встречаются крайне редко, и с течением жизни их темпераменты могут изменяться. Кроме того, у каждого человека наблюдаются признаки нескольких темпераментов, при этом преобладает какой-то один. Но понимание свойств темперамента дает возможность разобраться с поведением партнера в семье и найти верную манеру с ним. Располагая информацией о типе темперамента, можно прогнозировать специфику взаимоотношений, корректировать поведение супругов в семейных конфликтах.

Так, если у обоих партнеров тип темперамента флегматика, то жизнь у них может быть стабильной и без особых потрясений. В подобных союзах редко происходят разводы. В этих семейных парах почти не конфликтуют. Но и в их отношениях случаются конфликты, которые проявляются неявно и нередко превращаются в так называемые «холодные войны». Поэтому они должны избегать длительных недомолвок и своевременно выяснять отношения.

Если у обоих супругов темперамент холериков, то возможно увеличение числа конфликтов в семье. Если один из партнеров холерик, а другой — флегматик, то несдержанность и горячность одного могут столкнуться с выдержкой другого. В таком случае холерик успокаивается, и размолвка не начинается. Хотя в определенной ситуации он может снова вспыхнуть и накричать, так как холерика может вывести из себя выдержка флегматика.

Если у обоих партнеров темперамент меланхоликов, то в таком случае они будут сильно волноваться за события, происходящие вокруг. Если в браке один из партнеров меланхолик, а другой, к примеру, холерик или сангвиник, то их грубые или неосторожные выражения могут сильно ранить меланхолика, приводя к взаимному непониманию, а затем и к остыванию чувств. Следует очень бережно относится к своему партнеру и не ранить его словами, сказанными в порыве гнева.

Если два супруга холерики или один сангвиник, а второй холерик, то любая конфликтная ситуация приводит к мгновенному вспыхиванию. Причина может быть самой простой.

Обычно им (холерикам и сангвиникам) хочется быть в центре внимания, сильная импульсивность не дает им регулировать свое поведение. Однако такие люди быстро остывают. Чем ярче горит огонь, тем быстрее прогорит костер. Они не могут долго злиться и быстро остывают. Но провоцировать их на конфликт очень опасно. В порыве собственного гнева они могут совершать аморальные поступки, способны обидеть и даже ударить. Самые рядовые убийства на бытовой почве совершают такие люди. Холерики могут сойтись чуть ли не в рукопашной схватке, но вскоре быстро помириться.

Все люди разные. Кроме темперамента мы все обладаем разными психотипами характера. Но несхожесть может и не мешать отношениям, если присутствует любовь, душевная близость и взаимопонимание.

Последствия конфликтов в семье

Каждый конфликт в семье имеет свои последствия. Чаще всего они носят негативный характер. Почему? Члены семьи связаны друг с другом эмоционально, и ожидания понимания, приятия и поддержки от них иные, чем от посторонних людей.

Тяжесть последствий семейных конфликтов зависит от многих факторов: характера, формы, способа разрешения и поведения участников. Да, бывают конфликты, которые помогают вскрыть «болевые точки» отношений, понять друг друга. Они меняют супругов, воспламеняют гаснущие чувства, определяют те границы, за пределы которых выходить не следует. У людей возникает понимание, что конфликт, это не трагедия, а лишь эпизод в жизни, который можно и нужно преодолеть. Это конструктивное решение проблем.

Но существуют, так называемые деструктивные (разрушающие) конфликты. Череда подобных конфликтов приводит к нарушению семейных отношений и к полному отчуждению всех в семье.

Самое главное последствие конфликтов в семье – это их неблагоприятное влияние на психическое и физическое здоровье членов семьи.

Каждый конфликт сопровождается эмоциональными переживаниями. Возникает обида, потому что самый дорогой человек не понимает или не хочет понять, обижает. Обида оставляет глубокий шрам в душе и запоминается надолго. Одна обида, другая, потом еще одна… Появляется злость, гнев, агрессия и постоянная тревога. Она вызвана ожиданием очередного конфликта в семье. Неудовлетворенность собой, окружающими людьми в семье и на работе. А там недалеко и до . Известно, что негативные эмоции оказывают разрушительное действие на физическое здоровье человека.

В результате деструктивных конфликтов, нарушается общение между супругами, постепенно возникает глубокая пропасть, разделяющая их. Само существование семьи теряет смысл.

Последствием конфликтов в семье может быть развод, который влечет новые испытания для супругов. Возникает порочный круг: одни отрицательные эмоции ведут к неконструктивным нашим действиям, в результате которых появляются новые проблемы и новые совсем неприятные переживания и новые трудности. Появляются ощущения беспомощности, неуверенности в жизни.

Итак, человек чрезвычайно сложен. Характер и темперамент тесно переплетаются в нем. При добрых межличностных отношениях в семье у супругов проявляются положительные черты характера и лучшие особенности темперамента. И он (темперамент) помогает людям быть вместе, жить и любить. Но чем больше конфликтов в семье, тем больше чувствами людей управляют слабые стороны темперамента, которые усиливают отрицательные стороны характера. Вот еще один порочный круг. И в этом тоже проявляются последствия конфликтов в семье.

Темперамент подобен холсту художника, на котором яркие мазки характера рисуют картину жизни.