Теории происхождения человека авторы. Гипотезы происхождения человека

Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

17. Гипотезы происхождения человека

Вспомните!

Какие гипотезы происхождения человека вам известны?

Проблема антропогенеза (исторического развития человека) относится к числу сложнейших философских и естественно-научных проблем. Вопрос о происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Ещё в древние времена наши далёкие предки, выбирая себе тотемы – священных животных, почитали их как своих прародителей и гордились ими. У многих племён Африки существуют предания о происхождении человека от обезьян.

Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Философ Анаксимандр (610–546 до н. э.), пытаясь познать происхождение и развитие живой природы, выдвигал идеи о возникновении человека путём последовательных превращений животных. Зачатки эволюционных взглядов можно найти в сочинениях Демокрита и Эмпедокла. Сократ (469–399 до н. э.) высказывал мысль, что человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки. Афинский учитель красноречия Исократ считал, что человек стал человеком благодаря речи.

Огромное значение для развития идей о происхождении человека имели путешествия Геродота (484–406 до н. э.). Его труды, дошедшие до нашего времени, – это ценнейший источник изучения древних народов. Свидетельства Геродота дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении людей до эпохи Великих переселений.

Древнегреческий мыслитель Аристотель, разделяя животных на бескровных и имеющих кровь, относил человека ко второй группе и ставил его рядом с обезьянами. Однако он разошёлся во мнении с Сократом, оценивая роль руки в происхождении человека. Аристотель писал: «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руки; а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо».

Основоположник анатомии, известный древнеримский врач К. Гален изучал анатомию человека, вскрывая других млекопитающих, в том числе обезьян. К. Линней, будучи креационистом, в своей классификации живых организмов поместил человека в один отряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, не случайно труд Линнея на долгое время был запрещён Ватиканом. Разрабатывая бинарную номенклатуру, Линней выделил вид Homo sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

Известный философ И. Кант в конце XVIII в. писал о возможной эволюции природы, которая могла бы превратить человекообразную обезьяну в человека, снабдив её хватательной рукой и двуногим передвижением. Но при этом Кант считал обязательным условием такой эволюции наличие некой божественной «сверхидеи». Примерно в то же время Дж. Монбоддо попытался объяснить превращение обезьяны в человека действием труда. Однако, будучи сторонником идеи неизменности видов, Монбоддо считал человекообразных обезьян и людей представителями одного вида.

В России убеждённым сторонником идей о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749–1802). В своём трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в конце XVIII в., Радищев говорит: «Человек – единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе, насекомому… но и растению, грибу, мху… Паче всего сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарён человек, имеют и животные…» Но Радищев также подчёркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца. Однако Радищев не распространял идею развития на бессмертную душу.

Вплотную подошёл к пониманию эволюционных процессов в антропогенезе Афанасий Каверзнев, который в 1775 г., почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж. Б. Робине, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.

Создатель первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов (§ 2), Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.

Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871)и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития органического мира применимы и к человеку. Учёный поставил задачу: доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфо-физиологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человечества Дарвин считал древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.

Огромное значение труда в происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни.

Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков. Одним из её важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

Вопросы для повторения и задания

1. Какие идеи о возникновении человека существовали в Древнем мире?

2. Что вам известно о взглядах российских учёных XVIII–XIX вв. на проблему происхождения человека?

3. Кто впервые разделил вид Homo sapiens (Человек разумный) на расы?

4. Какова роль трудов Ч. Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?

5. Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф. Энгельс?

Подумайте! Выполните!

1. Как вы думаете, почему труд К. Линнея «Система природы» на долгое время был запрещён Ватиканом?

2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, найдите информацию о вкладе российских учёных в решение вопроса о происхождении человека. По итогам работы подготовьте сообщение или презентацию.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Из книги О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь автора Дарвин Чарльз

Трудности теории происхождения посредством модификации. Уже задолго до того, как читатель дошел до этого раздела моей книги, он столкнулся с множеством трудностей. Некоторые из них настолько серьезны, что я до сих пор не в состоянии был подумать о них без некоторого

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Проблема происхождения трудовой деятельности Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих Общеизвестно, что решающий фактор превращения животного предка - ископаемой человекообразной обезьяны - в человека был открыт около ста лет тому назад

Из книги Новая наука о жизни автора Шелдрейк Руперт

6.7. Обобщение гипотезы формативной причинности (1) В дополнение к типам энергетической причинности, известным физике, а также к причинности, обусловленной структурами известных физических полей, другой тип причинности ответствен за формы всех материальных морфических

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Тропическая природа автора Уоллес Альфред Рассел

Экваториальный пояс лесов и причины его происхождения Земной шар на экваторе опоясан почти непрерывным поясом лесов от тысячи до пятисот миль шириной, который покрывает своим вечнозеленым покровом холмы, равнины и горные хребты. Только высокие пики да обрывистые склоны

Из книги Естественные технологии биологических систем автора Уголев Александр Михайлович

4.5. Теории происхождения внешнейи внутренней секреции Существует две основные теории происхождения секреции. Рассмотрим их отдельно.4.5.1. Теория происхождения внешней секреции ИорданаЭта теория рассматривает пути гипотетического перехода от внутриклеточного

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

7.2. Гипотезы происхождения вида Homo sapiens – единственного сохранившегося вида

Из книги Жизнь в глубинах веков автора Трофимов Борис Александрович

ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ БЕЗЖИЗНЕННАЯ ЗЕМЛЯ Мы знаем, что Вселенная бесконечна. О ее протяженности можно судить по скорости света. Проходя 300000 километров в секунду, свет от самых близких звезд достигает Земли через годы. Среди многочисленных звездных систем,

Из книги Рассказы о биоэнергетике автора Скулачев Владимир Петрович

Корни гипотезы Пожалуй, только два факта (оба негативного свойства!) были положены Митчелом в основу его гипотезы в далеком уже 1961 году. Это невозможность найти химические продукты, которые были бы общими для дыхания и фосфорилирования, и необъяснимость роли мембран и

Из книги Происхождение мозга автора Савельев Сергей Вячеславович

§ 25. Теории происхождения хордовых Бытует несколько точек зрения на возникновение хордовых, которые различаются как по подходам к решению проблемы, так и по животным, избранным в качестве представителя предковых групп. Наиболее известны гипотезы возникновения хордовых

Из книги Гены и развитие организма автора Нейфах Александр Александрович

2. «Метаболическая» и «структурная» гипотезы Группу «метаболических» гипотез составляют все те представления о природе стабильности, в которых фигурирует какое-то активирующее вещество: оно может некоторое время находиться вне ДНК, но оно должно быть способно

Из книги Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

4. Варианты структурной гипотезы Итак, несколько экспериментальных данных говорят о возможности таких структурных изменений, которые сохраняются при митозе и при репликации, могут передаваться в ряду клеточных поколений и обеспечивают эпигенетическую

Из книги Современное состояние биосферы и экологическая политика автора Колесник Ю. А.

17. Гипотезы происхождения человека Вспомните!Какие гипотезы происхождения человека вам известны?Проблема антропогенеза (исторического развития человека) относится к числу сложнейших философских и естественно-научных проблем. Вопрос о происхождении человека всегда

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

2.2. Гипотезы возникновения жизни на Земле Над этими вопросами на протяжении столетий задумывались многие мыслители: религиозные деятели, представители искусства, философы и ученые. Не имея глубоких научных данных, они вынуждены были строить самые фантастические

Из книги автора

Концепции происхождения жизни С вопросом о сущности жизни неразрывно связан вопрос о ее происхождении. Существует несколько концепций происхождения жизни на Земле.Креационизм. Преподносит возникновение жизни как результат творческого акта Высшего существа в какое-то

Из книги автора

Теория симбиотического происхождения эукариотической клетки Кольцевая структура ДНК, структура рибосом и ряд биохимических особенностей, общие у прокариот, митохондрий и пластид, послужили доводом теории симбиотического происхождения эукариотической клетки,

Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

До XX века в европейской мысли господствовала теическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил» (Бытие I, 26, 27). Согласно данной концепции, мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее, точно такое же, как настоящее. Это полностью относится и к человеку. Мир появился потому, что так повелел Бог. Вот единственная причина его сотворения. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает ее научной, -- объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека. Кроме того, можно ведь задавать вопрос (нельзя исключить, что кощунственный) -- а Кто сотворил Бога?, а кто сотворил Того, Кто сотворил Бога? и т. д. до бесконечности.

Эволюционные концепции происхождения человека

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX веке, и главное достижение в этой области связано с утверждением эволюционной теории. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Чарльз Дарвин высказал предположение о животной связи человека с высшими приматами. О прямой связи человека с обезьяноподобными предками несколько позже стал говорить и писать его преданный сторонник и пропагандист немецкий биолог Эрнст Геккель, автор, кстати, и знаменитой дарвинской наследственной эволюционной триады. Эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора, это и есть якобы дарвинская триада, но на самом деле геккелевская. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов. Э. Геккель (1834-1919 гг.) выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом («обезьяночеловек»). Он же предположил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древние обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн. лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая -- к человеку. Двадцать миллионов лет назад, под влиянием похолодания, джунгли с северных территорий отступили на юг, и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые «рамопитеки», останки которых найдены в Индии и названы в честь бога Рамы).

В 1960 г. английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 см3. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки. Позже, на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ того же типа возрастом 5,5 млн. лет. После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразных обезьян, т. е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе. Эти выводы подтверждены измерениями по так называемым «молекулярным часам». Скорость изменения генов за счет точечных мутаций устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать для датировки ответвления данной эволюционной ветви от общего ствола.

Что было причиной появления человека именно в одном месте? В Восточной Африке имеют место открытые выходы урановых пород, т. е. на поверхность суши, и существует повышенная радиация. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, должен был, чтобы выжить, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» относят к австралопитекам (переводится как «южная обезьяна»), останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но он уже был способен к созданию орудий труда.

Гипотетически предположенным Э. Геккелем питекантропом были названы останки, обнаруженные в 1891 г. на острове Ява (Юго-Восточная Азия). Существа, жившие 500 тысяч лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см3, использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы XX века П. Тейяром де Шарденом в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не имел речи.

В 1856 г. в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего 150--40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальца впервые обнаружены захоронения трупов.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа, близкого по облику и объему черепа к современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть Homo sapiens, или «человек разумный». В эту же эпоху появились расовые различия людей.

У. Хавеллз утверждает, что человек современного типа возник 200 тыс. лет назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя -- Сима, Хама и Иафета. В соответствии с этой версией питекантроп, синантроп и неандерталец -- не предки современного человека, а различные группы гоминид, вытесненные «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу данной гипотезы существуют генетические исследования, которые, однако, не всеми антропологами и палеонтологами признаются достаточно надежными.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человечества утверждает, что только архаичные люди возникли в Африке, а современные -- там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн. лет назад. Эта гипотеза основывается на палеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, живущими в местах их обитания.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна и промежуточные виды между человеком и обезьянами до сих пор в полном объеме неизвестны.

Вся цепочка предшественников современного человека, с точки зрения сегодняшнего естествознания, будет выглядеть так: самый древний известный науке предок человека и высших обезьян -- рамопитек -- жил на территории от Индии до Африки около 14 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга -- сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (изготовленные 2,5 млн. лет назад) и остатки жилья (возраст 1,75 млн. лет). В Африке найдены останки «человека умелого» -- зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал уже такими человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовить и применить первобытные каменные орудия труда. От «человека умелого» прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом -австралопитеком, жившем от 4 до 2 млн. лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (1,9-0,65 млн. лет назад); синантроп (400 тыс. лет назад), неандерталец, появившийся по разным данным от 200 до 150 тыс. лет назад, и, наконец, кроманьонец, наш непосредственный предок, возникший от 200 до 40 тысяч лет назад.

Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению отечественного ученого Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, -- пишет он, -- что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим». Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует иметь в виду, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений (бифуркаций), большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка.

Высокую научную ценность получили обнаруженные в 1974 г. английским палеонтологом Л. Лики останки Australopithecus afarensis -- «южной обезьяны с Афора». Останки женского пола, отчего они получили собственное имя «Люси». Она умерла около 3,7 млн. лет назад и долго считалась антропологами самым древним нашим предком на древе эволюции. Два десятилетия спустя, летом 1995 г., на берегу озера Туркана, в той же Восточной Африке, был найден Australopithecus anamensis -- «южная обезьяна с озера». Возраст останков -- от 3,9 до 4,2 млн. лет, т. е. старше, чем Люси. Это существо было прямоходящим и по своему строению находится на прямой линии общего развития гоминидов -- далеких предков человека, но также и человекообразных обезьян.

В том же 1995 г. в результате раскопок французских исследователей в Чаде -- примерно в 2500 км западнее мест, где были сделаны все предыдущие находки в Восточной Африке, был открыт новый вид австралопитеков, который получил имя Australopithecus bahrekgazali -- «южная обезьяна с реки Газелей». Как из потомков Australopithecus anamensis и «Люси» позже развились другие формы предчеловека -- вопрос, вызывающий большой спор. Уже теперь известно много линий, а палеонтологи находят все новые. Известный немецкий специалист в этой области Ф. Шрек проповедует такую мысль: существовавший от 2,5 до 1,9 млн. лет назад Homo rudolfensis, нижнюю челюсть которого его группа нашла в 1991 г. около озера Малави, занимает центральное место в линии становления человека. Вместе с этим представителем рода «человек» его единоплеменники из Восточной Африки могут быть отнесены к первым в истории людям. Возможно, ближайшие потомки Homo dolfesis начали примерно 2 млн. лет назад цепочку переселения из Африки. Возможно, и переселенцами на Яву могли быть потомки рода Homo rudolfesis, и тогда становится ясно, что это существо появилось в Азии около 1,8 млн. лет назад.

В середине прошлого столетия выдвигалась гипотеза прихода готового Homo sapiens в Европу из Азии, однако она не нашла необходимой поддержки, так как опиралась на довольно скудный материал (черепа из Сванскомба и Фонтешевада). Российский археолог Юрий Мочанов в Центральной Якутии нашел 400 предметов, изготовленных, по-видимому, рукой человека. По предварительным данным, стоянка имеет возраст 2,5-1,8 млн. лет. Позднее там был найден даже череп. Если принять за отправную точку существование древних людей 2,5-1,8 млн. лет назад в Якутии, то следующим логическим шагом должно быть признание того, что возникновение рода человеческого произошло в западной части Северо-Восточной Азии, а не в Африке, как считается общепризнанным сейчас, или допустить возможность очень быстрой миграции ранних предков человека лз Африки на север Сибири. С этой новостью археологи не могут так легко и сразу примириться. В числе скептиков -- видный антрополог Ричард Клейн из Стенфордского университета, не допускающий возможности «переписать наново историю эволюции человека на основании данных, полученных всего в одном месте раскопок».

Так или иначе, перед учеными -- новая загадка, которую им предстоит решить. Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наше ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники -- шимпанзе и горилла -- были связаны с нами общим предком не менее 7 млн. лет назад.

Мутационные гипотезы происхождения человека

В антропологии выдвинут ряд гипотез, которые пытаются разрешить эту Проблему, предполагая, что человек стал человеком благодаря: жизни в воде; мутации в клетках мозга гоминид, вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды, либо инверсиями геомагнитного поля; мутант в сообществе гоминид появился в результате теплового стресса. Рассмотрим эти гипотезы в изложенном порядке.

Весьма оригинальной является гипотеза шведского исследователя Я. Линдблада. Согласно ей, южноамериканские индейцы, живущие в тропическом лесу, являются самыми древними людьми на Земле, причем предшественником человека была «безволосая обезьяна», или «икспитек», ведущая водный образ жизни. Именно редуцированная волосатость, прямохождение, длинные волосы на голове, присущие только человеку эмоциональность и сексуальность обусловлены особенностями образа жизни водяного гоминида (меньшую часть суток он проводил на берегу). «Как всегда, когда новый образ жизни повышает процент выживания, -- пишет Я. Линдблад, -- мутационные изменения наследственных структур влекут за собой приспособление к водной среде. Здесь это выражается в уменьшении волосатости тела и развитии слоя подкожного жира. Однако на голове волосы длинные -- важный фактор для выживания детенышей. У детенышей первые годы жизни особенно мощный слой подкожного жира. Ноги икспитека длиннее рук, большие пальцы ног не противопоставляются и направлены вперед. Осанка при ходьбе более прямая -- возможно, такая же, как у нас. Другими словами, у икспитека вполне человеческий вид, во всяком случае, на расстоянии». Дальнейшее развитие черепа и мозга привело к появлению человека современного типа. В рамках сформировавшегося в последнее время такого направления научных исследований, как «космический катастрофизм», выдвинута гипотеза о возникновении современного человека в связи со вспышкой близкой сверхновой звезды. Зафиксировано то весьма удивительное обстоятельство, что вспышка близкой сверхновой в нашей Галактике звезды по времени (происходящая один раз в 100 млн лет) приблизительно соответствует возрасту древнейших останков человека разумного (35-60 тыс. лет назад). К тому же некоторые из антропологов считают, что появление современного человека обусловлено мутацией. А импульсы гамма- и рентгеновского излучения от вспышки сверхновой звезды, как известно, сопровождаются кратковременным увеличением числа мутаций. В этом случае на поверхности Земли резко увеличивается интенсивность ультрафиолетового излучения, являющегося мутагенным агентом, который, в свою очередь, инициирует появление других мутагенов. В конечном счете, можно сказать, что жесткое излучение, порожденное взрывом сверхновой, могло вызвать необратимые изменения в клетках мозга, что привело к формированию разумных мутантов вида?человека разумного». Во всяком случае, со вспышками сверхновых современная наука связывает: образование Солнечной системы, происхождение жизни и, возможно, происхождение современного типа человека с его цивилизацией.

Другая гипотеза исходит из того, что современный человек-мутант, возникший вследствие инверсии земного магнитного поля. Установлено, что земное магнитное поле, которое в основном задерживает космические излучения, по неизвестным до сих пор причинам иногда ослабевает; тогда и происходит перемена магнитных полюсов, т. е. геомагнитная инверсия. Во время таких инверсий степень космических излучений на нашей планете резко возрастет. Исследуя историю Земли, палеомагнетологи пришли к выводу, что в течение последних 3 млн. лет магнитные полюса Земли четырежды менялись местами. Некоторые обнаруженные останки первобытных людей относятся к эпохе четвертой геомагнитной инверсии. Такое необычное стечение обстоятельств приводит к мысли о возможном влиянии космических излучений на появление человека. Эту гипотезу усиливает следующий факт: человек появился в то время и в тех местах, в которых сила радиоактивного излучения оказалось наиболее благоприятной для изменения человекообразных обезьян. Именно такие условия возникли около 3 млн. лет назад в Южной и Восточной Африке -- в период отделения человека от мира животных. По мнению геологов, в этом регионе в силу сильных землетрясений обнажились залежи радиоактивных руд. Это, в свою очередь, вызвало мутацию у какого-то вида обезьян, который был наиболее предрасположен к изменению генетических черт. Вполне возможно, что около 3 млн. лет назад длительное воздействие радиоактивного излучения настолько глубоко изменило австралопитека, что он стал способен совершать действия, необходимые для его безопасности и обеспечения пищей. В соответствии с этой гипотезой питекантроп появился около 700 тыс. лет назад, когда же наступило второе изменение геомагнитных полюсов Земли (250 тыс. лет назад), появляется неандерталец, возникновение же современного человека приходится на четвертую геомагнитную инверсию. Такой подход вполне правомерен, ибо известна роль геомагнитного поля в жизнедеятельности организмов, в том числе и человека.

Следующая гипотеза сообщает, что все мы принадлежим к одному подвиду «человека разумного» и происходим от одной праматери и одного праотца, вполне конкретные мужчина и женщина (точнее, как теперь считается, группа из примерно 20 мужчин и 20 женщин), потомками которых являемся мы, ныне живущие люди. Более строго, как мы увидим, их следует называть генетическими Адамом и Евой. Их реальное существование признается научным большинством, но некоторые ученые в этом пока сомневаются. Адам и Ева жили приблизительно 150-200 тыс. лет назад в Африке, и их еще нельзя относить к человеку разумному, а скорее, к человеку прямоходящему. Они жили в разных местах и в разное время. Естественно, что они были не одни -- вокруг них и одновременно с ними жили еще десятки тысяч других вполне таких же людей. Определенно некоторые из них также являются нашими предками. Разница в том, что эти другие были предками кого-то из нас, может, даже многих из нас, но, что принципиально, не всех. Понятие же о генетических Адаме и Еве предполагает, что эти два «человека» являются прямыми предками ВСЕХ людей, живущих сейчас на Земле.

Такова общая гипотетико-теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Но в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы -- человеком. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно считать доказанным тот факт, что человек -- это продукт естественного развития природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным ребенком.

Концепции этнологии

Этнология -- (от греческого ethnos -- нация, народ, логия) народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этнография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как наука в XIX веке с возникновением эволюционной школы, появлением исследований Л. Г. Моргана и книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), в которой сформулированы основы учения о первобытнообщинном строе. Большие заслуги в развитии этнологии в России принадлежат Н. Н. Миклухо-Маклаю, М. М. Ковалевскому, Д. Н. Анучину. Этнология -- это рождающаяся наука. Потребность в ней возникла лишь во второй половине XX века, когда выяснилось, что простое накопление этнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящая проблем, превратится в бессмысленное коллекционирование. И вот возникли на наших глазах обществоведение и этнология -- две дисциплины, интересующиеся одним, на первый взгляд, предметом -- человеком, но в совершенно разных аспектах. И это закономерно. Каждый человек одновременно член социума и член этноса, а это далеко не одно и то же.

Человечество, существующее на Земле совсем немного, каких-нибудь 30-50 тыс. лет, тем не менее, произвело на ее поверхности перевороты, которые В. И. Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба. Эта проблема актуальна для нашего поколения, а особенно актуальной станет она для наших потомков. Человек как существо биологическое относится к роду Homo. Для этого рода при его появлении на Земле было характерно довольно большое разнообразие видов. Это касается и тех видов Homo, которых мы, строго говоря, не вправе считать людьми, а именно: питекантропов и неандертальцев. Этнос у человека -- это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.

В количестве рас мнения ученых-антропологов расходятся -- четыре или шесть. И по внешнему виду, и по психофизическим особенностям представители различных рас весьма отличаются друг от друга. Раса -- относительно стабильная биологическая характеристика вида людей, но при этом никак не форма их общежития, способ их совместной жизни. Расы различаются по чисто внешним признакам, которые можно определить анатомически. Так же как не совпадает этнос с расой, не совпадает он и с другой биологической группировкой особей -- популяцией. Популяция -- сумма особей, живущих в одном ареале и беспорядочно между собою скрещивающихся. В этносе всегда есть брачные ограничения. Два этноса могут сосуществовать на одной территории веками и тысячелетиями. Могут взаимно друг друга уничтожать или один уничтожит другой. Значит, этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. «Вот почему предлагаю этнос считать явлением географическим, -- писал отечественный этнолог С. Лурье, -- всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос». А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее, от географической среды, не оспаривалось никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась разными учеными различно. Но, в любом случае, хозяйственная жизнь народов, населяющих и населявших Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом населенных территорий. Подъем и упадок экономики древних эпох проследить довольно трудно из-за неполноценности информации, получаемой из первоисточников. Но есть индикатор -- военная мощь.

О значении географических условий, например, рельефа для военной истории, говорилось давно, можно сказать, всегда. Однако останавливаться на такой ясной проблеме в XX веке нецелесообразно, потому что и история ныне ставит куда более глубокие задачи, чем раньше, и география отошла от простого описания диковинок нашей планеты и обрела возможности, которые нашим предкам были недоступны.

Поэтому вопрос стоит иначе. Не только как влияет географическая среда на людей, но и в какой степени сами люди являются составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется биосферой. На какие именно закономерности жизни человечества влияет географическая среда и на какие не влияет? Эта постановка вопроса требует анализа. Говоря об истории человечества, обычно имеют в виду общественную форму движения истории, т. е. прогрессивное развитие человечества как целого по спирали. Это движение спонтанное и уже из-за одного этого этому не может быть функцией каких бы то ни было внешних причин. На эту сторону истории ни географические, ни биологические воздействия влиять не могут. Так на что же они влияют? На организмы, в том числе и людские. Этот вывод сделан уже в 1922 г. выдающимся русским физиогеографом Львом Бергом для всех организмов, в том числе и для людей: «Географический ландшафт воздействует на организмы, принудительно заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т. д. -- все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переместиться в другой географический ландшафт или вымереть». А под «ландшафтом» понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой». Берг в своих трудах сформулировал эволюционную концепцию номогенеза как процесса, протекающего по определенным внутренним закономерностям, не сводимым к воздействиям внешней среды. В отличие от Дарвина, Берг полагал, что наследственная изменчивость закономерна и упорядочена (например, гомологическими рядами), а естественный отбор не движет эволюцию, но лишь «охраняет норму». Он полагал также, что всему живому присуща изначальная целесообразность (так думал и Аристотель, строя свою лестницу существ) реакций на воздействие внешней среды, развитие же совершается за счет некой независимой от среды силы, направленной в сторону усложнения биологической организации. В наше время идеи номогенеза развивали выдающиеся русские ученые биологи А.А. Любищев и С. В. Мейен.

Теория пассионарности Л.Н. Гумилева

Выдающимся русским историком Львом Гумилевым (сыном великих русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой) представлена исключительно биологизаторская концепция этноса (нации). Он рассматривает этносы как часть биосферы Земли, подверженной влиянию взаимодействующих космических и земных электромагнитных полей и излучений, но он вместе с тем подчеркивает, что этнос не может считаться только биологическим, равно как и только социальным явлением. Гумилев соединил, как он сам об этом неоднократно говорил, служение Прекрасной Даме Истории с признанием несомненных достоинств ее Мудрой Сестры Географии, которая роднит людей с их праматерью -- биосферой планеты Земля. В этой связи он предлагает считать этнос явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который питает адаптированный этнос. По мнению Гумилева, этнос является системной целостностью и возникает в определенное историческое время. Этнос -- система закрытая, т. е. замкнутая, поскольку нет жесткой связи частей, но эти части нуждаются друг в друге. Этнос в какую-то историческую эпоху получает свою энергию, с помощью которой начинает существовать, живет примерно 1200-1500 лет, и, растратив ее путем рассеивания (диссипации, как и природные системы, которые мы исследовали в предыдущих главах книги), этнос распадается или образует гомеостаз. Этапы указанного этногенеза таковы:

подъем, или динамическая (завоевательная) фаза;

«перегрев», надлом, акматическая (от французского «акмэ» -- «вершина») фаза;

переход в нормальное состояние, или инерционная фаза;

обскурация (от латинского obscurans -- затемняющий, враждебный), или фаза затухающих колебаний.

На фазе подъема «интересы этноса выше всего»; ведутся войны; интересы индивида подчинены обществу; ведется интенсивное преобразование природы. В акматической фазе этнос достигает своей вершины, после которой неизбежен спад вниз. В инерционной фазе основной лозунг индивида «будь самим собой», т. е. процветает индивидуализм; льется кровь, но культура развивается, растранжириваются богатства и слава, накопленные предками. В фазе обскурации, враждебности основные лозунги «будь как все», «мы устали от великих»; каждый думает только о себе; продолжается рост культуры. Этнос достигает гомеостаза. В конце развития этноса -- футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200-1500 лет настигает этнос под влиянием собственного разложения или нашествия других более молодых этносов. Последние стадии -- мемориальная (остается только память как совокупность того, что было познано) и реликтовая (память исчезает).

Начало же всему этногенезу дает некий пассионарный толчок, приводящий к появлению некоторого числа энергичных (пассионарных) личностей, которые ведут людей за собой. Пассионарностъ -- это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Пассионарностъ происходит от латинского слова passio -- страсть.

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, благо и зло, творчество и разрушения, исключая только равнодушие; она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы (вид, проявление, разновидность) пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жесткость и охрану.

Большая система может быть создана и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу (в физическом смысле), благодаря которой система имеет внутренние развитие и способность сопротивляться окружению. Л. Гумилев этот эффект энергии в этносе называл пассионарным толчком и проанализировал историко-географические условия, облегчающие его активизацию. Он писал, что, согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Есть еще и субпассионарии, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта. Наличие субпассионариев для этноса также важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы. Субпассионарии разные. Доза пассионарности может быть столь мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носитель такой пассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет к алкоголю, и он забывает обо всем.

Пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно: она заразительна. Пассионарность ведет себя, как электричество при индуцировании соседнего тела: «Это еще Толстой отметил в «Войне и мире», что когда в цепи солдат кто-то крикнет: «Ура!», то цепь бросается вперед, а когда крикнут: «Отрезаны!», то все бегут назад» -- писал Гумилев.

Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, можно рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком.

Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит, следует отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Иными словами, все импульсы должны быть разделены на два разряда: 1) импульсы, направленные к сохранению жизни, 2) импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу -- далекому прогнозу, часто иллюзорному. Для удобства отсчета обозначают импульсы «жизнеутверждающие» знаком плюс, а импульсы «жертвенные» -- знаком минус. Тогда эти параметры можно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на систему декартовых координат. Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для осуществления себя как цели наличие рассудка и воли. Под рассудком понимают способность выбора реакции при условиях, допускающих это, а под волей -- способность производить поступки согласно сделанному выбору. «Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. «Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделялась в единый разряд», -- отмечал Л. Гумилев. У всех людей имеется искреннее влечение к истине, к красоте и справедливости. Это влечение существенно варьируется в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность.

Из сказанного, конечно, не следует, что все положения теории Л. Н. Гумилева будут приняты научной общественностью. Остаются спорными вопросы происхождения пассионарности и понятий «пассионарный перегрев», «пассионарный генофонд» и некоторые другие.

Стоит отметить, что, обсуждая все это, Гумилев выступает как ученый с оригинальными, напрочь лишенными стереотипности и казенщины идеями. И это именно сейчас, когда этнография и история нуждаются в таком подходе. Не слепое ли следование канонам привело к тому, что отдельные положения исторической науки нуждаются в пересмотре? Книги Гумилева актуальны на сегодняшний день потому, что, вскрывая генетические корни этногенеза, автор рассматривает этнос как природное явление, анализирует нравственные болезни этносов, возникшие на почве социальных явлений, показывает губительные последствия борьбы человека с ландшафтами, аналогичные по своим масштабам современным. И этого не следует забывать, оценивая современное состояний окружающей среды и биосферы.

Совместная эволюция человека и биосферы

Еще раз зададимся вопросом: так что же такое человек? Поисками предков современного человека, поисками разных «недостающих звеньев» в цепочке от обезьяны к человеку ученые занимаются давно. Мы знаем питекантропов, синантропов, австралопитеков, зинджантропов, неандертальцев. Возраст «первочеловека» отодвигался чуть ли не до 3 миллионов лет, а ответвление наших предков от предков современных обезьян -- до 15 миллионов лет.

Однако последние исследования (с 1987 г. и позднее), основанные на изучении генетического материала (ДНК митохондрий клетки), показали, что род человеческий, по-видимому, начался всего лишь примерно 200 тысяч лет назад от общей праматери. Все люди генетически практически тождественны, а такие «предки», как неандерталец и синантроп, оказались тупиковой ветвью генеалогического древа, не приведшей к человеку разумному. Все указывает, что человека породила некая единственная эпохальная мутация, запустившая механизм нового мышления, которая произошла не очень давно.

Мышление выделило человека из остальной живой природы. Человек -- это живой организм, впервые осознавший сам себя, свою самоидентичность и отличие от всего остального мира. Животное находится в гармонии с окружающим миром, и эта гармония устанавливается на инстинктивном уровне, животное автоматически встраивается в естественную сбалансированную систему. Человек же, осознав самого себя, оказался в изоляции, и ему пришлось заново, сознательно, «строить мир», чтобы найти свое место в нем и снова соединиться с ним. В результате человек создал новый уровень организации, называемый человеческим обществом, занялся познанием мира и самопознанием и начал покорять и переделывать природу, создавать техносферу.

естествознание пассионарность познание эволюционный

Реферат: Теории происхождения человека. Реферат по дисциплине: История. На тему:Теории происхождения человека.P... Он является автором многих трудов: «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859), обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики; «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. По теории эволюции, которую предложил Ч.Дарвин, многообразие видов растений и животных, населяющих Землю, является результатом частых, абсолютно случайных мутаций, которые, суммируясь за тысячелетия, через так называемые «переходные звенья» приводят к появлению новых видов. Затем в д... Hide

теория эволюции. . стр.4


теория создания (креационизм) . . стр.7


теория внешнего вмешательства. . . .str.10 .


Заключение. . . С. 11 Литература. . с.12


Люди с древности заинтересованному в его происхождении. Для того, чтобы понять и попытаться объяснить, как человек возник, что мы можем найти в самых различных народов в их верованиях, легендах и преданиях. растут с развитием потребности человека в познании ее истоков и корней. Понимание и перспективы шире. Человек начал разработку способа спрашивать, но сознательный и направление. На протяжении веков человеческой эволюции, и многих ученых, писателей, авторов, исследователи несколько высказали свое мнение о происхождении человеческой расы. Он посвятил много легенд, мифов, легенд и незыблемых истин выдающихся ученых из разных стран, времен и народов, начиная с библейских героев и мыслителей и заканчивая нашими современниками.


Есть открыты целый ряд различных теорий, объяснить происхождение человека на земле. В этой статье мы рассмотрим наиболее важными из них являются:


Теория эволюции; Теория создания; Теория внешних помех

Попытка происхождения видов протекал объясняет Чарльз Дарвин (1809-1882), английский Природа, создатель теории эволюции. Он является автором многочисленных работ, «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), в котором результаты его собственных наблюдений и достижений современной биологии и селекции методов; «Происхождение человека» (1871) поддерживает гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков. Согласно теории эволюции, предложенной Чарльзом Дарвином, разнообразие видов растений и животных, населяющих землю, она является результатом частых, совершенно случайных мутаций, которые складывает в течение тысячелетий, через так называемые «переходные формы» привели к появлению новые виды. Тогда естественный отбор вступает в игру. Межвидовая бой уничтожен или перемещенная периферию видов, которые не приспособлены к условиям жизни в данном биологическом«Ниша» при данных внешних условиях, в то же время она позволяет быстро развить виды, которые лучше всего подходят для выживания случайно. В мире науки существует группа ученых, занимающихся проблемой появления человека, создавшего науку, основанную на теории антропологии Дарвина, которая имеет нечто вроде «антропогенеза». Антропогенез - это то, что ученые Дарвина называют процессом отделения людей от животного мира. Эволюционная теория антропогенеза прошла несколько этапов развития по пути, имеет обширное предложение различных свидетельств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других, Однако многие из этих доказательств можно трактовать неоднозначно, позволяя противникам эволюционной теории бросать им вызов. Согласно этой теории, следующие основные этапы человеческой эволюции происходят: период постоянного существования человеческих антропоидных предков (Australopithecus); Австралопитекус или «Южные Обезьяны» - высокоорганизованные, честные приматы, они считаются оригинальными формами человеческого спуска. Australopithecus унаследовал от своих предков, многие характеристики древесины, наиболее важным из которых является способность и стремление к разному манипулированию предметами вручную (манипуляция) и высокому развитию социальных отношений. Они были совершенно земными существами, относительно маленькими - в среднем 120-130 см длиной, 30-40 кг тяжелыми. Их характерной чертой была двуглавая походка и поза, выпрямленная, о чем свидетельствует тазовая структура, скелет конечностей и черепа. Свободные верхние конечности позволили использовать палочки, камни и т. Д. Краниальная область черепа была относительно большой, а передняя часть была укорочена. Зубы маленькие, плотно расположенные, без диастемы, с рисунком зубов, характерным для человека. Они жили на открытых уровнях типа Саванны.


существование самых старых людей: питекантроп (самый древний человек или архантроп);


Впервые в 1890 году голландец Э. Дюбуа на острове Ява обнаружил ископаемые останки самых старых людей, так называемых архантропов. Pithecanthropus - будучи двуногим, средним ростом и строгим построением, тем не менее, хранит множество особенностей обезьяны, как в форме черепа, так и в структуре лицевого черепа. Неандертальская стадия, то есть древние люди или палеоантропы.


1856 в неандертальском в Германии обнаружил остатки живых существ,который жил от 150 до 40 тысяч лет назад, назывался неандертальцем. В ископаемой форме они встречаются в четырехстах местах в северном полушарии Евразии. В эпоху неандертальцев эпоха Великого оледенения совпала. У него был мозговой объем около современного человека, но наклонный лоб, брови арки, низкий череп; жил в пещерах и охотился на мамонтов. Неандертальцы впервые обнаружили захоронения трупов.


Развитие современных людей (Neantpropinen).


Время появления человека современного вида находится в начале позднего палеолита (70-35 000 лет назад). Это связано с резким скачком в развитии производительных сил, появлением племенного общества и прекращением процесса биологической эволюции Homo sapiens. Неантропы были большими, пропорционально построенными. Средний рост мужчин - 180-185 см, женщин - 163-160 человек см.Первый современный образ под названием Кро-Маньон-Люди (припаркованный на неантропинах в Кроманьоне, Франция). Кромёнцы отличались длинноногими из-за большой длины большеберцовой кости. Сильное верхнее тело, широкий сундук, выраженный мышечный рельеф, производит сильное впечатление на современников. Нантропопы - это комплексные парковочные места и поселки, кремневые и костные инструменты, жилые здания. Это сложная церемония захоронения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т. Д. (35-10 тыс. Лет) переход человеческого общества к верхнему палеолиту совпал с завершением Воплощения - формированием современного физиологического типа человека.


Так это линия эволюции человека строится следующим образом: «Человек умелый» (Australopithecus) - «человек прямоходящий» (питекантропа) - «неандертальцев» (палеоантропов) - «гомо сапиенс» (кроманьонец).


Модель этого торийского происхождения человека от обезьян, вполне удовлетворенная большинством ученых сто лет назад, сегодня разрывается на швах, неспособная справиться с волной новых открытий, а также существование других человеческих Теории происхождения, которые мы обсудим ниже.


Креационизм (искусственное слово творения - творения) - философско-методическое понятие, в котором основные формы органического мира (жизни), человечества Планета Земля, как и мир в целом, создается как сознание определенной сверхъестественности или божества. Сторонники креационизма разрабатывают множество идей - чисто теологических и философских, притворяющихся научными, но в целом современная наука критически относится к таким идеям.


Самая известная версия Библии после созданный в Боге kotoroychelovek .. Таким образом, Бог в христианстве создал первый человек на шестой день творения после образа и образа своего собственногоон владел всей страной. Создав Адама из праха земли, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позже первая женщина, Ева, была создана из ребра Адама. Эта версия имеет древние египетские корни и ряд уникальных в мифах других народов.Религиозная концепция происхождения человека не является научной, мифологической по своей природе и поэтому не во многом подходит ученым.


Представлены различные доказательства этой теории, наиболее важным из которых является сходство мифов и легенд разных народов, в которых рассказывается о создании человека. Теория креационизма последователями почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиан, мусульман, евреев).


Креационисты склонны отвергать эволюцию, приводя к неоспоримым фактам. Например, сообщается, что эксперты в области компьютерных технологий зашли в тупик, чтобы воспроизвести человеческое видение. Им приходилось осознавать, что искусственно не воспроизводить человеческий глаз, в частности сетчатку с ее 100 миллионами стержней и конусов, а также нейронные слои с операцией не менее 10 миллиаров арифметических операций в секунду. Даже Дарвин признал: «Предположение о том, что глаз. может быть выработано естественным отбором, может показаться, я честно признаюсь, крайне нелепо».


Сравнительный анализ обоих уже изучал теории:


1) Процесс создания Вселенной и возникновения жизни на Земле


Модель эволюции на Основываясь на принципе постепенного изменения, он полагает, что жизнь на Земле достигла сложного и высокоорганизованного государства в процессе естественной эволюции. Творческая модель определяет особый, первый момент создания, когда основные неживые и живые системы создаются в полной и совершенной форме.


2) Движущие силы.


Эволюционная модель утверждает, что движущие силы являются неизменными законами природы. Благодаря этим законам осуществляется восстановление и улучшение всех живых существ. Модель создания основана на том факте, что природные процессы в настоящее время не создают жизнь, не приводят к образованию видов и не улучшают их, креационисты утверждают, что все живые существа были созданы сверхъестественными способами. Это предполагает существование высшей разума во вселенной, способное осмыслить и признать все, что есть сейчас.


3) Движущие силы и их проявление в настоящем.


Эволюционная модель: благодаря неизменности и прогрессивной движущей силе, которая создала законы природы, все живые существа сегодня. Поскольку он является производным, его развитие продолжается.Модель создания, после того как акт создания процесса творения уступил место процессу сохранения, сохранить вселенную и обеспечить соблюдение определенной цели. Поэтому в окружающем мире мы больше не можем наблюдать процессы творения и совершенства.


4) Связь с существующим мировым порядком.


Эволюционная модель, теперь существующий мир изначально находилась в состоянии хаоса и беспорядка. Со временем, благодаря эффекту законов природы, он становится все более организованным и сложным. Процессы, которые подтверждают постоянный порядок мира, также должны иметь место в настоящем. Творческая модель представляет мир в уже завершенной форме. Поскольку работа была изначально идеальной, тем лучше он не может и должен потерять за ее выдающуюся производительность с течением времени.


5) Факторы времени.


Эволюционная модель, вселенная и жизнь на Земле в современном сложном состоянии через естественные процессы, необходимые для достижения довольно долгого времени, поэтому возраст вселенной эволюционистов до 13,7 миллиардов лет, а возраст земли определяется - 4,6 миллиарда лет. Модель дизайна, мир был создан в невообразимо короткое время. По этой причине креационисты управляют несравнимо меньшими числами, чтобы определить возраст земли и жизнь на ней.


В последние годы предпринимались попытки создать научное знание, описанное в Библии. Примером здесь может служить знаменитый физик, написавший две книги Джона. Шредер, в котором он утверждает, что библейские и научные данные не противоречат друг другу. Одна из самых важных задач заключалась в том, чтобы разобраться с библейской историей создания Шредера за шесть дней - с научными доказательствами существования Вселенной более 15 миллиардов лет. Поэтому, несмотря на ограниченную научную способность вообще признать в выяснении проблем человеческой жизни, необходимо должным образом учитывать тот факт, что ряд видных ученых (в том числе - лауреатов Нобелевской премии) Реализация Творцом того, как вся окружающая среда - это мир и разные формы жизни на нашей планете.


Гипотеза о создании не может быть доказана или опровергнута, и она всегда будет связана с научной гипотезой о происхождении жизни. Креационизм понимается как творение Бога. В настоящее время, однако, некоторые видят это в результате деятельности передовой цивилизации для создания различных форм жизни и наблюдения за их эволюцией.


Эта теория становится все более и более преданными каждый день.


Согласно этой теории, появление человека на земле, во всяком случае, из-за


деятельность других цивилизаций. Впростейшая версия чужой теории человеческого происхождения человека - прямые потомки инопланетян, приземлившихся на земле в предыстории (в качестве доказательства этой теории предлагаются фотографии Марса, где вы можете увидеть остатки зданий, похожие на египетские пирамиды). Но есть более сложные варианты. Как пересечение номинантов с предками людей; генерация умного человека с помощью методов генной инженерии; Управление эволюционной эволюцией земной жизни силы чужого сверхразума и эволюционная эволюция земной жизни и разума, следуя программе, первоначально построенной чужим сверхразум. Кстати, последние две версии их концепции мало в том, что они отличаются от теории божественного вмешательства. Кроме того, существуют другие антропогенетические фантазии, которые различаются в разной степени в сочетании с теорией внешнего вмешательства. Наиболее распространенной гипотезой пространственных аномалий является

Сегодня люди многое знают о себе и об окружающем мире, однако ученым удалось найти ответы далеко не на все вопросы. Так, происхождение человека до сих пор для многих остается тайной, поскольку даже самые известные научные (а тем более – не совсем научные) теории не могут пока быть на 100% подкреплены доказательствами и научными экспериментами. Остается лишь надежда, что тайну эту со временем удастся разгадать.

Гипотезы происхождения человека

«Происхождение человека и становление общества» - такова тема одного из уроков в программе для десятых классов. Школьники слушают лекции и сдают позднее зачеты по этой теме. Однако, несмотря на то, что в школах учат, как появилось человечество, тема эта изучена еще не до конца. Существуют различные концепции происхождения человека, все они по-своему убедительны, и все они имеют слабые места.

Наибольшее распространение получила теория происхождения человека от обезьяны. Именно эта теория считается истинной, именно ее изучают в школах и вузах. Однако существуют и иные концепции, которые кажутся их сторонникам ничуть не менее убедительными, чем учение Чарльза Дарвина об эволюции и происхождении видов. В целом, их можно разделить на три группы: эволюционная теория, религиозные объяснения и теория стороннего вмешательства

Тайна происхождения человека интересовала людей во все времена. Пока ученые еще не могли дать ответ на этот вопрос, этот ответ легко давали религии. И сегодня многие предпочитают верить в то, что человек был создан по образу и подобию бога. Религиозные теории хороши тем, что не нуждаются в доказательствах, но пытливый ум вряд ли согласится принять на веру весьма спорную и никак не обоснованную информацию. Кроме того, религий на свете множество, и все они предлагают свои версии происхождения человечества.

Теорий стороннего вмешательства тоже немало. Объединяет их одно: все они объясняют появление на Земле людей действиями каких-то инопланетных существ – вольными или невольными. Мало кто из ученых принимает такие идеи всерьез, но сторонники концепции стороннего вмешательства могут привести немало доказательств того, что жизнь на Земле вообще, и человечество в частности, зародились лишь благодаря инопланетянам.

Была ли обезьяна?

Сегодня принято считать, что человек произошел от обезьяны или от так называемого общего предка человека и обезьяны. Интересно, что первым эту идею озвучил не Чарльз Дарвин, а француз Жорж-Луи де Бюффон в XVIII веке. Восторга у публики новая теория не вызвала: книгу «Естественная история животных» публично сожгли. Однако позднее Чарльз Дарвин смог обосновать возможность происхождения человека от обезьяны (или некого вымершего общего предка), доказав, что в физиологии и поведении человека есть многое от животных, что свидетельствует о родстве человека и других представителей животного мира.

Теория эволюции смогла объяснить близость человека и иных животных, в частности, обезьян. Со временем люди привыкли к тому, что обезьяны – их близкие родственники, хотя теория Чарльза Дарвина нравилась далеко не всем. Этот блестящий ученый относился к религии в высшей степени скептически, но такой взгляд в конце XIX века разделяли лишь немногие.

Кроме того, стройная теория эволюции имеет определенные слабые места. Например, непонятно, почему не удался ни один опыт по скрещиванию обезьян разных видов с целью выведения человека. А если человек произошел не от обезьяны, а от какого-то общего предка, то почему до сих пор не удалось определить, какой же из видов древних людей был настоящим предком человека. Несмотря на обилие находок, пока еще неизвестно точное название существа, от которого произошел человек, и его точные же характеристики. Это позволяет некоторым отрицать тот факт, что человек произошел от обезьяны в результате эволюции, предлагая другие, альтернативные теории.

Креационизм: человек был создан богом

С точки зрения религий все очень просто: человека создал бог. О практических деталях этой непростой операции большинство религий умалчивает – всемогущее божество, несомненно, нашло способ сотворить человечество.

Ортодоксальный креационизм (учение о создании человека высшими силами) отрицает любые научно доказанные факты. Доказательств сторонникам этой теории не требуется, поскольку религия основана на не научных доказательствах, а на вере. Теологи-эволюционисты балансируют на тонкой грани между наукой и религией. С одной стороны, они признают теорию эволюции , а с другой – полагают, что без божественного вмешательства этот процесс не мог бы осуществиться.

Креационисты регулярно оспаривают теорию эволюции, однако не могут предложить никаких научных обоснований божественного происхождения человека. И хотя самим религиозным людям такие доказательства не нужны, в научном мире креационизм не воспринимают всерьез именно из-за отсутствия каких-либо подтверждений.

Во всем виноваты инопланетяне

Доказательств того, что человек произошел от обезьяны, недостаточно. Доказательств того, что человек был сотворен богом, нет вовсе. В поисках альтернативных решений люди заглянули в космос – вдруг разгадка происхождения человечества кроется именно там?

Чаще всего в возникновении человечества «обвиняют» пришельцев. Относительно того, из каких соображений инопланетные жители населили Землю людьми, мнения разнятся. Кто-то считает, что инопланетяне просто заскучали и решили поразвлечься, выведя новый вид. По мнению других, инопланетные захватчики хотели вывести то ли домашних животных, то ли рабов, но у них ничего не вышло. Есть мнение, что люди появились в результате неудачных экспериментов.

Наконец, высказываются предположения, что когда-то космический корабль пришельцев потерпел катастрофу, и пассажиры были вынуждены обживаться на Земле – то есть современные люди стали потомками жителей других планет. По мнению одних, люди – это измельчавшие и деградировавшие в своем развитии инопланетяне. По мнению других, напротив, человек в своем развитии обошел предков. Третьи полагают, что человечество стало развиваться в совсем другом направлении, чем инопланетные прадеды.

Мария Быкова


C татья: Гипотезы происхождения человека.

Откуда мы? От Бога от Творца?
Когда нам в душу-искорку вдохнули?
А, может, облик нашего лица
Пришельцы с неба передать рискнули?
А вдруг, в начале жизни был контакт
Белка и поля – просто революция?
Иль Дарвин прав, когда издал трактат,
Что все-таки все дело в эволюции?
Конечно, очень интересно знать
Откуда, с неба мы или земные?
Но, главное, наверно понимать,
Что мы по крови братья все родные!

В.Ю. Кучарина

Происхождение человека на нашей планете - предмет многовековых дискуссий, в котором участвовало не одно поколение человечества и как результат существует множество гипотез о происхождение человека. Какая гипотеза имеет право на существование? Какая из них наиболее убедительна?

1. Религиозная гипотеза ()

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек - творение Высшего разума или попросту Бога.

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.
Ортодоксальная теология считает гипотезу творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой гипотезы, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства гипотезы творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.
С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм - это гипотеза, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает, прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Основная цель креационизма - способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.
Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма - это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития. Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется «научным креационизмом». Современные креационисты стремятся подтвердить тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре».

Пример: В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре» - если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных - около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось бы - для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

Сейчас у вас есть 2 минуты на заполнение соответствующей строки в индивидуальном бланке.

2. Эволюционная гипотеза.

Бурное развитие эволюционная теория получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвинымтеории эволюции. Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная гипотеза предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Ученые считают, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая - к человеку.

Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания, джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к жизни на земле. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции. Ученые считают, что от дриопитеки дали новую ветвь человекообразных это австралопитеки .

Австралопитеки

Австралопитеки - жили 6 млн. лет назад. Использовавли в качестве орудий (камни, палки). Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Человек умелый, Человек прямоходящий

Австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis, Homo erectus - человек умелый, человек прямоходящий. Жили примерно 3 млн. лет назад, умели изготавливать каменные орудия труда, охотились, использовали огонь. Зубы человеческого типа, фаланги пальцев сплющены, объем мозга 600 см 3.

Неандертальцы

Неандертальцы появились 150 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия, пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга вырос 1400 см 3 . Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Кроманьонцы

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления). На сегодняшний день ученые считают кроманьонцев прямыми предками человека.

Современные данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона - 76%, у человека и макаки - 66%. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. Однако исследование морфологических признаков свидетельствует о том, что больше всего сходства у человека с гориллой - 385. Далее идет шимпанзе - 369, орангутанг - 359 и гиббон - 117.

Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы.

Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

3. Космическая гипотеза (гипотеза внеземного вмешательства)

Согласно этой гипотезы, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте люди прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты:

    скрещивание иномирян с предками людей;

    порождение человека разумного методами генной инженерии;

    создание первых людей гомункулярным способом;

    управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

    эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований. С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.

С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.

Первым разработчиком гипотезы палеовизита стал ученый Агрест . Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.

В последние десятилетия гипотеза палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности. И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.

На сегодняшний день в мире распространено множество различных гипотез происхождений человека.

Но ясно и очевидно лишь одно, что, ни одна из существующих гипотез происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера, в ту или иную гипотезу.