Какие овощи зимой садят дети средней группы. Правила организации огорода в детском саду

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают выращивают из семян.

Расширить знания и представления детей о полезны свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец), их строении и условиях, необходимых для роста.

Продолжительность : месяц (краткосрочный)

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород для посадки лука и наблюдать за его ростом.

Цель: ф ормирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука, в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород;
  • Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
  • Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод. Способствовать формированию навыка посадки луковиц на перо;
  • Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;
  • Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь;
  • Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире;

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется умение сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания;

Сформируется навык подмечать пользу и красоту зелёного лук;

Дети изучат один из способов посадки лука в комнатных условиях, сформируются знания и представления о строении лука.

Создание дневника наблюдений за луком на подоконнике.

Все участники проекта (дети, родители, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Образовательные

области

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Социально - коммуникативное

развитие

Воспитывать любовь к труду, желание трудиться.

Развивать коммуникативные навыки.

Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях; фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

П ознавательное

развитие

Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород.

Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод;

Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.

Речевое развитие

Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

Художественно-

эстетическое

развитие

Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный : определение целей и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в огороде на подоконнике, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, творческая деятельность).

3.Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, инсценировка сценки «Спор овощей».

1 этап – подготовительный.

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия реализации проекта «Огород на подоконнике».

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Практическая деятельность:

ООД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития лука (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки;

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки лука с натуры по этапам роста в дневнике наблюдений.

Беседы: «Почему от лука плачут», «Условия, необходимые для роста лука».

ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Витамины для здоровья»

ООД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Лук»

Дидактические игры: «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «От какого овоща эта часть», «Узнай на ощупь».

Подвижные игры: «Собери овощи в суп», «Бабушкины помощники».

Сюжетно –ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки».

Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах

Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Приключение Чиполлино», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла», Л. Серова «На грядке». И. Ревю «Вырос лук», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей»

Речевое развитие: «Составление рассказов по карточкам-схемам «Об овощных культурах», пересказ сказки «Три брата луковки».

Социально-коммуникативное развитие: развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе, воспитывать трудолюбие, старательности, аккуратности, бережного отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

3 этап – заключительный.

1. Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома.

2. Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

  • дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали;
  • в группе был создан огород на окне;
  • вели дневник наблюдений за ростом лука;
  • дети стали более уважительно относиться к труду;
  • все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

3.Инсценировка сценки «Спор овощей»

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на окне»

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне. 3.Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закреплений знаний о растениях (овощах).

Итог проектной деятельности.

Дети узнали, что все растения живые и что для их роста и развития необходимы определенные условия. В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений.

По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука дети употребляли во время обеда.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.

В консультации коротко рассказывается о том, как правильно выбрать овощи для посадки в соответствии с возрастом детей, размер грядок, правила и сроки посева и пересадки, глубина заделки, о правилах ухода за растениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ: «Как устроить огород в детском саду».

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.

На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50 -60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки.

Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.

Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур - ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять для них семена салата, моркови, репы.

На огороде для средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Посев и посадка овощей

Семена для посева должны быть чистосортными, иметь хорошие посевные свойства. Основные показатели посевных качеств семян - это всхожесть, чистота и низкая влажность. Для ускорения появления всходов семена намачивают и проращивают. Семена моркови, лука, свеклы стоят 1-2 сут., огурцов, капусты, редиса, салата, кабачков - 8-12 ч, гороха - 2-6 ч.

Сроки посева (для северо-западной зоны).

Сроки посева для растений различны. Морозостойкие культуры (морковь, петрушка, салат, редис, укроп) высевают с самого начала полевых работ - с первой половины мая, так как всходы этих растений могут выдерживать небольшие весенние заморозки. Семена зонтичных (морковь, петрушка, укроп) и лук долго не прорастают, поэтому их сеют раньше большинства культур, чтобы они успели прорасти до просыхания верхнего слоя почвы.

При температуре +5, +8° производят посев и посадку лука-севка, картофеля, репы, редьки, брюквы, а также высаживают в грунт рассаду капусты.

Культуры, требовательные к теплу (огурцы, тыква, кабачки, помидоры, фасоль), сеют и сажают рассадой тогда, когда температура почвы поднимается до +10° и минует опасность весенних заморозков.
Для получения более раннего урожая овощей применяют подзимние посевы. Их проводят с таким расчетом, чтобы семена не проросли до замерзания почвы, так как осенние всходы погибают от зимних морозов. Обычно сеют их во второй половине октября. Под зиму можно сеять редис, петрушку, морковь, салат, укроп, шпинат, сажать лук-севок, чеснок.

Глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от их размеров, времени посева и влажности почвы. Чем мельче семена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см. Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться и сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см.

Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Уход за растениями. Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними.

После дождя или искусственного полива почва уплотняется и часто образуется корка. Особенно страдают от этого всходы зонтичных, лука и свеклы. Корку разрушают рыхлением. Сорняки приносят вред растениям. Они более приспособлены к борьбе за свет, влагу и пищу, чем культурные растения.

Прополка, прореживание и правильная агротехника - основные условия борьбы с сорняками. Большое значение имеет и удаление сорняков на прилегающих дорогах и канавах до их цветения. Мульчирование, т. е. покрытие поверхности почвы навозом, торфом, перегноем, предохраняет посевы от сорняков и улучшает физико-химические свойства верхнего слоя почвы.

При выращивании овощных растений очень важной является борьба с вредителями и болезнями. Первое место среди вредителей занимают насекомые, затем млекопитающие (грызуны), паукообразные (паутинный клещ), мягкотелые (слизни), некоторые черви (свекловичная нематода). Многие бактерии и грибы вызывают заболевания растений.

Для борьбы с вредителями на участке можно применять профилактические методы, механические и биологические. Профилактические методы имеют большое значение, особенно соблюдение севооборотов - правильное чередование культур с учетом их биологических особенностей. Важное значение имеет предпосевная обработка почвы, а также соблюдение сроков посева семян.

Крестоцветные, особенно капуста, сильно повреждаются гусеницами капустной белянки. Гусениц собирают с растений и затем уничтожают (механический метод).

Биологические методы борьбы с вредителями должны занять ведущее место. Это, прежде всего охрана и привлечение насекомоядных птиц (развешивание на участке искусственных гнездовий и зимняя подкормка птиц). Хорошие результаты дает привлечение на участок жаб, истребляющих голых слизней.


Любого начинающего дачника интересует вопрос, что посадить на огороде. Ведь культур, выращиваемых в нашей стране, существует очень много. Кроме того, недостаточно просто посадить и выращивать на огороде все овощи и зелень подряд. Необходимо учитывать и некоторые нюансы, например, правильное «соседство» растений. Также важно знать, где именно следует посадить ту или иную культуру на участке, ведь одним растениям требуются светлые места, а другим — тень. Если огородник будет знать все нюансы посадки растений на дачных грядках, то он получит и красивый участок (а цветы великолепно украсят его ландшафтный дизайн) и хороший урожай.

  1. Начертите план своего участка на миллиметровой бумаге, в масштабе. Формат не меньше А3. Не нужно делать набросок от руки на коленке, сделайте точные замеры. Вам потребуется рулетка и помощник.
  2. Обозначьте на схеме участка все постройки, имеющиеся и планируемые: дом, сарай, хозяйственные помещения, качели, беседки, зону барбекю или бассейн, все цветочные клумбы, компостную кучу. Отдельно отмечаем виноградник (если он есть или планируется).
  3. Сделайте копию плана участка, например, на кальке или перерисуйте, ксерокопируйте, так как вариантов может быть несколько.
  4. На всем свободном от построек и клумб пространстве выделите зоны по освещенности: наиболее солнечные места и тенистые. Для этого потратьте день и внимательно присмотритесь, куда падает тень от деревьев и построек.
  5. Отметьте источник воды.
  6. Выберете места, где можно поставить парники или теплицу – это самые широкие территории. Учитывайте расстояние на дорожки и междурядья. Проход для тачки должен составлять не менее 50-60 см, чем больше участок, тем большую ширину дорожек можно себе позволить. Но если участок маленький, все зависит от ваших аппетитов: готовы вы обойтись 30- сантиметровыми проходами между грядок или вам нужно больше, чтобы развернуться во время прополки.
  7. Если вы составили большой список планируемых посадок на огороде, лучше сделать больше узких грядок 45-60 см, чем широкие метровые.

Оптимальные размеры грядок

Грядки нужно планировать таких размеров, чтобы за ними было легко ухаживать: сеять, сажать рассаду, полоть и тянуться с лейкой.

Поэтому идеальные размеры - это ширина 80 см, длина - 3-4м, высота 35 см (для грядок с ограждением). Если у вас много помощников детского возраста, например, на каникулах прополкой помогают заниматься внуки и дети, то лучшая ширина – 70 см.

При таких размерах всем удобно дотягиваться рукой с каждой стороны междурядий до середины грядки.

Максимально допустимая ширина грядки – 1 м, под капусту, которую сажают в два ряда можно отвести 100-120 см. Ширина междурядий – минимум 30 см, оптимально 40 см, если к грядке должна подъехать тачка, то 50 см. Эти размеры под небольшой огород, где дорог каждый сантиметр. Если ваш участок довольно большой, смело оставляйте проходы шириной 60-80 см.

Что вырастить на огороде

Вот мы и подошли к тому моменту, когда грядки распланированы, пора определиться, что сажать. Составляем пожелания членов семьи и смотрим на список:

  • Помидоры
  • Перец болгарский и острый
  • Огурцы для консервирования и для салата
  • Свёкла
  • Морковь
  • Лук на зиму и для консервирования
  • Капуста белокочанная ранняя, средняя, поздняя,
  • Капуста цветная
  • Кольраби
  • Редис,
  • Дайкон
  • Чеснок
  • Кабачки
  • Патиссоны
  • Тыква
  • Фасоль
  • Салат листовой
  • Салат кочанный
  • Укроп
  • Петрушка
  • Арбуз
  • Горох
  • Кукуруза
  • Ранний картофель
  • Земляника

Да, списочек вышел длинный… Что же делать? А вот теперь нам нужно вычеркнуть лишнее. Для начала оговоримся, что мы выращиваем не для продажи, а для себя. Коммерческий огород – это совсем другая статья.

Поэтому если территории сада и планируемых грядок явно не хватает для желаемого списка, нужно вычеркивать лишнее по принципу целесообразности и выгодности выращивания.

Например, картофель - для обеспечения семьи картофелем на зиму нужен не огород, а отдельное картофельное поле, участок. Но вполне можно вырастить ранний картофель, на то время, когда в магазинах он чрезвычайно дорогой, а в подвале остался уже мягкий и проросший. При этом вам достаточно посадить всего с десяток кустов, чтобы обеспечить на месяц картошкой семью из 3-4 человек (условно).

Из всего списка желаемых овощей и ягод вычеркивайте по принципу, более удобному лично для вас:

  • которые труднее всего выращивать
  • которые дешевле всего стоят на рынке или в магазине (проще купить)
  • которые требуют больше времени, чем вы можете им предоставить
  • которые сложнее обеспечить нужной температурой, светом и водой
  • которые несовместимы с остальными, очень вам нужными культурами

Урожайность тех или иных огородных культур очень различна, некоторые занимают большую площадь, но дают небольшой урожай, например, горох. Урожайность у него сильно зависит от сорта, места занимает много, и по большому счету удается хороший горох далеко не у всех.

Или кукуруза – занимает приличную территорию, урожайность её не оправдывает, если участок маленький. Кроме того, кукуруза мало кому нравится из овощей – не терпит её виноград и свёкла.

А вот редис – культура нетребовательная и очень выгодная. Ранние овощи всегда очень дорогие, но самые желанные, а такие как редиска, сочетающиеся со многими овощами и ягодами, очень оправданны. Это же касается листового салата, базилика. Укроп вообще может не выращиваться специально – отлично заполняет участки сада самосевом, где ему удобно.

Если у вас маленький ребенок, склонный к аллергии или по какой-либо причине вынужденный обходится диетическим питанием, возможно, вам нужно отказаться от определенных культур, например, пряностей, бобовых (кроме сидератов), дайкона и аллергенных ягод, но выделить солнечную грядочку под арбузы, дыни или больше грядок засадить цветной капустой.

Или взять такой овощ как баклажан – выращивать его несложно, место на огороде найти тоже, и выгоднее вырастить, чем купить - цены на баклажаны высокие круглый год, а овощ идет во множество закусок и солений.

И все-таки главным критерием, определяющим, что посадить на даче, остаются климатические условия, ведь заставить плодоносить в тени растение, требующее много света просто не возможно. При всем желании, вам не вырастить арбузов, если участок не солнечный и теплый.

Таблица посадок

Название овоща

Когда сажать

Как сажать

Когда собирать урожай

В конце апреля - начале мая Семена сеют на глубину 2 см, ширина междурядий - 25 см. Чтобы ускорить появление восходов, семена перед посевом надо подержать во влажной ткани 2-3 дня. Через 2 месяца
Шпинат С марта по май Посев проводится отдельными семенами в бороздки на глубину 1,5-2 см, ширина междурядий 30 см. Через 8-10 недель, поздние сорта через 12.
Чеснок сажают под зиму и ранней весной. Чаще всего размножают зубками. При подзимней посадке сажают на глубину 5-8 см. Весной на глубину 3-4 см двух-трех-строчными лентами. Расстояние между строчками 12-15 см, между лентами – 50, между растениями – 5-8 см. В июле – августе, при подсыхании листьев и образовании на луковице сухих пленчатых листьев обертки.
Фасоль Май-июнь Семена перед посадкой замачивают на ночь. Высевают двустрочными лентами: между строчками 20-30 см, между лентами 50 см, в ряду через 7,5-10 см или однострочными рядами через 45-60 см. Глубина заделки семян 2 см на плотных почвах, 5 см — на рыхлых. Через 8-12 недель после появления всходов.
Апрель Для получения ранних всходов семена замачивают в воде на 2-3 дня (воду 3 раза в сутки меняют) с последующим их подсушиванием. Высевают укроп на ровной поверхности, на глубину 1,5 см, с расстоянием между рядками 15-20 см. Через 30-40 дней после посева.
Тыква В марте-апреле на рассаду. В грунт в мае. Семена надо прорастить. Сначала садится рассада, которая потом высаживается в открытый грунт. Скороспелые сорта через 90-100 дней от всходов, позднеспелые через 110-130 дней.
Обычно садится через рассаду. 50-60-дневную рассаду высаживают в открытый грунт. Сажают томаты на грядах, гребнях или ровной поверхности. Корни засыпают землей до семядольных листьев. Сильно вытянувшиеся растения ставят наклонно, вершиной к югу, погружая в грунт на 1/4 или 1/3 ее высоты, оставляя над поверхностью часть стебля с листьями высотой 20-25 см. Нижнее соцветие должно оставаться над поверхностью почвы. Через 90-125 дней после всходов.
Свекла Май Для ускорения прорастания семена за 2-3 дня до посева замачивают в теплой воде. Семена кладут в бороздки, сделанные на расстоянии 15-20 см друг от друга. В сентябре — начале октября, до наступления сильных заморозков.
Редис Начало апреля Сеют в бороздки, с расстоянием в рядках 8-10 см, на глубину 1,5-2 см. Раннеспелые сорта через 18-21 дней от полных всходов, позднеспелые через 40-45.
Петрушка В конце апреля, в конце июня – начале июля, в конце октября, начале ноября При весеннем посеве семена петрушки высевают на глубину 2-2,5 см. Летний посев проводят замоченными семенами на хорошо увлажнённой, почве. Через 60-70 дней от всходов.
На рассаду в феврале –начале марта. В грунт в конце мая –начале июня. Семена замачивают на 2 суток. После высаживают на рассаду. 60-дневную рассаду пересаживают в открытый грунт. Плоды срывают выборочно, не одновременно. Некоторые сорта сладких созревают уже в августе.
Май Перед посевом семена замачивают на 12 часов. Высевают семена строчками, на глубину 2-2,5 см, в строчке растояние 8-10 см, между строчками 50-70 см. Через 45-50 дней от восходов.
Морковь Во второй половине апреля Чтобы получить ранние всходы, семена замачивают на 1-2 дня, затем неделю выдерживают во влажном состоянии, пока они не наклюнутся. На грядах шириной 1 м размещают четыре ряда моркови с междурядьями 28-30 см. Ранние сорта созревают через 60-80 дней, поздние через 80-115 дней.
Кукуруза Конец апреля — май Высевают семена рядами с расстоянием между ними 70 см и 25-30 см между растениями, глубина посева – 6-8 см Ранние сорта созревают через 60-70 дней, поздние – 102-105 дней.
Картофель Май Размножается пророщенными клубнями. Оптимальная глубина посадки на легких почвах – 10-12 см, среднесуглинистых и тяжелых – 8-10 см, расстояние между клубнями – 25 — 30 см. Ширина междурядий – 60-70 см. Раннеспелые сорта созревают уже в середине июля. Среднеспелые и поздние сорта – в августе-сентябре или в первой половине октября.
Цветная капуста С 15 по 30 марта, далее с интервалом в две недели до конца мая – посев семян.
С 25 апреля по 10 мая, далее с интервалом две недели до 10 июня – высадка в открытый грунт.
Предпочтительнее сажать через рассаду. Рассаду высаживают в открытый грунт через 6-7 недель после появления всходов, в несколько сроков. Рассаду высаживают на грядку в 2 ряда, расстояние в ряду 30-40 см, между рядами 50-55 см. Глубина посадки по первый настоящий лист.
Безрассадный способ – высевают по 3-5 семян в лунку, лишние всходы продергивают или рассаживают.
Скороспелые сорта через 85-90 дней от всходов, позднеспелые черех 120-130 дней.
Пекинская капуста Под пленку – начало апреля, в открытый грунт – конец апреля-начало мая. Садят или через рассаду, или посевом семян в грунт. При посеве семян в открытый грунт их размещают на грядах в 3 ряда с междурядьями 35-40 см. Сеют гнездами через 35-40 см. В каждое гнездо заделывают по 4-5 семян. После всходов прореживают, оставляя по два, а затем по одному наиболее развитому растению. Капусту, высаженную под пленку, можно собирать уже в июне.
Брюссельская капуста На рассаду в марте-апреле. В грунт в в мае-июне. Высаживается через рассаду. Сажать капусту следует на расстоянии 90 см друг от друга, так чтобы ее нижние листья находились над уровнем почвы. После того, как растения будут пересажены, их нужно хорошо полить. Сентябрь – октябрь
Белокочанная Конец апреля – май. Высаживается через рассаду. Через 50-60 дней рассада пересаживается в открытый грунт. Созревает через 100-170 дней (в зависимости от сорта).
На рассаду в конце апреля. В грунт в конце мая-начале июня. Выращивается рассадным и безрассадным способом. Рассаду высаживают в грунт через 20-25 дней. Семена перед посевом замачивают на 3 суток. Глубина заделки семян на легких почвах 5-6, а на тяжелых 3-4 см. Через 60-70 дней.
Горох Конец апреля, далее с интервалом в две недели до начала июля. Семена можно замачивать, а можно и сажать сухие. Плоской тяпкой вдоль грядок делается борозда шириной 15-25 см. Разбросайте горошины на расстоянии 5-8 см друг от друга по всей площади борозды. Далее присыпьте их землей с бортиков, чтобы горошины оказались на глубине не более 5 см и обязательно уплотните землю сверху тыльной стороной грабель. Через 7-14 недель (в зависимости от сорта).
Сельдерей корневой На рассаду в начале марта. В грунт в конце мая. Садится через рассаду. Семена перед посадкой замачивают. Особенность семян сельдерея заключается в том, что их нельзя сильно присыпать землей, они должны быть на поверхности, при ярком освещении. Через 60 дней рассаду высаживают в открытый грунт. Чаще всего сельдерей высаживают на грядки с расстоянием между рядами 65 см, между растениями в ряду 20 см. Скороспелые сорта выращивают по схеме 40х40 см, на обычной грядке можно разместить три ряда растений. Среднеспелые сорта сельдерея высаживают по схеме 50-60х20-30 см. Через 170-180 дней.

Какие культуры совмещаются друг с другом на огороде

Перед посадкой культур необходимо ознакомиться с информацией, касающейся совместимости культур. Ниже представлен перечень главных культур и растений, которые можно совмещать, а которые лучше сажать на отдалении друг от дружки.

Огурцы. С этим овощем хорошо сочетаются:

  • салат,
  • редис,
  • подсолнух,
  • кукуруза,
  • помидоры,
  • горох.

Плохая совместимость у огурцов с:

  • шалфеем,
  • фенхелем,
  • укропом,
  • мятой.

Томаты. Допускается соседство с:

  • чесноком,
  • морковью,
  • шпинатом,
  • луком,
  • кукурузой,
  • капустой,
  • петрушкой.

Рядом с помидорами лучше не высаживать:

  • картошку,
  • свёклу,
  • фенхель.

С капустой рядом можно посеять:

  • свёклу,
  • картошку,
  • фасоль,
  • мяту,
  • укроп.

Плохо соседствуют эти овощи с:

  • помидорами,
  • земляникой.

Баклажаны можно сажать около любых овощей (к примеру, цветная капуста), но лучшими соседями считаются:

  • бобовые,
  • ароматные травы.

Картофель предпочитает соседство с:

  • капустой,
  • редисом,
  • кукурузой,
  • фасолью,
  • салатом.

Рядом с картошкой не стоит сажать:

  • помидоры,
  • тыкву,
  • огурцы.

Морковь хорошо совмещается с:

  • луком,
  • помидорами,
  • шалфеем,
  • чесноком,
  • фасолью,
  • редисом.

А вот укроп с морковью комбинировать не желательно.

Лук отличается совместимостью с:

  • капустой,
  • морковью,
  • свёклой,
  • салатом,
  • редисом,
  • земляникой.

Плохими соседями являются:

  • фасоль,
  • горох.

Перец совмещаем с:

  • базиликом,
  • кориандром,
  • морковью,
  • луком.

Желательно исключить с:

  • Фенхелем,
  • фасолью.

Редис спокойно реагирует на соседство с любыми овощами.

Салат. Станет хорошим соседом для:

  • земляники (клубники),
  • свёклы,
  • гороха,
  • помидоров,
  • капусты.

С петрушкой салат уживается плохо, а вот с хризантемами – отлично.

Свёкла. Имеет хорошую совместимость с капустой, а вот с помидорами и фасолью соседствует плохо.

Фасоль. Нормально развивается, соседствуя с:

  • капустой,
  • свёклой,
  • томатами,
  • тыквой,
  • морковью.

Плохо совмещается с:

  • луком-пореем,
  • чесноком.

Чеснок , при возможности, прекрасно выращивается рядом с .

Цветы на дачном огороде

Многие считают, что огород – это место исключительно для посадки овощей. Однако, есть отличные исключения. Цветы также можно посадить на грядках, но все подряд, а полезные, например:

  • бархатцы (по краям рядков),
  • лекарственную ромашку,
  • тысячелистник,
  • настурцию,
  • валериану,
  • мяту.

Эти растения можно посадить на небольших сделанных клумбочках или на торце рядков.

Декоративный огород

Участок, засаженный растениями, даёт волю проявить свою фантазию (не всё же, в конце концов, упирается в пропитание). Каждый сам создает свой огород. Ведь совсем не обязательно, чтобы на нём присутствовали только овощи и ягоды. Для красоты тоже можно выделить немного места. Тем более что некоторые цветы, например, настурция или бархатцы, способны соседствовать с разными культурами. Тут все зависит от площади доступной территории и фантазии дачника.

Посадки можно разместить так, чтобы получился симметричный узор, интересные живописные группы или концентрические круги.

В месте, где постоянно царит тень, можно поставить скамейку или устроить беседку, посадить декоративные папоротники и лучшего места для отдыха в итоге найти будет невозможно.

Эффектным фоном могут стать занавесы из высоких растений, которые радуют обильным и ярким цветением:

  • декоративный подсолнечник,
  • вьющаяся спаржевая фасоль,
  • топинамбур,
  • мальва,
  • георгины и прочие.

Планировка огорода является довольно непростым, но очень увлекательным занятием. Если подходить к этому процессу творчески, всё тщательно продумать и просчитать, то сможете посадить всё задуманное, и дачные грядки станут предметом вашей гордости.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Посадка овощей в нашем огороде»

Цель:

1.Формировать представление о внешнем виде семян гороха (круглое, гладкое, бугристое, желтое, зеленое) и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить)

2.Воспитывать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, проговаривать потешки.

3.Учить детей сажать семена разных размеров.

4.Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.

5.Учить дружескому отношению детей друг к другу.

Задачи:

1: Развивать у детей интерес к природным объектам.

2.Активизировать словарный запас детей.

3.Развивать представление о среде обитания6 сад-огород.

4.Формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения.

5.Воспитывать трудолюбие, навыки сотрудничества, инициативность.

6.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок об овощах, замачивание семян, наблюдение за ними, рассматривание иллюстраций овощей и фруктов, просмотр сказки «Репка», «Как грибы с горохом воевали».

Материал и оборудование

Стаканчики с водой, 2 разных стаканчика с землей, влажные тряпочки, семена гороха, картинки с изображением трудового процесса, палочки, лопаточки.

Ход занятия

Восп. - Отгадайте загадку

Надевает папа кепку

И выходит из избы4

Справа он сажает репку

Слева свеклу и бобы

Тут везде рядами грядки

Будет урожай в порядке. (Огород)

Восп. - Давайте вспомним, что растет на огороде.

1.На грядке желтый и зеленый, а в кадке желтый и соленый (огурец)

2.Как на нашей грядке выросли загадки-сочные, да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры)

3.Светло-зеленый блестящий бочок солнцу подставил крепыш (кабачок)

4.Расту в земле на грядке, я красная, длинна, сладкая (морковь)

5.Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста)

6.Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

7.Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло (свекла)

8.Крулый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко.

Что же это…(репка)

Восп. - Сегодня мы с вами отправимся на огород, нас там ждут удивительные приключения.

(Под музыку «Огород»)

Как одним словом назвать то, что растет на огороде?

Овощи.

Для чего мы их сажаем?

Чтобы кушать.

Чем полезны овощи? Что в них содержится?

Витамины.

Прослушайте стихотворение и скажите, что дают нам витамины?

(Чтение стихотворения)

Витамины-ценные вещества

Без них мы никуда.

Чтоб здоровым, сильным, крепким быть.

Нужно с витаминами дружить.

Витаминов много, их не перечесть.

Но самые главные среди них есть.

Без них не может организм существовать,

Учится, работать, отдыхать.

Что дают нам витамины?

Красоту, здоровье, силы, хорошее настроение.

Правильно, чтоб здоровым сильным быть надо овощи любить. Все без исключения, в этом нет сомнения.

Ну что ребята, вы убедились, что овощи полезны.

Да.

Игровая ситуация «Как растут овощи»

Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи. Я возьму вот такой помидор.

(Воспитатель показывает настоящий овощ)

Кладу его на грядку и засыпаю землей, проходит некоторое время и на грядке вырастает много помидоров.

Почему вы на меня так смотрите? Я что то не так делаю или говорю?

Так не бывает. Это не правда.

А кто мне скажет, как бывает?

Давайте вспомним. Что мы с вами уже сажали на огороде?

Помидоры, огурцы.

Как мы это делали?

Брали семя и сажали в землю.

Откуда берется семя?

(Показ воспитателя. Разрезает помидор и достает семя).

Слайд

    Сначала берут семечку, сажают в землю.

    Поливают их, из семян вырастает росток.

    Затем росток вырастает в стебель и уже на стебле появляются плоды.

    Плоды растут, созревают, их можно есть.

Все верно, вы умницы.

Ребята, на Руси даже сказки про овощи сочиняли.

Какую сказку вы знаете?

Репка.

Посмотрите фрагмент из сказки, и назовите какой овощ в ней встречается? (Сказка «Как грибы с горохом воевали»)

Горох.

Правильно, горох. Какой горох?

Вкусный, зеленый, полезный.

А вы хотели бы вырастить такой же горох?

Да.

Давайте сначала поиграем.

Физминутка (песенка «Веселый огород»)

Посмотрите, перед вами две горошины: одну мы замочили в воде, а другую нет. Чем они отличаются?

(Рассматривание и сравнение)

Как вы думаете, какая горошина быстрее прорастет?

Почему?

Кто мне скажет, какие условия мы сделали чтобы горошина проросла?

Свет, вода, воздух, тепло.

Правильно.

(Схема)

Мы еще один эксперимент проведем. В зеленый стаканчик мы с вами посадим замоченную в воде горошину, а в прозрачный не замоченную. И посмотрим какая горошина быстрее прорастет.

Прежде чем заняться посадкой гороха разомнем пальчики.

Я горох держу в руке

Зажимаю в кулаке

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

Берем зеленый стаканчик, делаем не глубокую ямку в земле палочкой. Самое главное нужно правильно посадить горошину, посмотрите как я это делаю. Аккуратно присыпаем землей горошину.

Нашей горошине там тепло и уютно.

Какое еще условие надо создать, чтобы горошина проросла?

Полить.

Чем будем поливать?

Водой.

Какая вода?

Прозрачная, бесцветная, без запаха.

Правильно.

Ребята, а чтобы горошины быстрее проросли, мы создадим эффект парника, накроем сверху стаканчики пленкой.

Повторим хором парник.

В нашей таблице наблюдений давайте отметим когда мы посадили горошины, в каком из стаканчиков быстрее появятся ростки, цветы и плоды.

А сейчас вместе скажем.

Ты горошек уродись, над землею поднимись, с пышными цветами, с крупными стручками.

После посадки нам необходимо вымыть руки.

А сейчас мы отправляемся в группу.

(Под музыку возвращаемся в группу на стульчики)

Где мы с вами побывали?

В огороде.

Что посадили?

Горох.

Справились с заданием?

Да.

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам. Место для огорода выбирают на открытом, не затененном пространстве, ближе к хозяйственному двору. Площадь огорода рассчитывается из расчета 0,5 м2 на ребенка (для старших детей несколько больше). Грядки разбиваются шириной 60—70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Длина грядки 2,5—3 м. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см. Прокладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвести место, где можно поставить стол и скамейки.
На огороде выращивают районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.
Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.
В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.
На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень, артишок, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.), плодовые (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.), корне- и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль, сахарная кукуруза).
Следует выделить место для выращивания хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).
Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.
Характеристика овощных культур, которые часто выращиваются на огороде детского сада
Кресс-салат широколистный (семейство Капустные, Крестоцветные). Растение скороспелое, холодостойкое. В открытый грунт высевают рано. Посев можно повторять с интервалом в 7—10 дней. Сеют кресс-салат на плодородных почвах однострочно с междурядьями в 45 см. Всходы прореживают, оставляя растения в ряду на расстоянии 8—10 см. Пригоден для употребления в пищу через три недели после появления всходов.
Салат кочанный (семейство Астровые, Сложноцветные). Оптимальная температура для выращивания 15—20 "С. Морозостоек. Не выносит затенения. Растет хорошо на плодородных незакисленных почвах. Высаживают рассадой или семенами. Уход заключается в рыхлении междурядий, прополке и поливе.
Растение целебное. Успокаивающе действует на нервную систему, улучшает сон, стимулирует пищеварение.
Ревень (семейство Гречишные). Многолетнее растение с высоким — до 2 м — прямостоячим стеблем. Листья прикорневые, мощные, на длинных черешках. Возделывают по всей стране. Под ревень отводят чистую от сорняков, хорошо удобренную грядку. Размножается вегетативно. Весной или осенью 4—5-летнее растение делят на части, каждая из которых должна иметь 1—2 почки. За лето 2—3 раза выламывают листья с черешками (не более 2/3 от общего количества).
Из черешков прикорневых листьев готовят варенье, цукаты, компот, используют как начинку для пирогов.
Укроп (семейство Сельдерейные, Зонтичные). Многолетнее растение, стебель высокий (48—155 см), прямостоячий, ветвистый, круглый, гладкий, с восковым налетом. Листья очередные, перисторасчлененные, прикорневая розетка высотой 18—36 см из 6—12 листьев. Соцветие — сложный, многолучевой зонтик. Цветки мелкие. Семена сплюснутые, овальные или удлиненно-овальные, от светло- до темно-коричневого цвета. Возделывают на всей территории страны. Зеленую массу наращивают в течение месяца. Светолюбив и холодостоек. Сроки и способы посева зависят от почвенно-климатических условий. Перед посадкой семена замачивают теплой водой, меняя ее 3—4 раза. Уход заключается в рыхлении междурядий, в поливе.
Повседневное употребление укропа повышает аппетит, свежие листья укропа богаты витаминами.
Щавель (семейство Гречишные). Многолетнее растение, возделывается как двулетнее или трехлетнее. Стебель до 1 м, прямостоячий, бороздчатый. Прикорневые листья черешковые, продолговатые, у основания — копьевидно-заостренные; стеблевые — узкие, сидячие. Цветки мелкие, красновато-желтые, собраны в игольчатое соцветие. Растение раздельнополое, однодольное или двудольное. Плод — трехгранный орешек. Высевают весной, летом или под зиму в плодородную землю. Почва должна быть слабокислой, водопроницаемой. При уходе выпалывают сорняки, поливают. Срезают листья, достигшие 8—10 см. После срезки листьев растение подкармливают жидкими удобрениями.
Щавель улучшает пищеварение, обладает противоцинготными свойствами, улучшает обмен веществ.
Лук-батун (семейство Луковые). Листья полые, трубчатые. Цветочная стрелка высотой 20—60 см заканчивается шаровидным простым зонтиком. Цветки неокрашенные. Размножается семенами или вегетативно — делением куста. Растение зимостойкое. Ранней весной, как только сойдет снег, листья начинают отрастать и через месяц готовы в пищу. Уход — прополка, рыхление. Осенью после первого мороза срезают и удаляют все листья. Хорошее противоцинготное средство.
Лук репчатый (семейство Луковые). Двулетнее растение с крупной луковицей, состоит из сочных, образованных из утолщенных влагалищных листьев-чешуй. В них все питательные вещества. Сверху луковица покрыта двумя-тремя сухими чешуями. Листья трубчатые. Цветочная стрелка заканчивается соцветием-зонтиком из 300—400 мелких цветков. Плод — коробочка с двумя черными семенами (чернушка).
Выращивают как однолетнее или двулетнее растение, а также вегетативным размножением. При первом способе из семян получают лук-репку; при втором выращивают севок (маленькие 0,7—2 см луковички), а из него на следующий год — лук-репку; третьим способом высаживают некрупные (10—20 г) луковицы.
Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в прополке, поливе. Отзывчив на фосфатно-калийные удобрения.
Белокочанная капуста (семейство Крестоцветные). Двулетнее растение, имеющее листья от мелких до крупных, лировидные, цельные, от светло-зеленого до фиолетового цвета, сидячие или с черешками. На второй год из почек на кочерыжке вырастают цветоносные побеги. Соцветия длинные, цветки средние и крупные, желтые или белые. Плод — стручок. Семена до 2 мм, шаровидные.
Растение светолюбивое, требующее длинного дня. Выращивают рассадой на плодородной почве. Не рекомендуются кислые почвы. Уход состоит в рыхлении междурядий, прополке, подкормке и поливе.
Широко используется в кулинарии. В народной медицине капусту применяют как наружное средство при ожогах, ушибах, воспалительных процессах, при головной боли.
Кабачок (семейство Тыквенные). Это — разновидность твердокорой тыквы. Листья крупные, цельные или рассеченные. Плод короткий, цилиндрический, белого, светлых оттенков зеленого цвета. Цветки крупные, желтые. На юге выращивают в открытом грунте на легких, плодородных почвах. На северо-западе выращивают под пленочным укрытием. Сеют семенами или рассадой.
Огурец (семейство Тыквенные). Стебель (плеть) прямостоячий, достигает длины до 2 м. Листья очередные. Цветки средней величины, желтого цвета. Выращивают повсюду. Хорошо растет под пленочным укрытием. Теплолюбив, благоприятная температура 25—30 °С. Требователен к влажности почвы и воздуха. Лучшими для этой культуры являются легкие почвы, богатые органическими веществами.
Огурцы улучшают аппетит, снижают склонность к ожирению.
Томат (семейство Пасленовые). Стебель высотой от 30 см до 2,5 м. Цветки собраны в соцветие-кисть. Листья рассеченные, с сильным специфическим запахом. Плод — многогнездовая сочная ягода, от желтого до темно-фиолетового цвета, круглой формы. Плоды расположены в кисти. Семена плоские, треугольно-почк<> видные, густоопушенные.
Томат хорошо растет на супесчаных и легких суглинистых почвах. На юге сеют сразу в грунт. В северных районах высаживают рассадой в парники.
Морковь (семейство Сельдерейные, Зонтичные). Двулетнее растение, возделывается от Заполярья до южных границ. Наиболее распространенный сорт — Нантская. Требовательна к качеству обработки почвы, которая должна быть постоянно рыхлой. Лучше вырастает на супесчаной или суглинистой почве. Семена прорастают очень медленно, поэтому высевать необходимо рано или под зиму. Требует частых поливов, особенно в начальной стадии развития.
Редис (семейство Капустные, Крестоцветные). Корнеплод белый, желтый, розовато-красный и с белым кончиком, круглый или цилиндрический. Высевают на плодородных почвах как можно раньше весной. Семена можно наклеить мучным или картофельным клейстером на узкие полоски бумаги, которые раскладываются в бороздки и присыпаются почвой. В течение лета проводят несколько посевов.
Репа (семейство Капустные, Крестоцветные). Двулетнее растение, в первый год жизни образует розетку листьев и корнеплод, во второй — цветоносные побеги и семена. Листья рассеченные, у большинства растений опушенные. Корнеплод мясистый, от плоского до округлого. Мякоть желтая, сочная, мягкая. Кора гладкая. Соцветие-щиток. Семена темно-коричневые. Холодостойкое растение. Хорошие урожаи дает на плодородных легких почвах. Высевают в грунт весной, заделывают на глубину до 1,5 см. Уход состоит в прореживании, прополке.
Репа имеет целебные свойства. Оказывает противовоспалительное действие, успокаивает нервную систему.
Свекла (семейство Лебедовые, Маревые). Двулетнее растение, образующее в первый год жизни корнеплод с розеткой листьев, во второй — цветоносные стебли. Цветки мелкие, зеленоватые; околоплодники срастаются и образуют соплодия или содержат одиночные семена.
Свекла требовательна к почвам, к содержанию в них элементов питания. Высевают ее рано весной, глубина заделки семян 3—5 см на легких и 2—3 см на тяжелых почвах.
Применяется в диетическом питании.
Горох сахарный (семейство Бобовые).. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гибким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет белыми, лиловыми, красными цветками. Плод — боб. Всходы появляются в первую неделю. Хорошо прослеживаются все фазы развития. Оптимальный срок сева — когда земля прогреется до 10 °С. Глубина заделки семян от 4 до 7 см.
На огороде детского сада желательно выделить место для выращивания хлебных культур. Рекомендуется сеять пшеницу, рожь, овес, ячмень или другие злаковые культуры. Развитие всех злаков проходит ряд фаз: появление всходов, кущение, выход в трубку, колошение.
Пшеница — важнейшая продовольственная культура. Зерно пшеницы используют для производства макаронных и кондитерских изделий, манной крупы, муки. В нашей стране возделывают мягкую и твердую пшеницу. Мягкая имеет озимые и яровые формы. Колос у нее рыхлый, колосковые чешуи широкие. Колос остистый или безостый. Зерно мучнистое или полустекловидное, содержит от 10 до 20% белка. Твердая пшеница имеет более крупный, плотный колос, всегда остистый. Ости длинные, направлены вверх. Зерно крупное, удлиненное, твердое. Содержит до 22% белка. Это — яровая культура.
Пшеница плохо растет на сырых, кислых почвах. Лучшей почвой являются черноземы, серые лесные, перегнойные почвы.
Рожь выращивают почти повсеместно. Существуют озимые и яровые формы. В культуре преобладает озимая рожь. Из ржаной муки выпекают хлеб, отходы мукомольного производства используют как корм для животных. Это растение нетребовательно к почве (может расти на кислых, песчаных, болотных землях), к влаге.
Кущение ржи сильнее, чем пшеницы. Фазы колошения и цветения растянуты. Зерно ржи при созревании легко осыпается, поэтому уборку начинают в конце восковой спелости.
Ячмень используется как продовольственная и кормовая культура. Из зерна ячменя получают перловую и ячневую крупы, суррогат кофе. Ячменную муку добавляют к пшеничной при выпечке хлеба. Солома идет на корм скоту. Возделывают преимущественно яровой ячмень. Это "— засухоустойчивая культура, произрастающая на всех типах почвы.
Задание. Составьте перечень растений для посадки на огороде. Дайте им биологическую характеристику и охарактеризуйте условия для выращивания.