Шведская национальная одежда. Шведский народный костюм: традиции и современность

Оплата.

Оплата может быть произведена несколькими способами:

1. Наличными курьеру на месте при получении товара.
(Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область).

2. По квитанции банка.

3. Банковской картой онлайн. (Для физических лиц).

4. Безналичный расчет, банковским переводом денежных средств на наш расчетный счет.

Доставка.

Доставка по Москве и Московской области курьером.
Доставка по Санкт-Петербургу и Ленинградской области курьером.

Доставка осуществляется курьером с понедельника по воскресенье, 7 дней в неделю.
Вы можете выбрать время доставки:
с 10:00 до 16:00 - первая половина дня;
с 16:00 до 21:00 - вторая половина дня.
В большинстве случаев доставка производится на следующий после заказа день.

Самовывоз.

Вы можете забрать заказ самостоятельно из нашего офиса бесплатно. О том, что вы хотите забрать заказ самовывозом, пожалуйста, сообщите оператору, принимающему заказ и согласуйте время и возможность посещения офиса, а также наличие товара в офисе на желаемую вами дату. Если Вы не забрали заказ в течение согласованной даты самовывоза, заказ аннулируется. Претензии по наличию товара в этом случае не принимаются.

Доставка Почтой или транспортными компаниями по России.

НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ ТОВАР НЕ ВЫСЫЛАЕТСЯ.
Стоимость расходов по доставке товара рассчитывается индивидуально и зависит от веса, габаритов товара, способов и сроков его доставки, дальности отправления.

Стоимость доставки по Москве и Московской области курьером:

Доставка по Москве - 300 рублей.
Доставка по Москве за пределами МКАД - 350 рублей.
Доставка по ближнему Подмосковью на расстояние до 10км от МКАД - 500 рублей.
Доставка по дальнему Подмосковью на расстояние от 10км от МКАД - 600 рублей. Доставка только до железнодорожной станции!
Доставка в г. Зеленоград и по территории "Новой Москвы" за пределами МКАД - возможность и стоимость доставки по согласованию с менеджером от 600 рублей.


Самовывоз - бесплатно.

Стоимость доставки по Санкт-Петербургу и Ленинградской области курьером:

Доставка по Санкт-Петербургу - 300 рублей.
Доставка по Санкт-Петербургу за пределами КАД - 350 рублей.
Доставка в г. Петергоф, г. Пушкин, г. Павловск, г. Сестрорецк, г. Зеленогорск, г. Всеволожск, г. Гатчина, г. Колпино, г. Кировск, г. Красное Село, г. Кронштадт и по территории удалённых городов, посёлков: Металлострой, Шушары, районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области - стоимость доставки от 600 рублей, в некоторых случаях по согласованию с менеджером.
Доставка по Ленинградской области - на расстояние от 10км от КАД - 600 рублей. Доставка только до железнодорожной станции!
Доставка крупногабаритного груза - возможность и стоимость доставки по согласованию с менеджером.
Возможна срочная доставка - стоимость доставки по согласованию с менеджером.
Самовывоз - бесплатно.

Внимание! При подтверждении вашего заказа по телефону или электронной почте, убедитесь в точности Вваших данных. Курьер обязательно свяжется с вами по контактным номерам (обычно за час - два) до доставки. Пожалуйста, не выключайте телефон и будьте на связи. Если курьер не сможет дозвониться, доставка осуществляться не будет!

Доставка по России.

Пожалуйста, после оформления вашего заказа по электронной почте, еще раз внимательно прочитайте все условия получения заказа. Эти условия будут написаны в комментариях к заказу. Убедительно просим указывать полные фамилию, имя, отчество получателя и полный почтовый адрес с указанием почтового индекса при оформлении заказа.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРОВЕРЯТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ, АДРЕС КОТОРОЙ БЫЛ УКАЗАН В ЗАКАЗЕ. НА НЕЕ МЫ ВЫШЛЕМ КВИТАНЦИЮ ОБ ОПЛАТЕ И БУДЕМ СООБЩАТЬ СТАТУС ЗАКАЗА. В РЕГИОНЫ НЕ ЗВОНИМ! ВСЯ ПЕРЕПИСКА - ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ.


Доставка заказов осуществляется:

Почтой России - до Вашего почтового отделения (по тарифам почты России).

Вы оплачиваете стоимость заказа + пересылку (по тарифам почты России) + доставку заказа курьером до почтового отделения + упаковку в гофрокороб или пакет (цена зависит от объема заказа).

EMS почтой России с доставкой по указанному Вами адресу (по тарифам EMS почты России).

Вы оплачиваете стоимость заказа + пересылку (по тарифам EMS почты России) + доставку заказа курьером до почтового отделения + упаковку в гофрокороб или пакет (цена зависит от объема заказа).

Транспортной компанией (если город входит в зону обслуживания выбранной транспортной компании).

Вы оплачиваете стоимость заказа + доставку заказа курьером до терминала по г. Москве. Стоимость перевозки (по тарифам транспортной компании) - оплачиваете при получении в терминале в вашем городе.
Транспортные компании, с которыми мы сотрудничаем:
EMS Почта России, Автотрейдинг, Грузовозофф, Деловые Линии, Почта России, ПЭК, Энергия, ФАСТтранс, Желдоральянс, СПСР, ЦАП и др.

Доставка по России производится после полной оплаты выбранных товаров. После подтверждения заказа оператор высылает по электронной почте заполненный бланк квитанции на оплату. Вы оплачиваете квитанцию в банке. После поступления денег на наш расчетный счет заказ высылается по указанному вами адресу в течение одного - пяти рабочих дней.

Если Вы согласны с условиями оплаты и доставки, укажите следующие данные при оформлении и отправке нам заказа:
1. выбранный способ доставки,
2. полные фамилию, имя, отчество получателя, телефон,
3. полный почтовый адрес с указанием почтового индекса,
4. при отправке заказа транспортной компанией - выбранную компанию и Ваши паспортные данные.
В ответном письме мы отправим Вам квитанцию на оплату заказа с указанием его полной стоимости.

После поступления оплаты на наш счет товар будет отправлен. Менеджер свяжется с вами и сообщит почтовый идентификатор или номер накладной отправки для контроля над прохождением отправления.
Для наиболее быстрой отправки заказа вы можете выслать на электронный адрес [email protected] отсканированный чек оплаченной квитанции.

КВИТАНЦИЯ НА ОПЛАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНА В ТЕЧЕНИЕ 3-Х КАЛЕНДАРНЫХ СУТОК ПОСЛЕ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ.
ЕСЛИ ВЫ ОПЛАТИЛИ КВИТАНЦИЮ ПОЗЖЕ ЭТОГО СРОКА, НАЛИЧИЕ ТОВАРА НЕ ГАРАНТИРУЕТСЯ!

Подробная схема и варианты проезда в разделе

«Остров Ирландия» - В 1801 Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Проект. Распространение в Ирландии христианства. Провозглашение Ирландии независимой республикой. Зверства Оливера Кромвеля в Ирландии. Патрика. Покорение части Ирландии Англией. Ирландский язык стал вытесняться английским.

«Недвижимость Эстонии» - Выходом из ситуации может стать система лизинга. Танцевальные залы с живой музыкой и дискотеки на берегу моря. Прекрасный пляж и чистое море. 3. Коммерческая недвижимость. Ипотечные кредиты выдаются под 3-5% годовых в евро на срок до 40 лет. Что дает регистрация бизнеса в Эстонии русским предпринимателям?

«Страна Финляндия» - Здесь, в городке Рованиеми. расположен родной дом Санта-Клауса. Страна располагается между Россией, Швецией и Норвегией. Флаг. Погода. Побережье Балтийского мор прекрасно. Треть Финляндии лежит севернее Полярного круга. Через Финский залив находится Эстония. Чем славится. Здесь летом, как правило, +20С, а зимой редко ниже -3С.

«Город Коувола» - Активный образ жизни. Мюллюкоскен Палло -47 Футбол высшей лиги в Мюллюкоски. KooKoo Хоккей мастеров в крытом катке Коуволы. Культурная программа 2010. Ежегодно ок. 4000 солдат-срочников Всего отчислений ок. 94 млн. Река Кюми. Места для занятий спортом. Города-побратимы: Вологда, Россия Мюльхайм, Германия Балатонфюред, Венгрия.

«Регион Северная Европа» - IX-XI века историки называют расцветом эпохи викингов. Задание № 2: дайте определение фьордам (уч. Тема: Задание № 1: Посмотрите на рисунок и попробуйте описать что вы видите. особенность природы стран региона – наличие фьордов. Назовите историческую особенность жителей Северной Европы. Викинги поселились на острове.

«Образование в Финляндии» - Дошкольное образование. 1917 г. Финлядния провозглашает независимость 6 декабря 1917 г. Вехи истории. Cправедливость. 1828 г. Единственный в Финляндии университет переводится из Хельсинки в Турку. Вариативность в успеваемости учащихся (математика). Акт о реформе базового образования 1968 г. Как о нас думали раньше …

Всего в теме 17 презентаций

Традиционную народную одежду шведы, как и другие европейцы, надевают только в дни национальных праздников. Каждая из шведских провинций имеет свои характерные черты костюма. Однако можно составить его общее описание.
Мужской костюм состоял из узких жёлтых или зелёных коротких (до колен) штанов, длинных шерстяных чулок, туфлей на толстой подошве с крупными металлическими пряжками, короткой суконной или замшевой куртки, жилета с металлическими пуговицами и характерной шерстяной вязаной шапочкой с помпонами.
Женский костюм включал белую полотяную блузку, короткий лиф-корсаж со шнуровкой () или застёжкой спереди, длинную пышную юбку. Носили также яркие фартуки, чепцы, отороченные кружевом и тонкие шерстяные платки на плечах.
Из ювелирных украшений предпочтение отдавалось крупным круглым серебряным брошам.

Историко-культурологическая заметка про шведский национальный костюм.

Шведский народный костюм как символ национальной идентичности

Костюм и политика
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

О понятии «народный костюм» в Швеции
На первый взгляд определение «народный костюм» кажется простым и ясным. При более детальном рассмотрении проблемы, всё оказывается сложнее. При изучении шведского народного костюма следует различать понятия «народный костюм», «костюм простого народа».
Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы). Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.
Народным костюмом может считаться костюм прихода (sockendräkt) и костюм уезда (häradsdräkt), в том случае, если границы прихода или уезда чётко очерчены.
Помимо "folkdräkt", существует также понятия "bygdedräkt" и "hembygdedräkt" – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.
Название "Landskapsdräkt" – костюм лена, является более изобретением эпохи национального романтизма, чем полноценным термином. Ни в одном уезде или приходе такого костюма не было – это символ, костюм, составленный из разных деталей для того, чтобы служить символом одной из 25 исторических провинций Швеции. Однако, несмотря на несостоятельность этого определения, в популярной литературе постоянно говорят о том, что каждый лен имеет собственный костюм. Об этом также можно говорить, как о примере «изобретённой традиции», не связанной с историческим прошлым, но пользующейся популярностью.
Следует различать «народный костюм» (folkdräkt) и «костюм простого народа» (folklig dräkt). Несомненно народный костюм – одежда простых людей, но не всякая одежда народа – народный костюм. Например, мы не можем называть народным костюмом городской костюм.
Термин «национальный костюм» весьма расплывчат. К «национальным» относятся смоделированные на рубеже XIX-XX по образу крестьянских костюмы, использовавшиеся городским населением или представителями высшего общества для особых случаев. К примеру, костюмы, представлявшие землячества на костюмированных вечерах студентов университета в Упсале, или же «даликарлийские» костюмы придворных короля Оскара II во время театральных представлений. «Национальным» можно также считать созданный в 1902-03 гг. общешведский национальный костюм (almänna svenska nationaldräkten), который также называется «sverigedräkt».

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма
В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.
Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.
Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.
В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedräkt
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.
Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedräkt
В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).
В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.
Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?
В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.

Продолжаю тему народного костюма ШВЕЦИИ. Это понятие отличается от понятия "национальный костюм". Если национальный костюм-эталон для всей нации. то народный костюм по традиции носят в различных регионах страны и в каждом регионе есть свои особенности этой одежды.



Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы).

Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.


Помимо ”folkdräkt”, существует также понятия ”bygdedräkt” и ”hembygdedräkt” – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.

В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.


Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.

Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других.

Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.

В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм/ о нем писалось в предыдущей статье о шведском национальном костюме/. После первой мировой войны народный костюм был забыт, и возрождение его началось лишь в семидесятые годы прошлого века.

В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).

В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.

Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно.




В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство "предложило" новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью. Однако, как свидетельствует статистика, только 6% населения Швеции имеет в своем гардеробе такой костюм. Для сравнения: в Норвегии третья часть населения имеет народную одежду.



Почти во всех населенных пунктах есть магазины по продаже народного костюма. Есть ткацкие фабрики, которые вырабатывают ткань для костюмов, народные умельцы шьют, вышивают, создают аксессуары для этой одежды.


В современной моде очень популярны мотивы кантри.

По материалам Л.В. Иванова "Шведский народный костюм как символ национальной идентичности".

" У любимого ребенка много имен", - так говорится в шведской пословице. Примерно тоже можно сказать о традиционном шведском костюме. На первый взгляд, покажется, что одна и та же одежда, которая имеет много разных названий. Фолькдрект, Ландскапсдрект, Соккедрект, Бюгдедрект или Хембюгдсдрект, Херадсдрект. Национальный костюм, Провинциальный костюм, Костюм определенной провинции или, например, Фолькданскостюмер, костюмы народных танцев. В этом материале речь пойдет об ОБЩЕМ НАЦИОНАЛЬНОМ ШВЕДСКОМ КОСТЮМЕ (Алльменна свенска начунальдректен)... На фото вверху- типичный шведский национальный костюм - дин Свенска Дрект (Ваш Шведский костюм) Его "спроектировала " Мерта Йоргенсен в 1903 году. Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.

Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен. Итак, состюм был создан..

Мерта так описывала своё создание: костюм разрабатывался в соответствии с принципами восприятия разными людьми, но естественно в здравых пределах. Это означало, что дин Свенска Дрект мог быть двух дизайнов.


Вот и был создан очень красивый женский наряд, каковой включал юбку и лиф, отличающиеся интенсивным синим цветом. Обязательным материалом для такого костюма была шерсть, а вот вариант с красным лифом также предполагался. Желтый передник в сочетании с синей юбкой, должен был символизировать швейцарский флаг. Лиф обязательно должен быть наряжен вышивкой, которая отражала бы богатое национальное прошлое. Юбка и лиф могли быть, как сшиты, так и одеваться раздельно. Обязательным атрибутом костюма считался пояс, который выделялся серебряной пряжкой. А вот внизу юбки протягивался широкий кант, одинакового цвета с лифом костюма. Сорочка, по задумке Йоргенсен обязательно должна включать широкий ворот, а головной убор отличаться особой белизной. А вот цвет чулков и обуви - черный, другой же не приветствовался.

Первоначально принятый проект – юбка с зашнурованным жилетом, как отдельные предметы.

Второй вариант, принятый позже, – короткий лиф и юбка, их носят вместе, дизайн из округа Вингокер.

Юбка и лиф – синего шведского цвета или юбка синего цвета, а лиф – ярко-красного цвета, с национальной вышивкой, отражающей богатое национальное прошлое. Синий и желтый цвет (передник) из шерсти должны быть приглушенного цвета шведского флага (не такого яркого цвета современных материалов). Передник представлял главную и центральную часть костюма, шился из полотна, хлопка, крепа или шелка. Носили также яркие фартуки, чепцы, отороченные кружевом и тонкие шерстяные платки на плечах.
Из ювелирных украшений предпочтение отдавалось крупным круглым серебряным брошам.

Мужской костюм состоял из узких жёлтых или зелёных коротких (чуть ниже колен) штанов, длинных шерстяных чулок, туфлей на толстой подошве с крупными металлическими пряжками, короткой суконной или замшевой куртки, жилета с металлическими пуговицами и характерной шерстяной вязаной шапочкой с помпонами.



Яркие цвета шведского флага, по мнению Мерты, именно то, что было необходимо всему шведскому народу. Они имели бодрящий эффект на национальные чувства и прекрасно контрастировали с глубокими цветами шведской природы – зеленый сосновый лес и холодный белый снег. С костюмом положено носить один из двух головных уборов, чулки – черного цвета, в случае если нет красного цвета в костюме, тогда чулки красного цвета. Обувь предпочтительно с ремешками или на шнурках, черного цвета, никогда желтого цвета.

Благодаря усилиям Мерты Йоргенсен, художников Густава Анкаркрона, Андерса Цорна и Карла Ларссона, ШВЕДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ был разработан и представлен как эталон в 1903 году в Фалуне (лен Даларна). Цвета предметов одежды были заимствованы от национального шведского флага. Однако повсеместно костюм был одобрен как Национальный Костюм, фактически существующий с 1900-ых, после того как Её величество королева Сильвия надела его 6 июня в Национальный праздник в 1983 году.

И простые девушки... и принцессы носят национальную одежду!

Забытый, было, после первой мировой войны костюм, в восьмидесятые годы прошлого века начал возраждаться. Такой костюм полностью не утратил своих поклонников: его надевают шведы в дни национальных праздников. Также своей удивительной роскошью этот наряд может похвастаться на конкурсах красоты. Самое привлекательное в этом костюме то, что он отображает Швецию, он пестрит цветами национального флага и символической вышивкой. И сам факт, что он до этих пор является символом этой богатой страны, говорит о его великолепии.

Его одевают и простые граждане... и принцессы...

И стар, и мал... Традиции продолжают жить!