Изучение цифры 3 в средней группе. Конспект открытого занятия по математике в средней группе Тема: «Число « ТРИ»

Цели: упражнять в счете до 3, познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; показывать ребенку на конкретном материале, что число 3 – это 2 и 1; учить пересчитывать предметы в пределах трех; развивать логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: звонок, веер, листья (3 шт.), треугольник, счетный материал на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
Так что время не теряем и работать начинаем!
2. Беседа о поре года.
– Какое время года наступило? (Осень)
- Ребята, посмотрите, на картину какая погода здесь?
– Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые)
– Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев)
– Что делают листья? (Летят, кружатся)
3. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3.
Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру – подуть. Педагог показывает два листика одного цвета:
– Что принес ветер? (Листья)
– Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.)
Ребенок сосчитывает: «Один, два – всего два».
– Опять подул ветер, принес еще 1.
Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1).
Ребенок сосчитывает, называет, сколько стало, показывает такое же количество пальцев на руке.
4. Упражнение на столах.
- Положи квадрат, еще один квадрат.
- Сколько стало квадратов?
- Положите еще один.
- Теперь сколько стало?
5. Просмотр цифры 3. История возникновения цифры.
Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать до двух. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много» или «все». И только через много – много лет начали считать до 3. Число 3 стало самым любимым числом, даже в сказках. А в каких сказках я вам сейчас загадаю.
6. Загадки
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)

Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три (Три медведя)

7. Физминутка. «Три медведя

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок - малютка просто. (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)

8. Самостоятельная работа детей. Работа со счётными палочками.

Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.

Какая это геометрическая фигура? (Треугольник)

Что мы знаем о треугольнике? (есть 3 угла)

Сколько палочек надо взять, чтобы построить треугольник? (3)

9. Дид.игра «Сосчитай зайцев»

10. Рефлексия.

С какой цифрой сегодня познакомились?

В каких сказках встречается цифра три?

Посмотрите, какая хорошая погода стала теперь. Солнышко “улыбается” и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением на весь день.

Составила воспитатель 1 категории Байназарова Н.С.

Тема совместной деятельности педагога и детей : «Число 3. Цифра 3. Число сказок»

Возраст : средний дошкольный

Направление развития : познавательное (ФЭМП)

Интеграция образовательных областей : «Познавательное », «Социально-коммуникативное»,

«Физическое ».

Задачи:

«Познавательное развитие»

Познакомить детей с числом и цифрой 3; формировать представление о числе 3 как о существенном признаке явлений окружающего мира; дать понятие о добре и зле; развивать познавательный интерес к числу 3 .

«Социально-коммуникативное развитие» Формировать умения работать вместе, помогая друг другу, дружить, сопереживать

«Физическое развитие». Укреплять здоровье детей. Обогащать двигательный опыт детей за счет общеразвивающих и спортивных упражнений. Совершенствовать физические качества.

Методы и приёмы :

— наглядные: Математический театр: Царь Единица, Царица числа 2;

— словесные: беседа, вопросы, дидактические игры,

— практические: подвижно-дидактические упражнения, физкультминутка

Материалы и оборудование :

Демонстративный материал: Математический театр: Царь Единица, Царица числа 2; 3 сказочные герои: Страшила, Дровосек, Лев

Раздаточный материал: цветные шарики из сухого бассейна с цифрами

Формы организации совместной деятельности:

— двигательная: физминутка, подвижно-дидактические упражнения

— коммуникативная: беседа

Игровая: дидактические игры,

Логика совместной деятельности педагога и детей. 1.Дидактическая игра «Угадай цифру»

Педагог интересуется у детей, любят ли они математику, и сообщает, что к ним приходит Математический театр. А пока отгадайте загадки про знакомые цифры, а ответы показать движениями.

Это цифра словно спица,

Но она собой гордится.

А ты знаешь почему?

Начинает счет всему

А теперь сказать прошу, что бывает в жизни по одному?

Эта цифра — просто птица.

Как лебедушка-царица

Выгибает свою шею,

Волочится хвост за нею.

Что у нас у всех по 2?

Педагог приглашает детей в математический театр, познакомиться с новой цифрой.

Игровая мотивация .

Появление математического театра с тремя персонажами: Царем единицей, царицей числа 2,Принцом- воином числа 3. Они рассказывают детям о Принце- воине 3. Он хранит ключи от трех царств, имеет 3 кладовые, победил трехглавого дракона. у него также есть книга сказок, в которых встречается его число 3.

Какие сказки с числом 3 вы знаете?

Принц числа 3 рассказал, что в сказках всегда побеждает добро и смелость, исполняется только 3 добрых желания.

И число 3 предлагает отправиться в сказку «Волшебник Изумрудного города»,чтобы помочь трем ее героям

Подвижно-дидактическое упражнение «Дорога из красного кирпича»

Чтобы попасть в сказку, детям необходимо выполнить прыжки по дороге. Выполнять прыжки только по треугольникам с продвижением вперед

Подвижно-дидактическая игра «Найди заплатки нужной формы и цвета»

Повстречавшись со Страшилой, они узнают, что он набит соломой, ничего не знает и плохо запоминает. Нужен ему ум, но он боится не дойти до волшебника; одежда его порвалась, и не знает какой формы и цвета ему пришить заплатки на дырки. Просит детей помочь подобрать заплатки разной формы и цвета.

Какой формы ваши заплатки?

Какого цвета?

Подвижная игра «Дровосек»

Встретившись с Железным Дровосеком, дети узнают, что он заржавел и не смог выполнить указания волшебника.

Дети: Ты железный дровосек

В лесу прожил ты целый век.

Дровосек: Что буду делать, не скажу.

А движеньем покажу.

Вы за мною повторяйте.

И движенье угадайте.

Дети: Дровосек скорей смотри,

Лучшего себе возьми

Подвижно-дидактическая игра «Собери драгоценные камни».

Детям раздаются цветные шарики (драгоценные камни) с цифрами от1 до3.игроки разбегаются по залу пока играет музыка, как замолкает музыка, дети должны быстро разложить цифры по трем корзинам. В желтую корзину шарики с цифрой1, в зеленую корзину шарики с цифрой2, в синюю с цифрой3

Какая цифра первая? Почему?За какой цифрой идет 2? Что больше 1 или2? На сколько?

За какой цифрой идет 3?

Подвижно- дидактическая игра «Волшебный цветок»

Продолжив движение, дети попадают на поляну цветов и находят под кустом Льва, который всего боится. паук украл цветок, унес в свою паутину. Просит достать цветок.

Через низкую паутину-перепрыгнуть, под высокой проползти

Теперь давайте поможем Льву вместе зарычать; паук уползает и дети достают цветок.

Сколько лепестков у волшебного лепестка(3). Вот и мы исполнили 3 волшебных желания наших друзей.

Но как же нам вернуться домой. Смотрите Гудвин нам оставил письмо. Если мы выполним 3 задания то вернемся домой.

1.Собрать картинку из разрезных треугольников с друзьями из Изумрудного города.

2.Собрать 3 пары «волшебных башмачков» по размеру.

Итог: Принц числа 3 благодарит вас за смелость, ловкость и помощь

Зянятие по математике для средней группы «Удивительное путешествие»

Цель: Формировать умение находить равные по количеству элементов предметы, употреблять слова одинаково, столько же, поровну, учить образовывать число путем прибавления единицы, ориентироваться в пространстве используя слова «под», «над»; развивать внимание; воспитывать наблюдательность.

Материалы: Демонстрационный материал: магнитная доска, три цветка (белого, голубого, красного цвета, три бабочки, карточка с цифрой 3, цветные кружочки (15 шт)

Раздаточный материал: цветные кружочки (15 шт) на каждого ребенка, карточка с цифрой 3, бумажные бабочки, карточки с двумя горизонтальными полосками, карточки с овощами (3 капусты, 3 моркови), цветные шнурки 15 см.

Занятие «Удивительное путешествие»

Ход занятия:

1. Психогимнастика «Передай настроение»

Дети протягивают ручки к солнышку, солнышко дало свое тепло и хорошее настроение. Затем дети берутся за руки и передают свое хорошее настроение и тепло друг другу.

2. Ознакомление с числом и цифрой 3

Воспитатель выкладывакт на магнитной доске три цветка, две бабочки.

Чего больше: цветков или бабочек? (Ответ детей.)

Что надо сделать, чтобы проверить? (Каждую бабочку посадить на цветок.)

Воспитатель предлагает одному ребенку посадить бабочек на цветы.

На сколько бабочек меньше, чем цветов? (Один)

Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Дети предлагают добавить еще одну бабочку. Воспитатель выкладывает еще одну бабочку и обращает внимание детей на принцип образования нового числа путем прибавления единицы.

Что теперь можно сказать об количестве бабочек и цветов? (Бабочек столько, сколько цветов - три.)

Молодцы!

А теперь взгляните перед вами лежат карточки. Что на них изображено? (Капуста, морковь).

Как все это можно назвать одним словом? (Овощи)

Положите три кочана капусты на верхнюю полоску, а две морковки на нижнюю полоску. (Следить за тем, чтобы дети выкладывали карточки слева на право).

Чего больше? (Капусты)

Что надо сделать, чтобы овощей стало поровну? (Добавить еще одну морковку).

Что теперь можно сказать о количестве капусты и моркови? (Капусты столько, сколько моркови - три.)

3. Физкульминутка

Раз, два - все присели

Затем вверх подлетели

Три, четыре - наклонились

Из ручейка умылись,

Пять, шесть - все в лес,

Ветерок нас перенес

Семь, восемь - в сад

Там цветут цветы.

Дети, посмотрите нам ветерок принес цифру 3. Воспитатель предлагает детям рассмотреть цифру, нарисовать ее в воздухе, на столе, потом из цветных шнурочков выложить цифру 3. Если у детей возникают трудности, можно им предложить выложить цифру сначала по контуру на карточке, а уже потом - без нее.

У Ветерка есть друзья - Солнышко и Дождик. Они решили украсить полянку: Ветерок развеял семена цветов, дождик их полив, а Солнышко согрело своими лучами. И вот однажды...

4. Игра «Веселая поляна»

В игре закрепляется порядковый счет, пространственные отношения. Воспитатель рассказывая, работает с демонстрационным материалом

Проснувшись утром, Ветерок увидел, что расцвел первый цветок.

Какого цвета первый цветок? (Голубого) За ним начали распускаться другие цветы.

Какого цвета был следующий цветок? (Белого).

А какой цветок расцвел третим? (Красный).

Сколько всего цветов расцвело на лужайке? (Три).

Какого цвета был первый, второй, третий цветок?

Вдруг ветерок заметил, что на полянке появился еще один цветок. Он хотел подойти к нему, но лепестки цветочка зашевелились, она спорхнула и полетела.

Воспитатель раздает каждому ребенку бумажных бабочек. Дети, внимательно слушая воспитателя, показывают, где бабочка летала и пряталась.

Бабочка летал над головой, потом села на ладошку, спряталась за спину, закапал дождик, бабочка спряталась под ладошку, Снова выглянуло солнышко, бабочка немного полетала и села на ковер.

Молодцы ребята! Дети, сейчас мы с вами превратимся в Волшебников и начнем творить чудеса, а чудеса мы с вами будем творить из цветных кружочков.

5. Работа с листочками (распечатка)

6. Итог занятия

С какой цифрой познакомились?

Какого цвета росли цветы на поляне?

Сколько было овощей?

Какое задание понравилось выполнять больше всего?

Конспект занятия для детей 4-5 лет «Цифра и число 3»

Описание материала
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме «Цифра и число 3». Это конспект занятия, в рамках которого дети знакомятся с понятием числового ряда, числительными от 1 до 3-ех, а также учатся правильно их именовать и правильно в них ориентироваться.

Цель
Ознакомить с образованием цифры 3 и одноименного числа; обучить именовать числительные 1, 2 и 3; раскладывать и считать вещи слева направо правой рукой; учить ориентироваться в пространстве.

Материалы

Материалы для воспитателя :
* мяч
* карточки с цифрами

Материалы для детей :
* карточки с цифрами 1, 2 и 3
* одинаковые кубики - 6 штук
* карточки с малинкой - 4 штуки
* карточки с клубникой - 4 штуки
* числовая карточка

Вместо соответствующих карточек можно взять игрушки в виде малинок и клубничек.

Ход занятия

За столом (сидя)
Для начала предложите ребятам поставить один кубик.
- Какое количество кубиков вы поставили?
- Теперь покажите эту цифру.
- А какую цифру показали и почему именно ее?
- Теперь справа от кубика сложите столбик из 2-ух кубиков.
- Какое количество кубиков в этом столбике? Правильно, один, два, всего два кубика.
- А какой цифрой надо обозначить 2 кубика? Покажите цифру 2.
- А теперь рядом составьте очередной столбик из двух кубиков и поставьте на него еще один. Стало ли кубиков больше?
- Давайте вместе сосчитаем, сколько кубиков в последнем столбике: один, два, три - всего 3 кубика.
- Число 3 обозначается цифрой 3 (показать ).
- Сделайте так, чтобы во 2-м и 3-ем столбиках было кубиков поровну – по 2.

Проверьте правильность исполнения задания.

Какое количество кубиков во 2-м столбике? А в 3-ем? Положите очередной кубик в 3-ий столбик. Сколько теперь кубиков в 3-ем столбике? Где больше кубиков: во 2-м или же 3-ем столбике? Покажите цифру, которая обозначает число 3.

На доске выставить цифры 1 и 2.

Где обязана стоять цифра 3? После какой цифры в числовом ряде ее надо поставить?

Сыграем в игру

Игра «Что поменялось?»
На дощечке – ряд из цифр от 1 до 3.

Ребята закрывают глаза, педагог убирает цифру 2. Открыв глаза, они именуют «исчезнувшую» цифру и ставят ее в нужное место в ряду. В следующий раз, при повторении игры, цифру убирает уже кто-нибудь из детей.

В первый раз следует убрать именно цифру 2, потому что ребята должны увидеть границы числового ряда.

Физкультминутка

«Кто быстрее?» - подвижная игра

Работаем с карточкой

Педагог дает ребятам поднять правую руку и сказать отдельным ребятам, какую руку они продемонстрировали. После этого просит продемонстрировать левую руку.

На верхнюю «полочку» карточки положите вот столько клубничек.

Указывает цифру 2.

Какое количество клубничек на карточке? Покажите 2 клубнички.

Ребята делают круговой жест, обводя две клубнички.

Внизу положите столько же малинок. Какое количество малинок вы положили?
- Что возможно сказать про малинки и клубнички?
- Положите в ряд очередную малинку. Каких ягод стало меньше? А каких больше?
- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну, по 3?
- Какую цифру необходимо поставить около малинок и клубничек? Почему эту цифру?

Советы для родителей

К примеру, поставить на стол 3 чашечки и задать вопрос: «Какое количество необходимо поставить тарелок, положить ложек, в случае если есть будут 3 человека?»

Цели : познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных первый , второй ; учить ориентироваться в пространстве, Материалы и оборудование : кубики, карточки с цифрами 1, 2, 3 для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель . Поставьте перед собой один кубик. Сколько кубиков поставили? Покажите цифру 1. Справа от кубика поставьте два кубика друг на друга. Сколько здесь кубиков? Какой цифрой нужно обозначить два кубика? Что нужно сделать, чтобы кубиков было поровну? (На один кубик поставить еще один.)

Образование числа 3.

Поставьте сверху двух кубиков еще один кубик. Кубиков стало больше? Посчитаем кубики: один, два, три, всего три кубика. Число три обозначается цифрой 3. (Показывает цифру 3.) Сделайте так, чтобы кубиков было по 2. Что вы сделали, чтобы кубиков стало 2, а не 3? Добавьте еще кубик. Сколько стало теперь? Что вы сделали, чтобы было не 2, а 3 кубика? Число 3 больше 2? Поставьте цифры по порядку: 1, 2, 3. (Просит детей закрыть глаза и убирает цифру 2.) Какой цифры не хватает? (Дает детям карточки с изображением яблок и вишен.) Положите вот столько яблок (показывает цифру 2) . Сколько вы положили яблок? Положите столько же вишен. Сколько вы положили вишен? Что можно сказать про яблоки и вишни? Положите еще одну вишенку. Каких фруктов стало больше, меньше? Что надо сделать, чтобы их стало поровну, по три? Какую цифру надо поставить около яблок? Вишен?

Ответы детей.

Ознак омление с порядковыми числительными «первый», «второй».

Воспитатель (прикрепляет на доску изображения красного и зеленого яблока) . Сколько яблок? Где первое яблоко? Где второе? Первое яблоко красное? Второе яблоко зеленое? Которое яблоко зеленое? Которое красное?

Оветы детей.

Дети получают карточки с разными и одинаковыми предметами. Одинаковые предметы должны отличаться цветом и величиной. Воспитатель говорит, как расположить предметы: первое яблоко большое, второе – маленькое.

Упражнение на ориентировку в пространстве.

Согласно указанию воспитателя дети кладут называемые предметы слева (справа, под, сверху) от главного предмета.

Дети образуют круг, стоят по трое друг за другом. Воспитатель задает вопросы:

– Кто справа (слева) от тебя? Кто позади тебя? Кто перед тобой?

Подвижно-речевые игры.

Разминка

Мы на плечи руки ставим, Руки к плечам, вращение

плечами

Начинаем их вращать. вперед – назад.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Руки ставим перед грудью, Руки перед грудью, рывки

руками в стороны.

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем, Одна прямая рука вверх,

другая – вниз, плавным движе-

А другую вниз опустим. нием одна рука опускается,

Мы меняем их местами. другая – одновременно

поднимается.

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе Ходьба на месте.

Пошагаем все на месте.

Раз, два, три, четыре,

Хлопают в ладоши.

Кто живет у нас в квартире?

Шагают на месте.

Раз, два, три, четыре, пять,

Прыжки на месте.

Шагают на месте.

Папа, мама, брат, сестра.

Хлопают в ладоши.

Кошка Мурка, два котенка,

Наклоны туловища влево–вправо.

Мой сверчок, щегол и я.

Повороты туловища влево–вправо.

Вот и вся моя семья.

Хлопают в ладоши.

Рефлексия.

Дети с помощью воспитателя считают до трех окружающие предметы: игрушки, карандаши и т. п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема «Число и цифра 4»

На данном занятии с использованием игр знакомим детей с числом и цифрой 4....

Конспект занятия в средней группе "Счет до 4. цифра 4"

Тема: Счёт до четырёх. Число и цифра 4.Цель: сформировать представление о числе и цифре 4; умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством; ...