Где был построен печатный двор. Издательство печатный двор

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.

По адресу улица Никольская, 15 находится одно из самых исторически значимых мест города Москвы - бывшая Синодальная типография. Это и есть «колыбель» книгопечатного дела в России, возведенная на территории учрежденного еще во времена царствования Иоанна Грозного и служения митрополита Московского Макария Государева печатного двора.

По всей вероятности, книги начали печатать здесь начиная с 50-х годов XVI столетия, но авторами первой датированной на Руси книги стали дьякон церкви во имя Николы Гостунского, находившейся некогда в Кремле, Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславцев, вошедшие в историческую летопись как русские первопечатники.

Фото 1. Синодальная типография на месте старого печатного двора

Первая российская книга под названием «Апостол» была полностью закончена в 1564 году - 1 марта. Это случилось более, чем через 100 лет после того, как в Европе печатный экземпляр изготовил немецкий изобретатель и ювелир Иоганн Гутенберг (предположительно, в 1440-1444 годах).

В Смутное время - в 1611 году - Печатный двор на Никольской полностью выгорел, и был заново восстановлен лишь к 1620-му.

В 1703 году, переняв традиции западноевропейских государств, император Петр I повелел выпускать в России газеты, первая из которых и была выпущена опять на Печатном дворе города Москвы.

В 1722 году местную типографию передали в ведение Святейшего Синода, и вплоть до революции 1917 года здесь находилась синодальная типография, оснащенная на тот момент самым совершенным в России печатным оборудованием. Здесь имелись уникальные и ценные наборы шрифтов, среди которых были даже коптский и сирийский.

Архитектурный ансамбль Синодальной типографии на Никольской

Еще в 1642 году, во времена царствования самодержца Михаила Федоровича, на Печатном дворе возвели каменные палаты, с устроенными башней и въездными воротами, выходившими на современную Никольскую, 15. Проект и надзор за строительством выполнили зодчие Кристофер Галлоуэй и Трефил Шарутин.

К сожалению, уже в 1773 году непосредственно в башне, украшенной фигурами льва и единорога, появились трещины. Реставрацию провести было невозможно из-за ветхости этого сооружения, и в 1810 году было принято решение о демонтаже всего здания.

Новый проект строения для Синодальной типографии исполнил архитектор Иван Львович Мироновский. Здание было выстроено в причудливом готическом стиле, который считался модным в годы правления Александра I и называвшийся в те времена древнерусским.

Война 1812 года внесла свои коррективы, и объект был полностью закончен лишь в 1814 году. В память о прежнем строении, на новое перенесли снятые с него фигуры льва и единорога, которые на Руси символизировали собой верховную власть. Кроме этого, на фасаде были установлены таблички, на которых указывались имена царей, при которых и были построены первое и последующее здания.

Фасадную часть строения по Никольской, 15 украшают стрельчатые окна и башенки, исполненные в готическом стиле. Кроме этого, великолепия прибавляют и изумительно исполненные витые колонки, украшенные замысловатым орнаментом.

На фронтоне здания изначально был установлен барельеф двуглавого орла, который в годы советской власти заменили на изображение герба СССР. Кроме этого, на стенах до настоящего времени находятся два интересных «механизма» - солнечные часы.

Самым древним зданием комплекса Синодальной типографии является Правильная палата, напоминающая своим видом некий теремок. Археолог Александр Григорьевич Векслер на основе своих исследований утверждает, что подземный этаж сооружения являлся некогда основой возведенного еще в конце пятнадцатого столетия гражданского строения.

Теремок впервые отреставрировали в период с 1872 по 1875 годы по проекту архитектора Николая Андреевича Артлебена. Тогда же к зданию было пристроено крыльцо, а завершению придали стилистический образ, присущий русской архитектуре конца XVII века. Роспись внутренних помещений провели палехские мастера.

История Правильной палаты связана с именем императора Александра II, который посетил это места сразу после завершения реставрационных работ в 1875 году.

В начале XX столетия в комплексе зданий на Никольской улице, 15 открыли «Музей печатного дела в России». После прихода к власти большевиков на этой территории разместили Гознак, а затем и государственные архивные учреждения. В 30-х годах прошлого века в этих стенах начал работать Историко-архивный институт, который в 1991 году сменил РГГУ.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Типография «Печатный двор» - старейшая типография Санкт-Петербурга, создана по указу Николая I в 1827 году - для печатания Полного собрания законов Российской империи. Высочайшие указы также печатались здесь тиражом в 6 экземпляров. Два экземпляра изготовлялись на дорогой веленевой бумаге, которая использовалась для рисования миниатюр и пастельной живописи и предоставлялись на подпись Государю Императору.

Долгие годы Государственная типография (с 1922 года - «Печатный двор») находилась в центре по адресу: набережная Екатерининского канала, № 2. Так как документация всё время умножалась, типографии потребовалось не просто новое здание, а специализированный комплекс. Для него купили участок на Петроградской стороне. По проекту известного зодчего Л. Н. Бенуа при участии Л. Л. Шретера огромный главный корпус был возведён по Геслеровскому переулку (ныне Чкаловский проспект, № 15) и Гатчинской улице. Однако строительство, длившееся с 1909 по 1911 годы, завершено до революции не было - здания заняли лишь полквартала.

Производственные корпуса стоят по периметру двора, перекрытого металлическими фермами и освещаемого световыми фонарями. Благодаря такой компоновке были созданы удобные площади для печатных машин и хозяйственных складов. Трёхэтажные здания занимали также экспедиторская, склады готовой продукции, мастерские и разные службы. Главный вход был с Гатчинской - он отмечен мощным дорическим портиком с фронтоном. Переход соединял корпуса с рабочим общежитием. Там имелся театральный зал (ныне столовая), «где для рабочих и служащих выступали лучшие певцы и актёры города» , как вспоминал Д.С.Лихачёв, живший с родителями в 1917–1928 годах на втором этаже жилого флигеля по Ораниенбаумской улице, № 27.

В основу планировки положен утилитарный принцип, присущий зодчим модерна. Он же применён и в строгом оформлении фасадов: ритмически чередуются лопатки, широкие и высокие окна, цоколь облицован колотым гранитом, кирпичная кладка сочетается с шероховатой штукатурной облицовкой. Аскетический внешний облик напоминает промышленную архитектуру Европы начала ХХ века и тенденции конструктивизма. Сразу заметно, что это - фабрика, но особая, полиграфическая; расположение и структура её помещений продиктованы технологическим процессом.

Когда Государственная типография была построена, она стала одной из лучших в стране и долго таковой оставалась благодаря постоянному переоснащению. В 1922 году типографии присвоено название «Печатный двор» - в память о первой русской печатне в Москве, созданной И. Федоровым и П. Мстиславцем. Для новых цехов конструктивист Я.Д.Тартаковский в 1930–1936 годы возвёл из железобетона на углу Ораниенбаумской обширный корпус. На книжном гиганте (Тартаковский однажды побывал на нём), носящем с 1936 года имя А.М.Горького, перед Великой Отечественной трудились 3500 человек (ныне 700) и ежегодно печаталось до миллиарда листов. В войну работа типографии остановилась из-за повреждений от артобстрелов. Часть оборудования и рабочих в эти годы вывезли в Пермь. В 1944 году работа возобновилась и шла по нарастающей, ибо типографию сделали полигоном новейших технологий. Только ей поручали издавать полные собрания сочинений В. И. Ленина.

Ныне «Печатный двор» - крупнейший на Северо-Западе полиграфический комбинат, ежегодно выпускающий 20 миллионов экземпляров самой разной печатной продукции, большая часть которой к государственной документации отношения не имеет.

© (по материалам сети)