Сборка китайской модели сан фелипе. "San Felipe" линейный корабль I класса

Здравствуйте. представляю Вашему вниманию корабль который мне стал очень интересен. Прежде чем приобрести этот комплект для сборки я решил поискать информацию про корабль в Интернете и как оказалось что однозначной информации нет. Натыкался в основном на однообразные комментарии: что корабль был величественным, большим военным линкором 1 класса который спустили на воду в 1690г. Но просмотрев список кораблей которые были доказаны в своем существовании я такого не обнаружил. Наткнулся на неплохое описание, что было три корабля похожих на этот, но у них есть свои названия хотя внешне по чертежам очень схожи. Возможно, тут есть какая то связь в этом т.к. речь шла о короле Испании, который на нем плавал, поэтому может быть создавались корабли двойники с другими названиями, может, что то другое. Тут говорится про эти корабли более подробно (http://ship.at.ua/news/istoricheskaja_dostovernost_ispanskom_san_felipe_1690/2010-01-04-2)
Так же речь в данном источнике шла о людях которые работают в музеях Мадрида, которые так же не могут точно подтвердить всю эту информацию и по Сан Фелиппе и по Реал Фелипе... вообщем производитель данной модели создал корабль, который по максимуму приближен к тем трем моделям, в которых есть некая тайна.

Что могу сказать про сам набор:
Комплект состоит из 2х коробок общей массой 11.5 кг.
Масштаб: 1:50 Длина: 1200 мм. Высота: 930 мм. Ширина: 475 мм.
(В то время как у Mantua: Масштаб: 1:75 Длина: 960 мм Высота: 860 мм
30466 руб)
В комплекте шло: каталог 2012, мини инструкция, CD диск.
Диск не смотрел т.к. не работает CD-ROM...

Толщина фанеры корпуса 5мм.
Корпус модели наборный с двойной обшивкой. Шпангоуты, киль и другие детали вырезаны лазером. Корпус украшает множество литых смоляных украшений (около 2400шт)(в отличие от Mantua, где литьё выполнено из латуни). Все пушки из алюминия. Другие детали палуб и корпуса изготавливаются из дерева и металла. Отличительной чертой модели является исполнение рангоута из уже зауженных заготовок (мачты заужены к одному краю, реи к двум).

Вообще меня впечатлил набор, как и в исполнении делалей по их качеству, так и по их количеству. Так же порадовало, что мелкие детали как видно на фото идут в вакуумной упаковке.

Инструкцию пока разворачивать не стал т.к. она очень большая состоит из нескольких больших листов с чертежами.

Сделать фото на однотонном фоне, к сожалению возможности, нет, сделал на рабочем столе.

По доставке почтой: был удар который пришолся на шлюпки но к счастью сами детали целы, поломало только каркас держатель.

И в самом конце обзора выкладываю фото с кораблем который сейчас плавает под таким же именем на своем корпусе.

Если кто то обладает интересной исторической информацией по кораблю пишите буду очень благодарен!!!

Спасибо за внимание.

Базовая окраска

Перед выполнением окраски требуется только одно: легонько сделать карандашные отметки расположения декоративных элементов. Сама окраска фона декоративных элементов выполняется Humbrol"овской акриловой голубой краской №5025, которая дает самый правильный и приятный оттенок голубого, в последующем отлично выделяя орнамент.
Часть корпуса ниже ватерлинии должна быть выполнена матовым белым в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого из них. После этого строго по отбитой ватерлинии любым доступным способом устанавливается маска и черным матовым закрашивается соответствующая часть корпуса выше ватерлинии. Фактически, принимая во внимание большое количество работы, которое все еще необходимо выполнить по обустройству корпуса в будущем, по меньшей мере еще один раз придется поправить окраску днища модели.
Корпус с нанесенной базовой окраской показан на рис. 17.

Рис. 17. Корпус с базовым слоем окраски на подставке.

Крышки пушечных портов

На этом этапе следует обратить внимание на несколько моментов. Прежде всего, должны быть окрашены петли крышек пушечных портов. Затем, до установки на них обухов, петли на эпоксидке наклеиваются на крышки.
После этого, согласно инструкции, крышки устанавливаются на место. Но, принимая во внимание достаточно большое количество работы, которое все еще должно быть выполнено на корпусе, это не самая лучшая идея. Рекомендуется покрасить красным крышки портов изнутри и отложить их в сторону для более поздней установки.
Один неприятный комментарий по качеству набора: обе части сборных крышек пушечных портов даются в виде предварительно вырезанных лазером элементов, что наряду с достаточно высокой точностью их выполнения, абсолютно неприемлемо в смысле выбранной для этого древесины - она слишком светлая. Поэтому следует выполнить одно из двух: либо попробовать протравить внешнюю сторону крышек, чтобы выйти на цвет обшивки корпуса, либо самому изготовить наружную часть крышки из обрезков чистовой обшивки.

Бронзовые декоративные элементы

На этом этапе уже требуется установка на свои места некоторых декоративных элементов. Несколько ключевых моментов, на которые следует обратить пристальное внимание, помогут значительно облегчить эту часть работы и повысить ее качество.
Изначально все декоративные элементы делятся на две части: бронзовые отливки, качество которых просто высочайшее, требующие только незначительной работы по зачистке посадочных поверхностей для их беззазорной установки на корпусе и фототравленные листы (сейчас применяются деревянные "вызженные" листы - прим.). Последние могут быть разделены на требуемые части, имитирующие детали корабля, при помощи небольших бокорезов. При этом следует быть очень осторожным, т.к. края этих элементов весьма острые (лучше быть осторожным, чтобы не деформировать или не потерять эти элементы - прим.). После отделения фототравленной детали от листа следует зачистить места ее крепления - остатки "ножек" и, при необходимости, выровнять ее на плоской поверхности. Окраска углублений фототравленных деталей в соответствующий цвет с последующей шлифовкой их возвышающихся частей может выполняться как до, так и после отделения детали от целого листа.
Балюстрады кормовой галереи выполнены в виде отливок из более мягкого и податливого материала, чем детали орнамента и с соответствующими предосторожностями могут быть выгнуты для придания им требуемой формы. Следует принимать во внимание достаточно сложную пространственную, двойной кривизны форму изгиба балюстрад, прорезать их нижний планширь в трех-четырех местах для облегчения выполнения этого изгиба.
Совсем несложно на время схватывания клея прижать несколькими "крокодильчиками" "свою" балюстраду на верхней палубе галереи. А вот для нижней палубы рекомендуется просверлить три-четыре отверстия в вертикальной обшивке сразу же под уровнем палубы, в которые и можно вставить "крокодильчики". Безусловно, эти отверстия заделываются перед установкой бронзовых накладок в этом месте.
Декоративные накладки и соединяющие их орнаментальные листья вокруг корпуса под нижней галереей требуют очень внимательной и точной разметки на корпусе, а также некоторой коррекции их контуров для точной установки на свои места.
Несколько бронзовых деталей представляют щиты с гербами. Вместо того, чтобы установить их как и рекомендовано в инструкции без какой-либо обработки - цвета бронзы, можно их разрисовать. Например, фон четвертей выполняется крест-накрест красным и белым с разноцветными деталями барельефа герба. Это добавит модели несколько небольших, но очень эффектных и привлекающих внимание деталей и в носовой, и в кормовой части корпуса, значительно повысив ее зрелищность.
Различные виды декоративных элементов модели показаны на рис. 18, 19 и 20.

Рис. 18. Бронзовые элементы орнамента носовой части.

Рис. 19. Транец с установленными литыми и фототравленными деталями.

Рис. 20. Ограждения и украшения кормовых галерей.

Гальюн

Этот этап - самый реальный экзамен умения и мастерства моделиста.
Работать рекомендуется по направлению снизу вверх. Прежде всего следует подогнать и установить на место по обоим бортам кницы гальюна. Их форма и расположение снимается при помощи фототравленного накладного украшения, проходящего из подклюзовой области корпуса под носовую фигуру. Искривленные, с меняющимся базовым углом посадочные поверхности этих пар книц делает практически невозможной подгонку этих поверхностей под установку последующих элементов и, прежде всего, указанного клиновидного украшения.
Решить этот вопрос можно путем замены оригинальных деталей книц на свои, из более толстого материала. В этом случае, произведя их подгонку по посадочным поверхностям корпуса и форштевня, а также обработав их наружную посадочную поверхность, к последней прикладываются орнаментальные фототравленные накладки соответственно правого и левого бортов, и очерчивается их контур, по которому кницы и обрабатываются, обеспечивая идеальное их совпадение с накладками. После такой подгонки все детали устанавливаются на место (Рис. 18).
На форштевне устанавливаются опорные кницы палубы гальюна. Следует обратить особое внимание на их симметричность и вертикальность.
Регели изготовлены из декоративных бронзовых полос. Их в наборе по три на борт и, практически, они соединяют оба борта. Вначале устанавливаются гербовые щиты позади крамболов по обоим бортам. Также устанавливается на свое место позади носовой фигуры декоративная отливка, являющаяся передней законцовкой регелей. Затем полезно приготовить трафарет, отображающий раскладку регелей, который снимается с соответствующих чертежей. Здесь может потребоваться некоторая техническая корректировка. Другими словами, надо будет немножко сжульничать. Для этого следует на отдельный лист бумаги снять с модели реальные размеры и взаимное расположение трех отверстий в гербовых щитах и декоративной отливке на форштевне. После этого "теоретический" трафарет разрезается на две части, а затем позиционируется и фиксируется на "реальном" бумажном чертежике. Выступающая часть трафарета подрезается по границам верхнего и нижнего регелей и прикладывается к модели для окончательной проверке. Любая необходимая последующая корректировка может быть сделана изготовлением нового трафарета (Рис. 21). Важно отметить, что четыре литые шпангоута регелей по каждому борту - идентичные, поэтому следует внимательно рассортировать регели, чтобы их не попутать.

Рис. 21. Картонные трафареты регелей. Одинаковы для левого и правого бортов (в зеркальном отражении!).

Имитации пушечных стволов

Несколько слов. Если, как и положено, моделист пожелает сделать так, чтобы все имитации орудийных стволов нижних закрытых палуб выступали за пределы корпуса на абсолютно одинаковое расстояние, то для корректировки вылета этих стволов лучше всего подкладывать шайбы между ними и блоками, куда они устанавливаются. Если требуется имитацию "утопить" в корпус, то в деревянных блоках сверлятся отверстия диаметром 6 мм, в которых и удерживается сам ствол. Во всех случаях первоначально в блоках сверлится небольшого диаметра пилотное отверстие, в которое, согласно инструкции, устанавливается имитатор ствола своей ножкой в казенной части.
Еще одним важным моментом является необходимости окраски каналов этих стволов черным матовым перед их установкой на место. Для этого достаточно только капнуть каплю акриловой краски вовнутрь и промокнуть излишек влажной салфеткой.
После установки всех имитаций пушечных стволов приходит время установки на место крышек пушечных портов нижних палуб. Чуть повыше каждого порта сверлятся по два отверстия небольшого диаметра для проводки концов, которыми через посредство талей поднимается и удерживается в открытом положении крышка. Кончики ниток нужного размера, имитирующих эти концы, пропитываются цианоакриловым клеем и вклеиваются в корпус, после чего привязываются к рымам обухов, установленных на лицевой стороне крышек и обрезаются.

Палубные ограждения

Для полного совпадения отверстий под стойки рекомендуется сверлить верхнюю и нижнюю часть этих ограждений только совместно. Все продольные размеры ограждений на этом этапе снимаются уже не с чертежей, а с самой модели. Высота ограждений, безусловно, зависит от размера поставляемых в наборе стоек.

Спиральные трапы

Метод изготовления этих трапов, показанный на чертежах, работает без вопросов. Единственно, можно сделать маленькую поправку в методе изготовления наружной изогнутой тетивы. Прежде всего, она состоит из двух шаров полосок толщиной 0,5 мм, склеенных вместе. Внутренний шар полосок 3х0,5 мм выкладывается по образующей трубки диаметром 32 мм, которая поставляется в наборе, и прижимается к ней парой резиновых колечек. После этого вся поверхность собранных полос промазывается клеем ПВА. Такой способ помогает избежать случайного прихватывания клеем полосок к трубке, которое, кроме всего прочего, может потребовать дополнительной очистки внутренней, лицевой поверхности. Наружный шар полосок 4х0,5 мм, также удерживаемый и прижимаемый резиновыми колечками, устанавливается и фиксируется на клею после полного высыхания первого слоя. При этом можно сохранить много времени, если цилиндрическую заготовку за один раз сделать такой длинны, чтобы ее хватило сразу на все три требуемые тетивы.
Опять же, даже не обращая внимание на чертежи, высота каждого трапа снимается в соответствующих местах модели. Расстояние между соответствующими палубами - критическая и ключевая величина, а выполнение разворота в 120°, или 42 мм на диаметре 36 мм - не столь простая задача.
Вначале обрабатываются ступени трапов и центральная опорная стойка обрезается точно по высоте между поверхностями верх- и нижележащей палуб. Ступени перекрывают одна другую наполовину и фиксируются к центральной стойке - только в этом случае можно достигнуть правильной степени разворота трапа. Отдельные детали процесса изготовления винтового трапа показаны на рис.22.

Рис. 22. Последовательность строительства винтовых трапов.

После этого к трапу приклеивается предварительно подготовленная тетива, а также разнообразные опорные полосы, стойки, поручни.

Балюстрада

Описание процесса изготовления балюстрады, данное в документации, весьма практично, хотя на первый взгляд и переусложнено. Главным моментом, которого следует придерживаться безусловно, является подгонка и сверление верхней и нижней части каждой секции балюстрады только совместно, чтобы они получились идентичными. Угловые колонны для их укрепления дополнительно, кроме приклеивания, фиксируются нагелями, а после полного их высыхания все остальные, промежуточные колонны просто задвигаются по месту.

Орудия открытых палуб

Это то, что необходимо сделать немедленно перед продолжение работы по деталировке палуб. Ведь фактически судовые орудия в местах под кватер-деком и ахтер-деком установить на место будет просто невозможно после того, когда будут установлены грот- и бизань-мачты, а особенно битенги с кофель-нагельными планками у их основания. По схожей причине два смотрящих в нос судовых орудия, находящиеся под фор-деком, должны быть установлены на место до установки решетчатого люка фор-дека.
Станины судовых орудий состоят из двух боковин, фиксируемых к опорам осей (Рис.23). Все эти детали даются в наборе предварительно вырезанными лазером. Соединение всех этих деталей достаточно сложное, особенно принимая во внимание необходимость полной идентичности всех орудийных станин модели. На выручку может прийти простейший, сделанный из подручного материала, кондуктор, использование которого обеспечивает и простоту, и правильность соединения орудийных станин (Рис.24). Для более быстрого выполнения этой работы можно использовать цианоакриловый клей. Реальные станины настоящих корабельных орудий могли оставаться неокрашенными. К сожалению, предлагаемый в наборе вид древесины для орудийных станин не оставляет моделисту другого выбора, кроме окраски их в темно-коричневый цвет.
Полностью собранное и подготовленное к установке на модели судовое орудие показано на рис. 25.

Рис. 23. Элементы судовых орудий. Сборочный кондуктор.

Рис. 24. Опоры осей в кондукторе. Боковины подготовлены к установке.

Рис. 25. Законченная орудийная станина. Законченное судовое орудие.

Следует обратить внимание на то, что опоры осей имеют два типоразмера: для передней и для задней оси станины судового орудия, также, кстати, как и сами бронзовые оси. Колеса станин большего диаметра ставятся в передней части станины, а меньшего - в задней, для компенсации прогиба палуб. И опять же, все каналы пушечных стволов должны быть окрашены черным.

Решетчатые люки

На модели требуется установить одиннадцать решетчатых люков. Один из них делится на две части (Рис. 26). Набор не дает моделисту права на ошибку, потому что заготовок для изготовления этих решеток дано ровно в обрез. Поэтому следует использовать только острый инструмент, чтобы не запороть заготовки. Сама сборка решеток не представляет никакой сложности, только следует не забыть установить рамку-окантовку и нащельники.

Рис. 26. Палубная решетка. Нижняя окантована и готова к установке.

Палубное оборудование

Кофель-нагельные планки, битенги, шпиль, судовой колокол. Подготовка и установка этих элементов не вызывает никаких сложностей, если пользоваться рекомендациями инструкции и чертежами. На кофель-нагельных планках размещается большое количество идентичных деталей, подготавливаемых в связи с этим одновременно. Почти все палубные элементы, прежде всего те, которые должны в будущем воспринимать нагрузки от такелажа, рекомендовано устанавливать с использованием нагелей.
Корабельные фонари - стандартные детали от Mantua. Для повышения их зрелищности рекомендуется выложить их изнутри кусочками прозрачной ацетатной пленки. Установка фонарей требует значительного внимания и мастерства для того, чтобы установить их под правильным углом и на соответствующую высоту, однако правильно установленные, они выглядят просто чудесно.
Якоря собираются по стандартной для наборов схеме. Штоки вырезаны лазером из фанеры. Как и в других местах проекта, использованная для штоков древесина должна быть либо окрашена, либо заменена другой, с изготовлением штоков "с нуля". Якорные рымы должны быть оклетневаны для более профессионального и исторически корректного их представления.

Вант-путенсы

Некоторое удивление и размышления о соответствии стоимости набора его качеству может вызвать этот этап: установка на русленях вант-путенс-юферсов и вант-путенсов. В то время, как множество деревянных деталей набора, имеющих достаточно сложную форму, поставляются в виде предварительно вырезанных элементов, практически все элементы обвязки русленей должны быть выполнены самим моделистом из латунной проволоки. В свою очередь это вызывает необходимость придумывать какие-то самодельные приспособления и кондукторы, которые помогли бы сделать все эти элементы как и требуется, абсолютно идентичными. Безусловно, большинство моделистов справится с этой проблемой. С большим или меньшим успехом. Но для набора такого уровня такое игнорирование столь важных деталей оставляют неприятный осадок.
И даже большей проблемой, чем изготовление вышеописанных деталей, является их установка на корпусе модели. Инструмент приходится держать ужасающе близко к поднятым крышкам пушечных портов и установка гвоздиков путенс-планок в даже предварительно высверленные отверстия представляет определенную и немалую опасность для модели. Эта работа не на скорость. Да даже без твердого чувства уверенности в себе не стоит начинать такую работу.
И конечно же, латунная проволока и путенс-планки имеют "неправильный" цвет, поэтому должны быть окрашены. Рекомендуется окраску выполнять после соединения вант-путенсов с юферсами и до их установки на руслени.
Палубные элементы и детали показаны на рис. 27, 28, 29, и 30.

Рис. 27. Кормовые палубы. Руслени.

Рис. 28. Палубные детали вокруг грот-мачты.

Рис. 29. Шпиль и судовой колокол. Опора вельбота на главной палубе.

Рис. 30. Носовая часть. Оклетневанные рымы якорей.

Подставка

До этого момента можно для работы над корпусом модели использовать подставку, собранную насухо из деталей, поставляемых в наборе. Однако ближе к концу проекта оказывается, что "фирменная", простенькая подставка совсем не соответствует уровню модели, которая заслуживает чего-то получше двух фигурных кусков фанеры, соединенных деревянными кругляшами. Даже протравленная и отлакированная, эта подставка имеет топорный вид. Поэтому лучше подставку сделать самому, например, как изображено на фотографии собранной модели в начале статьи, с точеными ножками и именной табличкой.

Вооружение и такелаж

Модель корабля San Felipe в этом масштабе слишком крупная, чтобы моделист в своей квартире или даже доме чувствовал себя рядом с ней достаточно комфортно, а не как в коммуналке. Поэтому видится логичным выполнение этой модели только в виде корпуса, т.е на этом практически закончить работу.
Следует отметить, что изучение документации и прилагаемых для вооружения модели и установки такелажа деталей, материалов и элементов показывает, что выполнение этой части проекта должно проводится по обычным схемам и известным последовательностям. Многие элементы вооружения предварительно вырезаны, что значительно облегчает работу в этой части проекта.
Установка такелажа не привносит в работу никаких неожиданностей. Единственный вопрос - значительный его объем! В наборе нет парусов, поэтому моделисту остается значительно больше места для рук и инструмента.
На свои места устанавливаются только коротыши мачт и бушприта, а также ватер-вулинги последнего.

Выводы

Даже при столь изначально высокой цене, моделист получает длительное удовольствие, так что стоимость, разделенная на множество затрачиваемых в приятном модельном времяпрепровождении часов, дает достаточно низкую величину. Не стоит упоминать о реальном количестве затраченных на строительство этой модели часов, т.к. все равно это не может учесть возможностей и умения конкретного моделиста. Но, во всех случаях этот проект - не для нескольких выходных. И даже не для одного отпуска.
Фирма Mantua заработала свое хорошее имя благодаря качеству выпускаемых ею моделей, однако, как впрочем и в любом наборе, San Felipe сделан с ошибками. Ничего не поделаешь. Да и не хочется опускаться до мелочных придирок и нытья.
Конечно же, стоило бы некоторые детали выполнить не из фанеры, а из хорошей древесины. У фирмы была хорошая задумка обеспечить моделиста предварительно вырезанными достаточно сложными деталями вместо того, чтобы заставлять его "строгать" все это самому. С другой стороны, отсутствие готовых вант-путенсов - большой минус для набора.
Чертежи хороши во всех смыслах, инструкция достаточно подробна и последовательна. Проект соответствует реальному историческому виду парусных кораблей на весьма хорошем уровне, хотя, правду говоря, по данному конкретному кораблю информации осталось не так-то и много, так что этот проект наполовину подпадает под категорию "типичная фантазия".
Но не смотря ни на что, законченная модель имеет весьма импозантный вид и может принести ее автору достаточно глубокое чувство самоудовлетворения.
Стоимость? Если учесть количество часов захватывающей работы над моделью, то это того стоит.

Построенный королем Испании в 1690 году, San Felipe был самым большим и величественным военным кораблем этого государства того времени.



Характеристика модели:

Данная модель выполняется из различных пород дерева, цветовое сочетание которых, совпадает с окраской судна того времени. Обшивка корпуса состоит из деревянных ламелей различного сечения. Так-же присутствуют металлические элементы (кормовое украшение, детали крышек орудийных портов, орудия, носовое украшение, обрамление якорных клюзов, якоря, некоторые дельные вещи).Модель богато украшена декором. Блоки и юферсы выполнены из темного ореха. Для ведения такелажа используются нити различных цветов и нескольких диаметров, что позволяет различать все виды талей.

При окраске модели используются качественные акриловые водостойкие краски шелковистоматовых и полуматовых тонов, что наиболее соответствует натуральным красителям.

Модель имеет большие габариты и хорошо смотрится на каминной полке, небольшом комоде, невысокой подставке, а установка модели в кофр придаст ей вид музейного экспоната.

По желанию заказчика модель исполняется в нескольких вариантах: лакированной или окрашенной в цвета согласно правилам того времени.