Юрий аракчеев писатель. Юрий аракчеев

Крупным планом. Юрий АРАКЧЕЕВ

Писателем-самоубийцей был Валера Гейдеко. В своем месте я довольно подробно поведал его историю, теперь же – о том, кто преспокойно, доверчиво и жизнерадостно поселился вместо него в 3-м Красносельском переулке. Там поселился тот, кто с гордостью говорил о себе: «Я ухитрялся фотографировать обнаженных девушек на фоне природного пейзажа в суровые годы застоя».

Еще он фотографировал бабочек, гусениц, жуков и пауков, химические реакции, а также морозные узоры на стеклах окон. «Ошеломляли не только гармония и красота узоров, – писал он, – но и то, что кристаллики, группируясь, составляли нечто похожее на травинки, листья, даже на тропические дремучие заросли». Городских пейзажей и вообще городов, в том числе родную Москву, не фотографировал, за одним-единственным исключением. Исключением этим был Париж.

Собственно, мы, группа московских писателей, увидели Париж – во всяком случае, увидели по-новому – именно его, Юрия Аракчеева, глазами. Только произошло это уже в Москве, когда недели через две после возвращения он пригласил нас – не всех, человек семь или восемь – к себе в Красносельский переулок. Жил он один – он вообще до семидесяти лет (в семьдесят свадьбу сыграл) жил один, – напоил всех чаем с вафельным тортом, рассадил рядком и принялся показывать слайды. И тут мы убедились, что этот закоренелый холостяк, человек без возраста (лишь когда он перестал быть холостяком, я узнал, сколько ему лет), который во время нашего французского турне то лихорадочно прилипал с камерой к автобусному стеклу, то выбегал чуть ли не на середину дороги, успел увидеть – и, главное, запечатлеть на пленке! – гораздо больше, чем увидели мы. Больше и совсем по-другому. Ярче… Красочней…

Почему, однако, я называю его человеком без возраста? А потому что возраст свой он тщательно скрывал и, да простится мне невольный каламбур, не скрывал, что скрывает. И даже подводил под это своеобразный идеологический базис. «Из стойкой ненависти к чисто советской анкетности категорически возражаю против публикации года моего рождения», – отчеканил он в автобиографии.

Избегал не только публикаций, но и каких бы то ни было разговоров на эту тему. Даже в отсутствии дам… Впрочем, дам вокруг него не было, – только девочки, прекрасно сложенные юные создания, обычно молчащие. И уж, конечно, не задумывающиеся о том, сколько там годков их обворожительному господину. Аполлон не должен иметь возраста! Это – аксиома, которой он следовал неукоснительно.

«В поисках Аполлона» – называется одна из его книг. «Много лет я искал Аполлона. Поблизости искать его не было смысла, хотя когда-то он летал совсем рядом – в том районе, где я сейчас живу, можно было запросто его встретить. Но теперь нет. Теперь его нельзя встретить не только рядом, но и в близких окрестностях, ехать нужно далеко, забираться в горы, а там тоже искать и искать». Надо, однако, отдать Аракчееву должное: свои неутомимые поиски он распространял не только на бабочек, но и на себя тоже. На поиски Аполлона в самом себе, атлетическим телосложением природой отнюдь не наделенном.

Не наделенном? Ну и что! Есть гимнастика йогов. Есть лыжи. Есть велосипед, на котором он, путешествуя, проезжал не одну-две сотни километров, как я, а тысячи. Много тысяч…

Он обожал снимать девушек в жанре «ню», а какая ж девушка разденется перед пожилым дяденькой с дряблыми мышцами! Он и мою Жанну уговаривал попозировать ему в этом тогда еще полулегальном жанре, даже испрашивал моего отцовского благословения, но я выказал себя, причем не в самой вежливой форме, закоренелым ретроградом. Мне вполне доставало снимков, где моя дочь в одежде, – тех самых, что лежат сейчас в моем столе. Первоклассных, повторяю, снимков…

Однажды ему приснился сон, будто он командир отряда космонавтов и дано этому отряду задание: доставить на некую Бурую планету бабочку. Голубую бабочку. Дело в том, что на Бурой планете вообще не было никакого цвета, кроме однообразно бурого, и Голубая бабочка – посланец Земли – должна была положить начало рождению всех цветов спектра. Юра много раз рассказывал этот сон, а потом подробно описал его в книге «Джунгли во дворе», на которую я напечатал рецензию в журнале «Октябрь». Словом, я помню этот чудесный, хотя чуточку и подпорченный аллегорией сон так, словно сам видел его…

К полету на Бурую планету готовится женщина, поскольку «малейшая агрессивность, малейший страх за себя мог свести на нет всю акцию по спасению. Вот почему бабочка, вот почему женщина». В последний момент, однако, единственная в отряде женщина-космонавт заболевает, и, стало быть, задание должен выполнить сам командир отряда. То есть человек без возраста Юра Аракчеев. Он и летит – в буром скафандре, с бурой коробочкой в руке. Раскрывает ее, бабочка выпархивает, и вскорости «на бурых склонах лощины, на склонах ближайшей горы и дальше, дальше, до горизонта, появились голубые проблески. Все пришло в движение, а вот уже и красный, желтый, зеленый… Планета расцвела».

Помимо книг о бабочках он писал и художественную прозу – его первый рассказ был напечатан в «Новом мире» Твардовского, а первая книга вышла с предисловием Юрия Трифонова. Но о бабочках все-таки получалось лучше. Они доверяли ему, бабочки, и это доверие было взаимным. Он тоже доверял им. Он вообще доверчивый человек, восторженно-доверчивый – во всяком случае, в те годы, когда у него еще не было возраста, когда мы часто виделись, когда ездили в гости друг к другу, о нем можно было сказать именно так: восторженно-доверчивый. Доверчивый к миру… Доверчивый к квартире, которая перешла к нему от самоубийцы; я бывал в ней еще в бытность Гейдеко, тоже, между прочим, занимавшегося гантелями – не теми же часом, приходило в голову, что лежали впоследствии в аракчеевской кухне… Доверчивый к финансовым пирамидам – в частности, к пресловутой МММ. Когда разразился скандал и десятки тысяч обманутых вкладчиков перекрывали улицы, акционер МММ Аракчеев, который в числе обманутых не оказался, опубликовал страстное письмо в защиту Мавроди. Опубликовал в той самой газете «Труд», где я напечатал разоблачительную статью о гениальном аферисте. Правда, Юрина статья была помещена на правах рекламы – неистовый Мавроди продолжал бороться.

По-моему, это было не лучшим сочинением Аракчеева – лучшими по-прежнему остаются книги о бабочках. Хотя его звездный час пришелся на 88-й год, тот самый, в котором мы с вами находимся сейчас. За несколько месяцев до этого, в 87-м, в «Знамени» вышла его документальная повесть «Пирамида» – о человеке, необоснованно приговоренном к смертной казни, и повесть эта сделала его знаменитым. Его приглашали на радио и телевидение, у него брали интервью, к нему пачками приходили читательские письма. Разбирать их помогали автору юные прелестницы. Потом, разумеется, позировавшие ему. Но сейчас, думая о Юрии Сергеевиче, я вспоминаю почему-то не его звездный 88-й, а год 83-й, Коктебель, июль месяц. Даже, заглянув в дневник, могу число назвать – двадцать пятое.

Шел дождь – не летний, с грозой и радугой, а нудный какой-то, осенний. И без того малолюдный пляж к обеду и вовсе опустел. Под навесом на высоком топчане сидела, поджав ноги, худенькая, большеглазая «девочка» Аракчеева. Это он сам так ее звал: моя девочка. Хорошим тоном, с хорошей улыбкой на лице… Она приехала отдельно от него, по его приехала вызову, и жила отдельно, снимая с трехлетней дочуркой какой-то сарайчик. Сейчас эта белокурая дочурка играла у маминых ног знаменитыми коктебельскими камушками. Было ветрено, грязные волны накатывали на берег, никто не купался, кроме меня. Аракчеев трапезничал в литфондовской столовой, теплой, хорошо сервированной, с официантками, а его «девочка» забывчиво смотрела на море. На спину была накинуто розовое полотенце, которое спадало то с одного плеча, то с другого, она медленно, как-то механически подтягивала его, но оно опять спадало. Я, направляясь, к раздевалке, прошел совсем близко от нее, но «девочка» не обратила на меня внимания.

Из книги Эффект Геллера автора Геллер Ури

Из книги Эйзенштейн автора Шкловский Виктор Борисович

Чаплин крупным планом Чаплин дома; Чаплин без грима; Чаплин, увиденный рядом, поразил Эйзенштейна внешностью.Мы все знали Чаплина таким, каким он захотел показать себя на экранах: меланхоликом, маленьким, мешковато одетым человеком с расслабленной походкой.Когда-то он

Из книги Пятьдесят лет в раю автора Киреев Руслан

Крупным планом. И. ГРЕКОВА Американский писатель Герман Мелвилл как-то обмолвился, что в могиле Шекспира покоится неизмеримо большее, нежели все Шекспиром написанное. Отсюда следует, что нам, живущим, Шекспира до конца никогда не понять, как не понять до конца и Пушкина,

Из книги Я к вам пришел! автора Лисняк Борис Николаевич

Крупным планом. Юрий ДОДОЛЕВ Прочитав мое «Искупление», он сразу встал на сторону отца, у которого увели из-под носа сына. У Додолева ситуация была прямо противоположной: после развода с женой выкрал у нее своего малолетнего ребенка и увез в Казахстан, где работал собкором

Из книги Черные сухари автора Драбкина Елизавета Яковлевна

Крупным планом. Сергей НАРОВЧАТОВ Читая ее, Сергей Сергеевич наверняка вспоминал свое давнее стихотворение «Пес, девчонка и поэт» – хотя бы потому, что в моем сочинении почти дословно повторяется его, наровчатовская, строчка: «Я во хмелю всегда сентиментален…». Именно

Из книги Феллини автора Мерлино Бенито

Крупным планом. Георгий СЕМЕНОВ Его собственная проза, медленная и негромкая, походила, как это и должно быть, на своего автора. Никогда не повышал он ровного глуховатого голоса; надо было напрягать слух, чтобы расслышать, что говорит вам этот крупный, плотный – и такая

Из книги автора

Крупным планом. Леонид ЗОРИН В одном из писем ко мне он написал: «Похоже, нас делали из одной глины». Это письмо, с помарками, как всегда у него, с зачеркиваньями, вставками, с выделениями отдельных слов – где разрядкой, где прописными буквами, представляет собой

Из книги автора

Крупным планом. Лев АННИНСКИЙ Говоря, что видел его очень близко, я имею в виду столовую Литинститута, что располагалась в маленькой пристройке позади старинного особнячка, в котором помещалось тогда «Знамя». Не знаю, в каком отделе работал там Лев Александрович –

Из книги автора

Крупным планом. Анатолий Ким Это я спросил его о дочерях – как, мол, они, – но он ответил не сразу. Еще подлил себе воды – не чая, именно воды, той самой, из источника, холодненькой, ибо горячая, по его словам, искажает вкус меда. Его было с полдюжины сортов на столе, из запасов

Из книги автора

Крупным планом. Сергей ЗАЛЫГИН Первым был роман «Свобода выбора». Работая над ним, я обратил внимание, что главный герой, старый, ровесник автора, писатель Нелепин, пространно рассуждающий обо всем на свете (как опять-таки и автор), совершенно не задумывается о смерти. О

Из книги автора

Крупным планом. Юрий Карякин Собственно, Достоевский и познакомил нас. В журнале «Литературное обозрение» была напечатана большая рецензия Юрия Федоровича на мудреную книгу о Достоевском некоего профессора, доктора наук, от которой Карякин, ученой степени не имеющий, не

Из книги автора

Крупным планом. Лев ОШАНИН Да, его жизненная сила не иссякала с годами. В 87-м, в свои семьдесят пять, он был точно таким же, каким я, первокурсник, впервые увидел его четверть века назад, в 62-м. Все та же стать, все тот же громкий, сочный голос, все то же крупное, холенное, без

Из книги автора

Крупным планом. Валерий ПОПОВ «Грибники ходят с ножами», – выговорил он, не очень уверенно, когда я уже входил в автобус, который от пансионата, минуя Ярославль, должен был прямиком доставить нас в Москву.Попову в Москву не надо было: остался ждать другого автобуса, как раз

Из книги автора

Глава 5. Крупным планом

Из книги автора

Крупным планом В один из первых дней августа мы подъезжали к Москве. Окна вагона были раскрыты, в них врывался ветер. Над городом ползла тяжелая гряда туч. С каждой минутой становилось темнее. Вот на мгновение блеснули золотые главы кремлевских соборов. Блеснули и

Из книги автора

«ЧИНЕЧИТТА» КРУПНЫМ ПЛАНОМ В 1960 году, в год выпуска «Сладкой жизни», Федерико Феллини исполнилось сорок лет. Повзрослев, худой высокий парень с взлохмаченной шевелюрой приобрел благообразный вид, пополнел, но остался таким же жизнерадостным, мечтательным, застенчивым,

Родился в Москве.

Со школьных лет хотел стать писателем, однако после окончания школы поступил на Физический факультет Московского Государственного университета. Ушел с 3-го курса, решив "свободно познавать жизнь". Сменил много профессий: станочник, слесарь-сборщик, грузчик, рабочий сцены театра, монтажник, лаборант, фотограф… Закончил заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького. Полгода проработал на Центральном Телевидении в должности "редактора-методиста", затем уволился, перейдя на "вольные хлеба", параллельно с писательством занимаясь фотографией. Много путешествовал по стране - в частности, на дорожном велосипеде "Прогресс"…

Впервые один из рассказов - "Подкидыш" - был опубликован в журнале "Новый мир", когда его главным редактором был А.Т.Твардовский (№9, 1965 г.). Тем не менее, другие "социальные" рассказы и повести упорно отклонялись "по цензурным соображениям".

Первая книга вышла в 1974 году (издательство "Советская Россия") с предисловием Ю.В.Трифонова. В связи с ней "вне очереди" и "единогласно" принят в Союз Писателей СССР (1976 г.).

В качестве специального корреспондента ездил в командировки от газет и журналов "Труд", "Литературная газета", "Правда", "Знание-сила", "Турист" и других.

Статьи, рассказы, очерки (главным образом на "природоведческие" темы) публиковались почти во всех центральных газетах и журналах. Книги переведены на чешский, болгарский, французский, английский и другие языки. Одна из рецензий на эти статьи и книги называлась так: "Изготовление душ хорошего качества". Фотографии природы названы "вне конкуренции"… В 1981 г. вышла книга "Джунгли во дворе" с предисловием Н.Н.Дроздова (изд. "Мысль")...

Однако "социальные" рассказы, повести и роман, как правило, возвращались по "цензурным" или "идейным" соображениям (в 1968 г. цензура ЦК КПСС "зарубила" в журнале "Новый мир" уже набранную и одобренную А.Т.Твардовским повесть "Переполох"; в 1976 г. в "Литературной газете" "не прошла" большая документальная повесть "Высшая мера" и т.д.).

В 1987 г. в журнале "Знамя" (№№ 8-9) была опубликована "социально-криминальная" повесть "Пирамида", тотчас же ставшая "одним из самых заметных бестселлеров перестройки". В библиотеках на ее прочтение выстраивались многомесячные очереди. Газета "Книжное обозрение" от 28 марта 1988 г. опубликовала "рейтинг читательского интереса", где "Пирамида" заняла место на самом верху списка - сразу после "Детей Арбата" Рыбакова, - опередив таких признанных "китов", как "Белые одежды" Дудинцева, "Зубр" Гранина, "Тучка золотая" Приставкина, книги В.Пикуля, М.Булгакова, В. Набокова…

Тем не менее, самые серьезные и самые интересные рукописи журналы и издательства по-прежнему не решались печатать, а восторженные отклики на "Пирамиду" тотчас после ее выхода в журнале, быстро и как-то очень дружно прекратились…

В одной из рецензий на повесть "Пирамида" сказано: "Автор мужественно смотрит в лицо правде, ибо он уверен: "Есть только один способ улучшить жизнь - посмотреть ей в лицо"… Еще в одной из рецензий на ту же повесть: "Это книга о тех, кто боролся и победил вопреки, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам безгласного времени, круговой поруке властьимущих, отчаянному ведомственному сопротивлению на всех этажах "пирамиды" (газета "Известия" от 7.9.87 г.)…

В 1992-1994 гг. активно выступал со статьями, критикующими действия "демократов" (газеты "Независимая", "Новый взгляд", "Завтра"). В 1995 г. опубликована повесть "Презентация" - о покушении на президента Б.Н.Ельцина (изд. "Вече").

Параллельно с писательской деятельностью занимался художественной фотографией. Фотоработы публиковались во многих журналах и книгах (собственные книги автора, книга "Даррелл в России" (изд. Макмиллан); журналы: "Советский Союз", "Семья и школа", "Спутник", "Знание-сила", "Наука и жизнь" и др.).

В октябре 2003 года Лондонская телекомпания "planetrapido.com" (Четвертый канал Британского телевидения) выпустила 5-минутный ролик.

Литературные публикации:
"Подкидыш", рассказ (ж."Новый мир", 1965)
"Листья", сб. повестей и рассказов ("Советская Россия",1974);
"Луна над пустыней" ("Детская литература",1980);
"Джунгли во дворе" ("Мысль",1981);
"Зажечь свечу", сб.повестей и рассказов ("Сов. Писатель",1985);
"В Стране Синих Махаонов" ("Дет.лит."1985);
"В поисках Аполлона" ("Мысль",1985);
"Пирамида" (ж."Знамя", 1987, "Молодая гвардия",1988);
"Путешествие в удивительный мир" ("Дет. лит.",1989);
"Презентация" ("Вече",1995);
"Предательство в законе" ("Олимп", 1998).
А также около десятка книжек для самых маленьких в издательстве "Малыш" ("Рассказ о Зеленой Стране", "Веселое лето", "Часы", "Чудеса из глины", "Синеокая Ока" и т.д.) (1971-1988).

В предисловии к книге "Листья" Юрий Трифонов написал: "Во всех произведениях Ю.Аракчеева есть стремление подробно и тщательно раскрывать человеческую психологию... Какие вершины стремится покорять Аракчеев! Высшей категории трудности!... Юрий Аракчеев - писатель, который будет расти, крепнуть, видоизменяться. Его последующие вещи будут не похожи на первые. Но в нем как в писателе всегда будет оставаться главное - быть предельно правдивым и во всем докапываться до сути".
Посыл литературного мэтра, а вместе с ним надежда, что у молодого писателя всё будет - и новые книги, и большие тиражи, и популярность, и деньги, и признание. Но Юрий Трифонов не мог предположить ни перестройки, ни лихих 90-х, ни засилья низкопробной литературы, ни формирования общества потребления, ни системного, сознательного формирования дурного вкуса. Он не знал и не мог знать, что всё перевернётся с ног на голову и «быть предельно правдивым и во всем докапываться до сути» закроет для его протеже многие двери.
На сайте Юрия Аракчеева есть такие слова: « Нам часто говорят, что теперь - ДРУГАЯ жизнь, и у нас ДРУГАЯ страна. "Другая жизнь" - это не та, которой живем мы сейчас на своей униженной, обворованной, разрушенной Родине. Это та, которой мы хотели бы жить и мечтаем с детства. ДРУГАЯ ЖИЗНЬ - та, к которой мы все стремимся. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ» .

Юрий любезно согласился ответить на мои вопросы, и вот такой у нас состоялся разговор.

1. Судя по биографии, в большую литературную жизнь Вас отправил Твардовский. Именно он отметил Ваши первые произведения, благодаря ему Ваши рассказы появились в журнале «Новый мир». С началом эпохи гласности, казалось бы, Вам не должно было ничего мешать. Есть имя, опыт, стиль, хорошие сюжеты…, до перестройки издано несколько книг. И, тем не менее, остановка. Можно спросить: почему?

Небольшая поправка. Рассказ «Подкидыш» в «Новом мире» был опубликован случайно. И не благодаря Твардовскому, а благодаря тому, что я дважды носил этот рассказ в «Новый мир» и только во второй раз в редакции его приняли. Твардовскому он действительно понравился, и в журнале хотели опубликовать мою повесть «Переполох», однако ее дважды «зарубила» цензура ЦК. К сожалению, в нашей стране, и тогда и сейчас, существовали и существуют силы, для которых в принципе нежелательно появление честных произведений о современности. А таких людей, как Твардовский, к сожалению, очень мало. По-настоящему мне дал ход в литературу не Твардовский, а Юрий Трифонов, рекомендовавший мою первую книгу в издательство, благодаря чему она и вышла. Именно благодаря ей меня единогласно приняли в Союз писателей. Это было сравнительно счастливое время конца 70-х - начала 80-х, когда в литературе были такие люди как Трифонов, Можаев, Быков, Астафьев, Бакланов, и они влияли на литературный процесс. Именно поэтому у меня вышла повесть «Пирамида», которая вызвала очень большой резонанс, меня буквально засыпали благодарственные письма читателей. Но тем силам, о которых я говорил, «Пирамида» категорически не понравилась. Фактически именно тогда двери редакций и издательств передо мной закрылись. Сейчас эти силы в нашей стране сильны как никогда.

2. Писатель Юрий Никитин как-то сказал: «Секрет нашей профессии в том, что хорошая книга пробьётся сама». «Уверяю вас, достаточно просто написать хорошую книгу, чтобы ее заметил любой редактор даже самой скверной квалификации. Ее издадут, ибо хорошо написанная книга обязательно найдет своих читателей…». Согласны ли Вы с таким утверждением?

Категорически не согласен. Существует очень верная поговорка: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Вся история литературы и искусства свидетельствует о том, что талантливые вещи с огромным трудом пробивали себе дорогу. И наверняка далеко не все «хорошие книги», в конце концов, вышли к читателям. Мы знаем только о вышедших, а о том, что погибло - мы не знаем. А уж если говорить о редакторах и издателях - так это просто смешно.

3. Как Вы считаете, что произойдёт в книгоиздательстве в ближайшее время?

Горячо надеюсь, что найдутся-таки издатели, которым надоест эта унизительная для них «битва за бабки» и такое отношение к литературе, какое преступно на родине Толстого, Достоевского, Пушкина и других.

4. Вы следите за современной литературой? Если да, на кого из писателей Вы обратили внимание?

Вопрос очень серьезный, но не простой. На него очень хорошо ответил Дмитрий Быков в своей статье «Смерть писателя». И не только он. Стало уже общим местом считать, что настоящая литература у нас сегодня не издается. Увы, я с этим согласен.

5. В каждой стране литература имеет свои национальные особенности. Это связано с культурой, менталитетом читателя…. Как Вы считаете, каковы особенности русской литературы?

Недаром русскую литературу считали самой человечной литературой мира. Русские писатели, как никакие другие, всегда думали о самых высоких вопросах бытия, а не только о своей личной судьбе. Как никто, русские писатели понимали, что каждый зависит от каждого, что не может быть настоящего счастья в несчастной стране. Чувство справедливости и достоинства человеческого для русских писателей, как я считаю, всегда было на первом месте.

6. Какие качества (помимо таланта, конечно) должен иметь современный писатель?

Достоинство, благородство, упорство, честность и мужество.

7. Психологи считают, память - весьма избирательная особа. Умному она предпочитает эмоциональное. Нужно ли поднимать читателя до себя, «грузить» информацией, расширять кругозор? Или направить усилия на нерв произведения?

Не понимаю, как нерв настоящего произведения может быть оторван от перечисленного выше. Вне всяких сомнений читателю нужно помогать подняться. Одно из самых отвратительных свойств «рынка» - писать на потребу масс. Это неминуемо ведет к деградации всего общества.

8. Часто слышу: «Надо писать то, что хорошо знаешь. Именно такие тексты имеют шанс на публикацию». Вы согласны?

Абсолютно согласен. Только одна поправка - «шанс на публикацию» для меня слова чисто рыночные и унизительные.

9. Последнее время говорят, что профессиональный писатель должен быть расчетлив. Он должен знать книжный рынок, читательские предпочтения; он должен вписаться в современную книжную жизнь. Иначе, писательство станет хобби. Как Вы относитесь к подобным высказываниям?

Писатель, безусловно, должен знать и постоянно изучать жизнь - это его профессия. А вот расчетливым должен быть бизнесмен, а не писатель. Да, многим писателям приходилось думать о том, чтобы книги продавались и приносили средства существования и это огромная беда для настоящего писателя. В развитом человеческом обществе писатель, если он писатель настоящий - должен писать «для Бога и читателей», а не для покупателей. Рынком должны заниматься профессионалы-рыночники - то есть менеджеры, агенты, издатели. Попытка вынудить писателя стать бизнесменом убивает литературу, что мы и наблюдаем сегодня в своей стране.

10. Ваш рассказ «Сон о бабочке» универсален. Он будит мысль, раздвигает границы мира, учит думать, прибегая к ассоциациям. Что послужило отправной точкой рассказа? Реальный сон или творческая фантазия писателя?

Огромное спасибо за Ваши добрые слова о рассказе. Инцидент с бабочкой мне на самом деле приснился. А потом начались размышления и воспоминания о том, что было в автобусе, на самом деле. У меня целый ряд рассказов, написанных в связи со снами: «Гибель популяции Сигма», «Волки», «Хитрые лошади» и другие. Наш мозг, как компьютер - ночью выдает нам какую-то картинку, которая, очевидно, является неким образом, над которым наяву стоит очень серьезно подумать.

11. Каковы Ваши творческие планы? Над чем работаете в настоящее время?

Творческие планы, как всегда, очень большие. Работаю над романом «Пациенты». Слово «пациенты» означает «испытывающие боль». В основе романа судьба хирурга, который всю жизнь занимался тем, что спасал больных. В наше время его отправили на пенсию те, кому очень приглянулось его место главного врача клиники. Переживая то, что в стране происходит сегодня, мой Николай Васильевич Глазов вспоминает восточное правило: «Если ты спас кого-то от смерти, то ты тем самым вмешался в его судьбу, а следовательно несешь за это ответственность». Хирург задумался: как распорядились подаренной жизнью спасенные им пациенты. И он пытается узнать их судьбу…

Ссылки Сайт писателя Юрия Аракчеева - http://www.arakcheev.ru/
Ю.Аракчеев в ЖЖ - http://yuriarakcheev.livejournal.com/

Ю..Аракчеев «Самиздат» - http://zhurnal.lib.ru/a/arakcheew_j_s/
Блог Ольги Валеевой - жены писателя - http://ovaleeva.livejournal.com/ Опубликовала интервью в сообществе "Без воды", где завязалась оживлённая дискуссия http://bez-vody.livejournal.com/33468.html

Родился в Москве.

Со школьных лет хотел стать писателем, однако после окончания школы поступил на Физический факультет Московского Государственного университета. Ушел с 3-го курса, решив "свободно познавать жизнь". Сменил много профессий: станочник, слесарь-сборщик, грузчик, рабочий сцены театра, монтажник, лаборант, фотограф… Закончил заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького. Полгода проработал на Центральном Телевидении в должности "редактора-методиста", затем уволился, перейдя на "вольные хлеба", параллельно с писательством занимаясь фотографией. Много путешествовал по стране - в частности, на дорожном велосипеде "Прогресс"…

Впервые один из рассказов - "Подкидыш" - был опубликован в журнале "Новый мир", когда его главным редактором был А.Т.Твардовский (№9, 1965 г.). Тем не менее, другие "социальные" рассказы и повести упорно отклонялись "по цензурным соображениям".

Первая книга вышла в 1974 году (издательство "Советская Россия") с предисловием Ю.В.Трифонова. В связи с ней "вне очереди" и "единогласно" принят в Союз Писателей СССР (1976 г.).

В качестве специального корреспондента ездил в командировки от газет и журналов "Труд", "Литературная газета", "Правда", "Знание-сила", "Турист" и других.

Статьи, рассказы, очерки (главным образом на "природоведческие" темы) публиковались почти во всех центральных газетах и журналах. Книги переведены на чешский, болгарский, французский, английский и другие языки. Одна из рецензий на эти статьи и книги называлась так: "Изготовление душ хорошего качества". Фотографии природы названы "вне конкуренции"… В 1981 г. вышла книга "Джунгли во дворе" с предисловием Н.Н.Дроздова (изд. "Мысль")...

Однако "социальные" рассказы, повести и роман, как правило, возвращались по "цензурным" или "идейным" соображениям (в 1968 г. цензура ЦК КПСС "зарубила" в журнале "Новый мир" уже набранную и одобренную А.Т.Твардовским повесть "Переполох"; в 1976 г. в "Литературной газете" "не прошла" большая документальная повесть "Высшая мера" и т.д.).

В 1987 г. в журнале "Знамя" (№№ 8-9) была опубликована "социально-криминальная" повесть "Пирамида", тотчас же ставшая "одним из самых заметных бестселлеров перестройки". В библиотеках на ее прочтение выстраивались многомесячные очереди. Газета "Книжное обозрение" от 28 марта 1988 г. опубликовала "рейтинг читательского интереса", где "Пирамида" заняла место на самом верху списка - сразу после "Детей Арбата" Рыбакова, - опередив таких признанных "китов", как "Белые одежды" Дудинцева, "Зубр" Гранина, "Тучка золотая" Приставкина, книги В.Пикуля, М.Булгакова, В. Набокова…

Тем не менее, самые серьезные и самые интересные рукописи журналы и издательства по-прежнему не решались печатать, а восторженные отклики на "Пирамиду" тотчас после ее выхода в журнале, быстро и как-то очень дружно прекратились…

В одной из рецензий на повесть "Пирамида" сказано: "Автор мужественно смотрит в лицо правде, ибо он уверен: "Есть только один способ улучшить жизнь - посмотреть ей в лицо"… Еще в одной из рецензий на ту же повесть: "Это книга о тех, кто боролся и победил вопреки, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам безгласного времени, круговой поруке властьимущих, отчаянному ведомственному сопротивлению на всех этажах "пирамиды" (газета "Известия" от 7.9.87 г.)…

В 1992-1994 гг. активно выступал со статьями, критикующими действия "демократов" (газеты "Независимая", "Новый взгляд", "Завтра"). В 1995 г. опубликована повесть "Презентация" - о покушении на президента Б.Н.Ельцина (изд. "Вече").

Параллельно с писательской деятельностью занимался художественной фотографией. Фотоработы публиковались во многих журналах и книгах (собственные книги автора, книга "Даррелл в России" (изд. Макмиллан); журналы: "Советский Союз", "Семья и школа", "Спутник", "Знание-сила", "Наука и жизнь" и др.).

В октябре 2003 года Лондонская телекомпания "planetrapido.com" (Четвертый канал Британского телевидения) выпустила 5-минутный ролик.

Литературные публикации:
"Подкидыш", рассказ (ж."Новый мир", 1965)
"Листья", сб. повестей и рассказов ("Советская Россия",1974);
"Луна над пустыней" ("Детская литература",1980);
"Джунгли во дворе" ("Мысль",1981);
"Зажечь свечу", сб.повестей и рассказов ("Сов. Писатель",1985);
"В Стране Синих Махаонов" ("Дет.лит."1985);
"В поисках Аполлона" ("Мысль",1985);
"Пирамида" (ж."Знамя", 1987, "Молодая гвардия",1988);
"Путешествие в удивительный мир" ("Дет. лит.",1989);
"Презентация" ("Вече",1995);
"Предательство в законе" ("Олимп", 1998).
А также около десятка книжек для самых маленьких в издательстве "Малыш" ("Рассказ о Зеленой Стране", "Веселое лето", "Часы", "Чудеса из глины", "Синеокая Ока" и т.д.) (1971-1988).

Фотопубликации:
Альбом фотоживописи "Прикосновение" ("Полимед", 1995);
Диск CD-ROM "Прикосновение" ("Артинфо", 1997).
Альбом-фотопоэма "Как мимолетное виденье…" ("Колокол-пресс", 2000).
А также многочисленные публикации в книгах и журналах ("Дар", "Мастера", "Душа и тело", "Андрей", "Моя Москва", "Человек и закон", "Твои возможности, человек", "Даррелл в России" (изд. Макмиллан), "Спутник", "Пентхауз", "Цветы среди цветов", "Советский Союз", "Смена", "Крестьянка", "Наука и жизнь", "Вокруг света", "Знание - сила", "Юный натуралист", "Наука и религия", "Здоровье", "Природа" и др.).