Что значит искать правды божией. Истоки

Сегодня Церковь предлагает чтение шестой главы евангелия от Матфея с 22 по 33 стихи.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? 24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. 25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Евангельский отрывок, который мы с вами слышали, является частью Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня мы коснемся небольшой ее части.

Господь обращается к нам со следующими словами: Не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить. Если буквально принять эти слова то, конечно, нам достаточно сложно представить, как это возможно не заботиться о своей семье и близких, ежедневных нуждах, как не думать о своем будущем. А может быть некоторые могут подумать, что эти слова их вообще не касаются. Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Однако, Господь не говорит: тебе не нужно есть, пить и одеваться. Напротив, по учению Церкви тело человека - это храм Духа божия.

Господь говорит о том что мы должны искать прежде всего. И здесь мы подходим к очень важному вопросу: для чего я живу, что я полагаю в основу своей жизни. Господь говорит, что во всем, что бы мы ни делали, к чему бы ни касалась наша жизнь, к чему бы мы не простирали свои руки, о чем бы мы ни думали, и во чтобы не вглядывались, - во всем следует искать царства божия и его правды. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага».

Что это значит? Например, нам встречается нечто, что очень сильно нас влечет. Мы с этих слов начали сегодня чтение священного Писания: «Светильник для тела есть око». На что мы смотрим то нас и наполняет. Это может быть красивая вещь, предмет или красивый человек и с каждым днем мы можем наполняться этим все больше и больше. Тогда нужно в этот момент спросить себя о следующем: в этом моем желании смогу ли я послужить Богу, в этом моем желании смогу ли я исполнить заповеди Божии, смогу ли я остаться настоящим человеком без греха. Если мы попробуем ответить на этот вопрос, тогда все станет на свои места. В погоне за этим я могу лишиться самого главного - жизни, жизни свободной.

К нам часто приходят мысли, в которых мы представляем себе лучшую жизнь, лучшие условия, положение, достаток, комфорт и т.д. и вот тогда мы должны вспоминать сегодняшние евангельские слова. Посмотрите на птиц, - они не мечтают, они живут, и Бог все дает им для жизни. Посмотрите на полевые лилии, - они не заботятся о своей красоте, но они так красивы и мы всегда обращаем на них внимание, потому что об их красоте заботится Бог. Человек, который живет заботой только о самом себе и ставит это для себя единственной и главной целью, но не живет заботой о правде Божией, сохранении и исполнении слова Божия в своей жизни; такой человек лишает себя жизни. Чем больше о себе забочусь я тем меньше обо мне заботится Бог. Это правило духовной жизни. Потому что там, где Ему нет места, Он его и не занимает.

Сегодняшнее евангелие, дорогие братья и сестры, звучит для каждого из нас. Мы должны уметь ответить на вопрос: зачем я живу? Этот ответ не только для меня самого важен, этот ответ может стать проповедью и свидетельством для других. Поэтому нам нужно посмотреть в себя: для чего я живу, о чем забочусь, о чем мечтаю, к чему стремлюсь, чем я живу. Священное Писание открывает нам важную истину: ищите прежде Царства Божия и господь даст все что необходимо в нашей жизни. Быть с Богом это не значит быть нищим, быть с Богом значит быть счастливым. Сегодняшнее евангелие - это откровение для каждого из нас. Господь промышляет и заботится о нас. Отнесемся с доверием к словам Господа. Будем помнить об этих словах, особенно в самые сложные периоды нашей жизни.

По молитвам святых белорусской земли, память которых мы сегодня совершаем, Всемилостивый Господь да дарует всем Вам, дорогие радиослушатели, мир и свою божественную благодать.

Иерей Александр Пальчевский

Матф.6:25-34

Сразу стоит заметить, что Иисус не запрещает труд и предусмотрительность. Он не учит тебя сесть сложить руки и ждать пока с неба упадет кусок хлеба. Вообще-то такое случается, но случается с теми, кто доверяет Богу.

Одна старушка, не имея хлеба, молилась о том, чтобы Господь послал ей хлеб. Мимо ее окна проходила молодежь и услышали, как она просит, чтобы Бог послал ей хлеба. Они рассмеялись от этой идеи: «Как это Бог ей даст хлеб? Что Он с неба ей сбросит?». В обед они снова проходили мимо ее окна и слышали, как она продолжала молиться о хлебе. Проходя вечером и услышав, что она по-прежнему молится, они решили разыграть ее. «Давайте кинем ей хлеб, пусть думает, что это Бог ей дал». Они купили хлеб и через окно бросили буханку на стол. Старушка открыла глаза, подошла к столу и взяла в руки хлеб.

«Спасибо Тебе, Господи, за ответ», - сказала она.

Молодые люди рассмеялись и отправились по домам.

Бог знает, как дать тебе обеспечение, и иногда Он делает это совсем не так, как ты ожидал. Тебе нужно доверять Богу и не беспокоиться о том, где взять пищу и одежду.

Матф.6:25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды ?

Иисус учит, что если Бог дал нам жизнь, конечно же, Он даст нам и пищу для поддержания жизни. Если Бог дал нам тело, Он даст нам и одежду, чтобы мы могли одеться. Таким образом, Иисус говорит: Если Бог дал нам жизнь, мы можем довериться Ему в отношении всего, что необходимо для поддержания жизни.

Матф.6:26 Взгляните на птиц небесных : они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их . Вы не гораздо ли лучше их?

Господь мог бы предоставить в пример Илию, Иоанна и сказать, как они были питаемы, но тогда бы мы искали причины, почему Бог кормил их. Иисус же сказал о птицах, чтобы показать нам, насколько Бог Отец безусловно заботится о своем творении .

Матф.6:27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

Иисус продолжает доказывать, что волноваться и беспокоиться в любом случае бессмысленно. Никто не может и помыслить о том, чтобы волнением и беспокойством прибавить себе 45 см роста! Забота и беспокойство ничего не решают.

Матф.6:28-30 И об одежде что заботитесь ? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую , которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас , маловеры!

Если Бог так украсил полевые цветы, хотя в том не было никакой нужды, то не тем ли более оденет и нас?

Матф.6:31-32 Итак не заботьтесь и не говорите : что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает , что вы имеете нужду во всем этом.

Иисус выдвигает очень важный аргумент против волнения и беспокойства: «это свойственно язычникам, а не тем, кто являются детьми Бога ». Неверующие не примирились с Богом, поэтому им есть о чем волноваться. Верующие же усыновлены, и им больше нет необходимости переживать о таких мелочах.

Матф.6:33 Ищите же [заботиться] прежде Царства Божия и правды [праведности] Его, и это все приложится вам.

Что приложится ? Все, в чем ты имеешь нужду. Подумай минуту обо всем, в чем ты нуждаешься. Бог не просто готов дать тебе «сухой паек», но дать все, в чем ты нуждаешься. Что значит: …Ищите же прежде Царства Божия и правды Его? Существует три царства: царство мира, царство диавола, Царство Божье. У каждого царства есть свои законы и принципы, но только одно царство является вечным. Очень часто нас интересует земное и материальное, но Бога интересует вечное и духовное.

Иисус учит нас не заботиться о том, что может предлагать этот мир и диавол, но заботиться о том, что предлагает Бог. В Божьем царстве уже действуют небесные принципы и законы. Мы должны учиться этим принципам, потому что нам предстоит провести вечность в небесах.

Написано, что туда не войдет ничто нечистое. Вот почему мы здесь учимся и изменяемся. Бог не просто дал нам заповеди, чтобы ограничить нас - Он дал нам заповеди, чтобы сделать нас подобными Ему. Он сказал «не кради», потому что Он не вор. Он сказал «не прелюбодействуй», потому что Он это не делает. Он сказал «прости», потому что Он прощает.

Иисус призывает нас, прежде всего, заботиться о вечных вещах, и стремиться к Божьему присутствию и Божьей праведности. Мы должны хорошо знать Его и Его царство.

И, наконец, Иисус говорит, что беспокойство и тревога по поводу обеспечения могут быть преодолены, если научиться жить сегодняшним днем.

Матф.6:34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне , ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

Вообще, заботы и беспокойство вызваны не внешними обстоятельствами. В одних и тех же обстоятельствах человек может реагировать по-разному, потому что все дело в состоянии нашего сердца.

Один проповедник рассказывает, что однажды он встретил нищего.

«Дай тебе Бог хороший день, друг мой», - сказал он ему.

«Слава Богу, у меня никогда не было плохих», - ответил нищий.

«Да пошлет тебе Бог счастливую жизнь», - сказал проповедник.

«Слава Богу, - ответил нищий, - я никогда не был несчастлив».

Пораженный проповедник спросил: «Что ты хочешь этим сказать?»

«Ну, - ответил нищий, - когда все прекрасно и погода тоже, я благодарю Бога; когда идет дождь - я благодарю Бога; когда у меня довольно еды - я благодарю Бога; когда у меня мало еды - я благодарю Бога. Разве я могу сказать, что я несчастлив, если я счастлив?» проповедник в изумлении смотрел на нищего.

«Кто же ты такой?» - спросил он.

«Я король», - сказал нищий.

«А где твое царство?» - спросил проповедник.

И нищий спокойно ответил: «В моем сердце».

Иисус говорит, что если мы будем искать «прежде Царства Божия», то все, что нам действительно необходимо в этой жизни, «приложится» нам.

Заботы и беспокойство по сути своей является неверием. 30 стих … И об одежде что заботитесь? … маловеры!
Все беспокоящиеся о завтрашнем дне - маловеры: ибо, если бы они имели совершенную веру в Бога, не стали бы так много заботиться. Не стоит взваливать на себя груз забот, которые еще не пришли. У нас есть, чем заняться сегодня, завтра же займемся тем, что будет завтра. Вот это и есть доверие Богу.

Выводы

Иисус открывает нам два условия к получению всего, в чем мы нуждаемся.

  • Не заботиться, не беспокоиться о нуждах, потому что это есть неверие.
  • Искать Царства Божьего и Его правду, потому что это то, о чем действительно нужно заботиться.

Как не беспокоиться, но оставаться в вере?

  • Когда возникает какая-нибудь нужда, мы не должны сразу начинать беспокоиться и суетиться, но нам нужно верить, что наш Отец уже знает об этом и все будет хорошо. Нам просто нужно оставаться в вере, молиться и благодарить Бога за ответ и помощь.
  • Иисус рекомендует не загружать себя заботами, но думать о дне нынешнем.
  • Библейское условие: чтобы увидеть ответ на нужду или проблему, мы должны веровать. Если я буду верить, тогда я увижу.
Пс.26:13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых
Иоан.11:40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

И наоборот, когда мы хотим видеть, чтобы поверить, тогда это называется неверием, и соответственно мы ничего не получим.

Иоан.20:25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю
Иоан.20:27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим .

Как искать Царство Божье и Его правду?

  • Пересмотреть ценности и цели в своей жизни.
  • Стать настоящим, горячим, радикальным христианином.
  • Перестать играть в игры, но взяться серьезно за свою духовную жизнь. Дисциплинировать себя в вопросах молитвы, изучения Слова и посещения собраний.
  • Всегда тестировать себя: в вопросе познания Бога и общения со Святым Духом. Всегда тестировать себя, «где я» и «куда я иду»? И если что-то не так, исправлять ситуацию.

Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его

Проповедь в Оптиной Пустыни

С трашно, если все устремления человека обращены только на земное!
Что такое - человек без Бога? Иустин Сербский говорит: «Это лишь обломки человека. Одетая в униформу земля. Ходячий гроб из глины!»

И птицы небесные, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы - поют человеку прекрасную песнь о Боге!

И полевые лилии своей красотой напоминают человеку о неизреченной Красоте Небесной!

А он все выбирает мамону! Ищет лихорадочно - что есть и что пить, и во что одеться!

Человечество мертвой хваткой уцепилось за временное. А в Вечность осуетившееся сердце взглянуть не хочет, а порою уже и не может.

Весь мир, всю Вселенную, Царствие Небесное хочет дать Господь человеку, а тот зажал в своей руке жалкие земные ценности, фальшивые стекляшки и не хочет эту руку разжать, чтобы Господь вложил туда несметные Божественные дары, настоящие духовные жемчужины.

И озабочен он только одним: он ищет царствия земного и правды его, и считает, что все Небесное, Вечное, Божественное как-то само собой, по инерции, магически приложится к нему….

… Ну а все же - как это? Не заботьтесь - что есть, что пить, во что одеваться, как зарабатывать, где жить!! Как это? А дети? А семьи? А престарелые родители? А наши многочисленные обязанности? Все бросить? Всем уйти в леса? Всем стать как лилии полевые?

Конечно, Господь говорит тут о другом. Он говорит о многозаботливости, о неправильно расставленных жизненных акцентах.

… Страшно, когда вся жизнь человека сосредотачивается, фокусируется на земном: на добывании вкусного корма, на выстраивании блистательной карьеры, на погоне за большим достатком, на поиске сладкой славы.

Когда человек выбирает себе господином диавола и добровольно подклоняется под его мрачное ярмо, тогда око его души - нечисто! И свет его сердца - не свет, а ужасная тьма!

Что будем есть и пить? Как будем себя чувствовать? Каким будет наше завтра?? А у св. Николая Сербского есть такое выражение: «Господь говорит: Я ваше завтра!»

Полнота жизни там, где есть доверие Богу! Как говорит св.Григорий Нисский, - «Богатый простор веры!» Полнота жизни - там, где душа человека ищет прежде всего Царствия Божия и Правды Его! Душа ведь больше пищи и тело - одежды. «Свобода наступает лишь тогда, - говорит преп.Максим Исповедник, - когда душа ничего не ставит выше, чем знание Бога».

И вот это искание Царствия Божия, которое внутрь нас есть - самая главная задача любого человека, живущего на земле! Докопаться до своей души, начать возделывать и хранить ее, «пуститься в странствие в недра своего сердца» (как говорил Гоголь), и, самое главное, встретиться с Богом на благословенных глубинах души - вот цель нашего духовного делания! Это и есть динамика уподобления Богу!

По Божественному Промыслу, человеку, как носителю образа Божия, дано творческое задание, которое он призван исполнить в пределах своего земного пути: реализовать в себе подобие Божие, стяжать обожение!

И все мы будем когда-то спрошены - как мы употребили врученные нам таланты! Пытались ли стяжать в сердце творческую энергию Любви к Богу и ближним или закопали все в стремлении хорошо поесть, красиво одеться и закружить в земном танце!!

И это внутреннее делание стяжания в сердце благодати Святаго Духа доступно и возможно каждому христианину. Где бы он не жил - в мегаполисе или в далекой пустыни, в хибарке отшельника или в многоэтажном небоскребе.

Монах, удаляясь от мира, не выпадает из этого мира. Он сострадает миру! Живет трагедию этого мира! И он присутствует в нем. Причем присутствует более, чем активно - только на другом уровне. В молитвенном, духовном пространстве.

Подобно и мирянин - внешне живущей в суете мира может быть глубоко погружен во внутреннюю исихию. Старица Смарагда рассказывает: Сидит торговка, торгует чем-то, платок на глаза надвинут, а сама творит Иисусову молитву. Подходит к ней нищий и говорит тихо: «А ты бы попроще: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную . Тебе легче будет». Вот такие бывают торговки и нищие.

Понятие «мир», по святым отцам, означает «жить по страстям». «Не любить мира», «уйти из мира», «отречься от мира», «умереть для мира», - это значит умереть для греха и отречься от пагубного действия страстей!

Господь благословляет Своею Любовью наш падший, погруженный в себялюбие мир! Он молчаливо и кротко напоминает:

Рожайте детей, растите, кормите, их, но помните, что все вы сами - дети Небесного Отца!

Изобретайте новые технологии, но знайте, что Творец Вселенной - выше и мудрее всех земных технологий!

Лечите людей, помогайте им избавиться от болезней, но не забывайте, что Господь - Главный Врач и душ и телес наших!

Охраняйте границы Отечества от «нашествия иноплеменных», но не теряйте упование на Бога: «Аще не Господь сохранит град - всуе бде стрегий!»

«Два человека, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену, содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Он без нужды, с помощью Божией, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому и однажды с гневом сказал ему: “Откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тебя тружусь, а все–таки обнищал. Отчего так?” Первый ему отвечал: “Я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. Если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото делить с тобою пополам”. Бедный сосед поверил и так же стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда никакого золота на дороге не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: “Видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и как тебя обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ″Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам″ (Мф. 6: 33), и они оправдались на мне. И если я сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, через хождение в церковь оба мы, и ты и я, приобрели все нужное нам”» .

В теории музыки есть понятие ключа. Это такой небольшой значок, который, однако, играет очень большую роль: он организует на нотоносце ноты, определяя октаву, в которой необходимо исполнять музыкальное произведение. Попробуем заменить на нотном стане ключи басовый на скрипичный, поменяв их местами, но оставляя все ноты на прежнем месте, и предложим исполнить эти ноты какому-нибудь музыканту. Полагаю, что тот откажется исполнять предложенный ему «шедевр», понимая, что получится нечто неблагозвучное, и опасаясь за свою репутацию. Нечто подобное очень часто происходит в нашей духовной жизни, а точнее, в ее церковной составляющей, когда цели этой последней мы подменяем целями посторонними, нецерковными.

В нравственном богословии понятие побуждающего мотива или цели имеет очень важное значение при определении духовной ценности любого поступка. Одно и то же по внешнему содержанию действие, совершенное двумя разными людьми с разной целью, имеет весьма различное значение и следствие для них. Возьмем, к примеру, дом престарелых. Его может посещать и православный волонтер, и общественный деятель. Кажется, что оба совершают одно действие и действие это добродетельно. Но если мы вдруг узнаем, что волонтер делает это исключительно ради Христа, исполняя Его заповедь, а общественный деятель желает через это лишь приобрести себе авторитет в обществе, то мы поймем, что их поступки имеют весьма мало общего, и не будем спешить называть деятеля добродетельным.

Святая Церковь создана на земле Господом ради нашего спасения. Исключительная и единственная цель Церкви есть спасение человека, заключающееся в исцелении от духовных немощей, которые именуются еще греховными страстями, и в соединении с Богом. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда» . Средства, о которых говорит святитель, – все то, что содержится в Церкви и предлагается верующим. Это и святые посты, и святая вода, многоразличные требные чинопоследования, и, прежде всего, таинства. «Таинствами Христовой Церкви, – учит епископ Игнатий (Брянчанинов), – верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение» . Кажется, все это прекрасно всем известно, так зачем же снова зубрить этот «духовный букварь»? Да, так, действительно, кажется, но только на первый взгляд.

В постперестроечный период, период свободы, трактуемой как вседозволенность, Россию наводнили различного рода «целители душ и телес», обещающие людям за «умеренную плату» избавление от всех болезней и жизненных невзгод. «Целители» получили широкий доступ к телеэкранам, и «духовные услуги» можно было получить даже бесплатно, не выходя из дома. За время процветания всевозможной экстрасенсорики и парапсихологии у нас успел сформироваться особый тип человека – потребителя «духовных услуг», склонного видеть причины своих проблем не в себе самом, а вовне и соответственным образом решать эти проблемы. К примеру, ушел из семьи муж. Так можно пойти к колдуну и заговорами вернуть его домой. Если муж пьет, то можно его закодировать. Понравилась кому чужая жена? Нет проблем, можно пойти к какой-нибудь «госпоже» и приворожить ее. Люди были приучены к тому, что любые проблемы можно решить быстро и удобно, без труда над собой, свалив этот труд за определенную плату на «народного целителя». И вот такой человек приходит и в Церковь решать свои проблемы. Приходит, потому что все идут, потому что это популярно. И в Церкви будет такой человек решать свои проблемы так, как он привык уже это делать.

Спросив молодую маму, с какой целью она крестит своего младенца, можно услышать в ответ: чтобы не умер в младенчестве, чтобы его никто не испортил. Или же просто потому, что так все делают. Если спросим прихожан, зачем они причащаются, то часто услышим в ответ: для того, чтобы дела шли хорошо, чтобы все хорошо было в семье, было здоровье и чтобы никто, не дай Бог, не навел порчу. Исповедь зачастую воспринимается лишь как средство «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды. Венчаются, оказывается, для того, чтобы брак не распался, и так далее. Симптомы болезни можно перечислять очень долго. Но, может быть, кто-то рассудит: «Не все ли равно, с какой целью все это делаются? Главное, что люди уже в Церкви, приходят к священнику и принимают таинства. И это уже замечательно. Остальное приложится само собой». Тогда мы вправе предложить совопроснику на рассмотрение следующую ситуацию. Врач прописывает больному антибиотик. Но этот антибиотик имеет свое действие только лишь в том случае, если его пить семь дней и еще два дня после окончания симптомов болезни (таков, например, Flemoxin Solutab). Если больной без должного внимания отнесется к рекомендации врача и будет пить лекарство только несколько дней, до исчезновения симптомов заболевания, то он не вылечится, и болезнь вскоре вернется к нему. Вообще очень часто те или иные антибиотики имеют свое лечебное действие только в том случае, если их пить до еды либо после. Есть такие средства, которые возможно применять только при определенном состоянии организма (отсутствия тех или иных заболеваний), в противном случае лекарство может превратиться в яд и даже привести к смерти.

Если в том, что касается медицины, мы вполне согласны с вышеприведенными соображениями, то в том, что касается духовной жизни, нам почему-то сложно понять и рассуждения подобного рода вызывают протест. Но Церковь, по словам святого Златоуста, есть духовная лечебница, и параллели, связанные с медициной, здесь вполне уместны. Средства, предлагаемые в Церкви, направлены именно на уврачевание духовных недугов человека. Так же, как в медицине, эти средства оказывают свое действие при определенных условиях, выполняемых человеком. Эти условия сводятся к правильному отношению к таинствам, которое позволит человеку хорошо подготовиться к тому или иному таинству и потом обильно пожать его плоды. Объясню это на примере. Таинство крещения очень важно для человека. В этом таинстве верующий через покаяние и погружение в купель омывается от всей прежней греховной скверны, получает семя новой благодатной жизни по законам Евангелия и соединяется со Христом. Если человек это понимает, то прежде принятия таинства он хорошо подготовиться к этому. Он изучит Евангелие, чтобы знать те законы, по которым ему необходимо будет вскоре жить. Он постарается заранее бросить все дурные привычки, чтобы после таинства они не препятствовали ему жить по заповедям Христовым. Он постарается как можно искреннее покаяться в прежней греховной жизни, чтобы после крещения было легче изменить образ жизни. Если же человек, приходя креститься, преследует иные, нецерковные, цели, то и соответственной подготовки к таинству не будет, не будет желания и усилия к тому, чтобы посеянное семя новой жизни дало свои плоды. То же самое происходит и в отношении других таинств. Чтобы достойно причаститься, необходимо понимать, что причастие – это теснейшее соединение со Христом, способствующее скорейшему нашему уподоблению Христу. Только такое понимание позволит достойно подготовиться к таинству, чтобы принятие тела и крови Господних было спасительно. «Уверься и утвердись в вере, – учит святитель Тихон Задонский, – что в святейшей евхаристии истинно подается нам тело Христово и кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом, и приуготовлением, и благоговением, к этой ли Божественной трапезе приступая, не затрепещешь?» В противном случае, если человек ожидает от причащения лишь земного благополучия, то очень скоро может наступить разочарование и, как следствие, потеря веры в силу таинств. «Многие наперед вожделевают получить от святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу таинства колеблются. А вина не в таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости укрепить вас на всякое добро в угодность Ему» (святитель Феофан).

Исповедь нужна не для того, чтобы «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды, и даже не для того, чтобы принести ему «отчет о проделанных грехах». Святитель Феофан Затворник учит, что во время исповеди «больше сокрушения о грешности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо». Исповедь, при условии сердечного сокрушения о грехах и твердой решимости оставить грех, низводит на сердце кающегося милость Божию, состоящую в прощении грехов и в ниспослании благодати для дальнейшей борьбы с грехом. «Дело покаяния просто: один вздох и слово: “Согрешил, не буду!” Но этот вздох должен пройти небеса, чтоб стать ходатаем у престола Правды; и это слово должно изгладить из книги живота все письмена, коими означены там грехи наши. Где же возьмут они такую силу? В безжалостном самоосуждении и в горячем сокрушении. Вот сюда и да будет устремлено все наше покаянное рвение: умягчите и сокрушите сердце свое и потом, в час исповеди, не устыдитесь открыть все, что стыдит вас пред лицем Бога и людей» .

Наконец, таинство венчания совершается не с той целью, чтобы обезопасить брак от скорого развала. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того, чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Если же этой цели у них нет, то венчание само по себе не является гарантом крепости семейного союза. Непонимающие это, сталкиваясь с очередным разводом венчанного брака, вздыхают: «Ну, вот, даже венчание не помогло!»

Итак, наиглавнейшая и единственная цель Церкви на земле есть спасение человека, воспитание человека для жизни будущего века. Но и земная наша жизнь не забыта у Бога. Сам Христос научил нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам » (Мф. 6: 33). «Это все» – то, что необходимо для нашей земной жизни и что в совокупности и составляет наше земное счастье. Лишь бы только мы сумели воспользоваться тем «ключиком», о котором говорят не только эти слова Спасителя, но и все Писание, и искали прежде всего богоугождения в Его святых заповедях. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». Крестишься ли сам или крестишь детей – старайся впредь жить по заповедям и учить этому своих детей. А Господь уж позаботится о том, как сохранить тебя от напастей. Для этого Он и приставляет к крещенному Своего ангела-хранителя. Причащаешься ли – старайся тщательно подготовиться к встрече Великого Гостя и прими Его у себя с благоговением. Этот Гость Сам постарается обезопасить тебя от нежелательных влияний и управит ко благу твой жизненный путь. Венчаешься ли – венчайся с целью совместного богоугождения, и тогда сам путь к этой цели обезопасит твой брак от разрушения. Благодать, даруемая Богом для достижения этой цели, будет, подобно скрепляющему раствору, соединять супругов и сделает брак счастливым. И так во всем. Жизнь по заповедям Христа сделает нас счастливыми уже потому, что приблизит нас к Нему, а где Христос, там и всякое благо. Благо небесное и земное.

Цит. по: Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С. 625.

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1898. Т. 4. С. 62.

Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1905. С. 500.

Иоанн (Маслов) , архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Иоанн (Маслов) , архимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Магистерская дисс. Загорск, 1981. Т. 1–5. С. 1663–1664.

Добротолюбие. М., 1883. Т. 1. С. 97.

ИТАК НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ, – говорит Господь наш, – И НЕ ГОВОРИТЕ: ЧТО НАМ ЕСТЬ? ИЛИ ЧТО ПИТЬ? ИЛИ ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ? Еще в Ветхом Завете сказано: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (). «Я был молод и состарился» , – говорит царственный старец, пророк Давид (), – «и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» . «Господь не заповедует ничего трудного и неудобоисполнимого. Поэтому, как раньше говорил: если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, ибо и язычники то же творят: так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого» (святитель Иоанн Златоуст): ПОТОМУ ЧТО ВСЕГО ЭТОГО ИЩУТ ЯЗЫЧНИКИ .

Они не знают Бога истинного, не понимают, что Он печется о каждом Своем создании, живут только земной жизнью, поэтому им простительны такие попечения: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» () – так рассуждают они. А вы должны стоять выше их. Впрочем, Христос Спаситель после того, как, с одной стороны, тронул, пробудил и сильно укорил Своих слушателей, с другой стороны, и утешает их говоря: И ПОТОМУ ЧТО ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ ЗНАЕТ, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ НУЖДУ ВО ВСЕМ ЭТОМ . Не сказал: знает Бог, но знает Отец, чтобы возбудить в них больше надежды: ибо, если Бог есть Отец, и притом Отец всеведущий и попечительный, то не может презреть сынов, находящихся в бедах, когда даже и люди, будучи родителями, не делают этого. Если ты скажешь: мне потому должно заботиться о пище и одежде, что они нужны; то я, напротив, скажу: именно из-за того, что они необходимы, ты и не должен много о них заботиться. Ибо какой отец не захочет доставить необходимого своим детям? Уже поэтому Бог непременно подаст нужное. Ибо Он Творец природы, и в совершенстве знает ее нужды. Заботится ли о пище тот, кто идет на пышный обед? Запасается ли питьем тот, кто идет к источнику? И мы, имея Промысл Божий, не должны малодушествовать». «Имеющий Бога, – говорит святой Киприан, – ни в чем не будет иметь недостатка, если сам не отступит от Бога. Так Даниилу, когда он, по повелению царя, ввержен был в ров львиный, изготовляется обед Промыслом Божиим, и человек Божий насыщается среди зверей алчущих. Так Илия питается во время бегства: он получает пищу в пустыне через вранов; птицы приносят ему пищу». «Кто же, – спрашивает блаженный Августин , – действительно живет по духу правил, какие дает нам Спаситель? Тот, кто помнит, что только излишняя заботливость осуждается, а не труд, который благословлен Богом». Господь говорит только: Не предавайтесь излишним заботам о том, о чем обыкновенно люди заботятся; предпочитайте всем заботам одну, одного и ищите паче всего: ИЩИТЕ ЖЕ , никаких трудов не жалейте, ПРЕЖДЕ всего земного ищите ЦАРСТВА БОЖИЯ , чтобы вам быть истинными сынами этого Царствия, послушными чадами Церкви Божией на земле и наследниками Царства Божия на небе, ищите И ПРАВДЫ ЕГО , оправдания пред Богом, по заслугам Сына Божия; тогда все прочее, чего ищут люди, найдется само собой: И ЭТО ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ , присоединится, как бы в придачу за труды ваши в искании Царствия Божия. не оставит вас, не забудет, все, что нужно вам, пошлет, а наипаче подаст вам мир Божий и радость духовную. Тогда у вас всегда будет светло на душе, всегда будет чиста и спокойна совесть, довольно всем сердце, так что вы за все будете Бога благодарить.

Открылась на ноге страшная рана, и работать стало нельзя. Все свои деньги он истратил на лечение, но пользы не было; врачи решили ногу отнять. И вот он вспомнил свою прежнюю трудовую жизнь, стал каяться и просить у Бога милости. Тогда является ему Ангел Божий и говорит: «Иоанн, где же твои деньги, которые ты собирал?» Заплакал страдалец: «Согрешил я, Господи, прости меня, вперед не буду!» И коснулся Ангел Господень болящей ноги его, и стал Иоанн всем телом здрав. С того времени он грехом почитал копить деньги: «На что они мне, – говорил он, – когда Сам Господь печется о мне?"…