Виды
общения
Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное
и массовое
общение. Межличностное общение
связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по
составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов
незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами
средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное
и ролевое
общение. В первом случае
участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими
индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации
совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как
носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник
– подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения,
так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе
такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как
некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным
и конфликтным
. Первое отличается тем, что
в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный
признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать
интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием
людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным
и деловым
. Личное общение – это обмен
неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей,
выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое
и опосредованное.
Прямое
(непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей
друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации
возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это
взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и
видеотехники).
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по
типам.
Императивное
общение – это
авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения
контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к
определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной
стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение
партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания
и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения
«начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных
условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные
отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и
супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система
педагогических отношений.
Манипулятивное
общение – это форма
межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью
достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция
предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает
стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При
манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная
личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с
другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого
себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы
поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень
собственной жизни.
Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых
отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и
использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой
сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в
остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции
отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной
привязанности.
Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы
общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек,
рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается
сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
В свою очередь, диалогическое
общение
– это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное
познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого
взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного
развития.
«Контакт масок»
-
формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности
личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости,
безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов,
стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не
задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».
Примитивное
общение,
когда
оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если
нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или
последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то
теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское
общение.
Суть
светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают,
а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому
что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и
не определяют характера коммуникаций.
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Виды общения по целям :
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
По опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
Общение общении с другим человеком с момента своего рождения. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста. Через общение человек получает знания об окружающем мире, благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, осваивают правила поведения, применяют их на практике. Общение способствует развитию интересов человека или наоборот может тормозить его. Многим людям не уютно среди других людей из-за неумения общаться. Общение играет большую роль в развитии личности, какое общество, такое и общение. Общение – это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности, усвоение информации.-
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ? Общение – это широкое и много плавное понятие. Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения. -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ? Общение – это широкое и много плавное понятие. Человек нуждается в общении с другим человеком с моме. Загрузка. -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ?
Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН. Часто вопросы защиты прав и... подробнее ». -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ?
Человек нуждается в общении с другим человеком с моме. Правовое государство и его основные признаки. -
С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии ... -
Социальные статусы и роли личности в обществе.
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия... -
Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать
Следует помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с формированием ядра личности : например в тех, случаях... -
Какова роль общения в деятельности сотрудников правоохранительных органов?
Большой вред наносится, когда вместо оценки конкретных действий человека критикуется его личность , характер. -
> Общение (коммуникация) - это способ бытия человека в условиях взаимоотношений, взаимоде. Какова роль правосознания юристов?
Он должен иметь в виду, что правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести с которыми поединок не просто, если плохо... -
Личностное общение – влияет на развитие человека как личности , формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.
Найдено похожих страниц:10
Прочитаем информацию
.
Общение
как философское понятие - специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.
Общение классифицируют по
1. используемым средствам общения
:
- непосредственное - общение, которое происходит с помощью естественных органов (руки, голова, голосовые связки и т.д.).
- опосредованное - общение, которое происходит с использованием специальных средств и орудий (приспособленных или изобретенных)
- прямое - общение, которое предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
- косвенное - общение, которое осуществляется через посредников (других людей).
- общение между реальными субъектами (между двумя людьми)
- общение реального субъекта с иллюзорным партнером (человек с животным)
- общение реального субъекта с воображаемым партнером (подразумевается общение человека со своим внутренним голосом)
- общение воображаемых партнеров (литературные персонажи)
- диалог
- обмен мнениями в виде монолога или реплик
- социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности.
- познавательная - познание людьми друг друга.
- психологическая - осуществление определенного воздействия на психологическое состояние человека.
- отождествления (противопоставления) - выражение причастности человека к группе: «Я - свой» или «Я - чужой».
- организационная - организация совместной деятельности людей.
Коммуникация - процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.
Общение как вид деятельности
Общение - вид деятельности, в процессе которой происходит обмен информацией между равноправными субъектами деятельности, а также обмен идеями и эмоциями.Структура общения :
- субъект - тот, кто является инициатором общения (человек, социальные группы, слои, сообщества, человечество в целом).
- цель - то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
- содержание - та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
- средства - способы передачи, переработки, расшифровки информации (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
- получатель информации - тот, кто принимает информацию (человек, социальные группы, слои, сообщества, человечество в целом).
- общение - элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, эти два понятия тождественны, т.е. между ними можно поставить знак равенства.
- общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.
- общение и деятельность - это противоположные понятия, две разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать и без деятельности.
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 2. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 3. Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007.
Лекция по обществознанию на тему «Общение»
(по учебнику Важенина для СПО)
Человек — существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его членами, которое называется общением.
Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах оно проходит. Так. различают речевое и неречевое общение. Речь — важнейшее социальное свойство человека. Часто короткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с помощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений — все это несет определенную информацию. Формами неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализация. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.
В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцептивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное общение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще возможно между близкими людьми — родителями и детьми, влюбленными супругами, старыми хорошими друзьями. О таких людях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное общение — это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от говорящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).
Диалог — наиболее распространенная форма вербального общения. Он предполагает самостоятельность и активность его участников. признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога проходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог — основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.
Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при совместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного общения люди приспосабливаются друг к другу, между ними возникают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоровой конкуренции: не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, тушение огня пожарниками совместно с жителями соседних домов — все это виды интерактивного общения.
В связи с развитием средств передачи информации видовое разнообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выделить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотношении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинаковым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как известно, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приводит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями которой становятся все участники общения. Коммуникация же предполагает передачу информации одним субъектом другому без обратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.
Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых информационная функция. Общение служит средством передачи информации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую информацию, люди обогащают свои знания. В-третьих, воспитательная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образцы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержания совместной деятельности людей и включения человека в общество как равноправного его члена.
В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуществляется. выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.
Бытовое (повседневное) общение — это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни.
Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инструкций. указаний и имеет целью достижение положительных результатов трудовой деятельности. В рамках делового общения руководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способствовать улучшению качества работы.
Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, родители могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кандидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, органы пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обращаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза наказания и т. д.
Обучающее общение — это воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обыденной жизни.
Культурное общение связано с взаимодействием людей в процессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посещение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных коллективов, членство в различных клубах, организациях и т. д.
Научное общение сопровождает научно-исследовательскую деятельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велосипед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.
Межкультурное общение осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимодействие представителей разных направлений в музыке, искусстве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на основе сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.
Ритуальное общение — это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жизни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, входящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при совершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие приглашения и приход в гости, посещение общественных мест и т. д.
Одной из разновидностей ритуального общения выступает этикет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом называют совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.
Наиболее распространенное правило в нашей жизни — это приветствие. Оно никогда не должно быт несдержанным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчиненный — с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с человеком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при приветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протянутой для рукопожатия, считается оскорблением.
Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину — женщине, сотрудника — руководителю. Отдельного человека представляют группе.
На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опоздании следует извиниться и объяснить причины задержки.
Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет невежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспрашивать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хотели бы видеть, вы. тем не менее, должны с ним поздороваться.
Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стариками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой женщине, выбора темы для разговора в обществе т. д.
Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы общения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скромность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.